Старт в науке. Социальное конструирование и проектирование реальности в среде молодежи История развития социального проектирования

Общество, в котором формируется молодой человек, является для него объективной социальной реальностью. Объективность обусловлена внешней данностью условий жизни, тем, что молодой человек включается в уже готовые социальные структуры и отношения. Для успешного продвижения необходимо освоение правил, по которым устроен внешний мир. Вместе с тем внешняя социальная реальность как готовая конструкция является результатом субъектной деятельности людей. Поэтому процесс социализации представляет собой не только освоение молодым человеком заданных стандартов, но и проявление собственной субъектности, которая в узком смысле выражается в проявлении активности в процессе усвоения норм, ценностей, а в широком понимании - в активной деятельности по конструированию реальности.

Путем индивидуального конструирования и проектирования социальной реальности молодой человек реализует себя как социального субъекта. Эти теоретические положения развиты и применены В. А. Луковым в изучении конкретных механизмов освоения молодежью социальной действительности в процессе социализации.

Согласно разработанной В. А. Луковым концепции социального конструирования реальности молодежью этот процесс включает следующие способы: 1) адаптация к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); 2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира»; выделение зоны независимости); 3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии с собственным символическим универсумом) . Активность молодежи в социальном конструировании реальности составляет важнейшее условие ее социализации. Конструирование осуществляется посредством символизации своего мира, молодежной моды, проектирования реальности, выработки жизненных стратегий.

Знаково-символический мир молодежи. Символы - предметы, действия, слова, изображения, служащие в качестве условных обозначений и опознавательных знаков для членов определенной социальной группы. Они являются внешними признаками принадлежности индивидов к одним группам и дистанцирования от других. Поэтому общее назначение знаков и символов молодежи - ориентация в пространстве «свои-чужие» .

Процесс создания и ограждения своего мира молодежью неотделим от его символизации. В. А. Луков выделяет следующие характерные знаково-символические отличия молодежи: способы создания, поддержания и презентации тела, его атрибуты (параметры тела, стандарты внешности, типичные жесты, прически, макияж, украшения, одежда и особенности ее ношения); вещи и предметы обихода молодежи (мобильный телефон, компьютер и др.); способы коммуникации - язык и средства общения (мобильный телефон, Интернет и проч.); формы проведения досуга предпочтения в еде; музыка и танцы; особенности сексуального поведения .

Молодежная одежда «отличается яркостью, ослабленной половой дифференциацией (унисекс) и полифункциональностью. Примером стандартизации молодежной одежды нескольких поколений являются джинсы. Для молодежи считается нормальным оголение тех или иных частей тела и эротическая провокация. На этом общем фоне особыми чертами в самом составе предметов одежды и обуви, а также в их конфигурации, цветовой гамме, фурнитуре и т. д. обладают различные молодежные субкультуры, придающие отличию в одежде знаковый характер» .

Прически могут становиться почти нормативными для значительной части молодежи. По ним нетрудно отличить поколения 1940-х гг. от поколений 1960-х или 2000-х гг. В прическах и макияже (или его отсутствии) нередко отражается позитивный образ у значительной части молодежи тех или иных субкультур либо культурных стилей, которые становятся отличительной чертой внешнего облика целого поколения (например, ориентация на прически в стиле «Битлз» в 1960-1970-е гг.) .

В украшениях заметна распространенность яркой бижутерии, ориентации на традиционные культуры (украшения с проколом ноздрей, губ, практика пирсинга). Распространение в молодежной среде в последние годы различных видов татуировок на теле имеет то же происхождение и одновременно выражает определенные тенденции в культуре телесности. При этом сами татуировки утрачивают первоначальный смысл и становятся атрибутом моды .

Символами могут становиться различные жесты и позы. Некоторые из них выражают солидарность по какому-либо поводу. Так, в 1930-е гг. поднятый вверх кулак выражал сплоченность антифашистской молодежи (впрочем, как и всех антифашистов, независимо от возраста). В 1960-е гг. пальцы в форме латинской буквы V (начальная буква слова «victory» - «победа») стали символом студенческого бунта. Позднее этот жест стал применяться молодежью как обозначение солидарности со «своими» на футбольных матчах, концертах поп- и рокзвезд, просто на фотографиях для «своих» ит. д. Другие жесты и позы призваны компенсировать внутреннюю скованность и, наоборот, выразить уверенность в себе и независимость, а также идентификацию с референтными группами.

Массовое распространение новых техник и технологий в быту в качестве привычных вещей - отличительная черта современной молодежи. Они имеют не столько индивидуальную, сколько групповую атрибуцию. Она проявляется в наборе используемых вещей и наиболее целостно представлена в комнате подростка (если таковая имеется) . При этом наблюдается сходство предметов и убранства комнат подростков в пределах современной европейской культурной модели .

Молодежью быстрее, чем старшим поколением, осваиваются не только сами вещи, рождаемые научно-техническим прогрессом и отвечающие на новые потребности людей (нередко порождающие новые потребности), но и многообразные функции таких вещей. Таково, в частности, массовое овладение молодежью компьютерами, видео- и аудиотехникой, мобильными телефонами со всем комплексом их коммуникативных, информативных, развлекательных и других возможностей .

Знаковый характер имеют некоторые предпочтения молодежи в еде. Так, в крупных городах отмечается ориентация молодежи на такие виды еды, как пицца или биг-мак, пиццерия обычно становится чем-то вроде молодежного клуба . Предпочтения в еде формируются во многом под воздействием рекламы. Часть ее напрямую адресована молодежи и нацелена на усиление идентификации с определенными типами. Например, согласно рекламе «батончик «Финт» - только для тех, кто вправду «крут», а «Шок» - это по-нашему». Подобные рекламные методы используются и в отношении других социально-возрастных групп (так, некоторые сорта пива позиционируются как предназначенные «только для настоящих мужиков»). Важным является содержание транслируемого рекламой образа.

Наличие предпочтений в еде статусного, а не вкусового происхождения, - одно из свидетельств существующего в молодежной среде «огораживания» зоны независимости. В то же время еда приобретает знаковый характер лишь тогда, когда есть возможность выбора и не стоит вопрос о простом удовлетворении потребности в питании. Для значительной части молодежи остается проблемой собственно утоление голода при крайне ограниченном выборе средств .

В сфере досуга с молодежью ассоциируются различные телесно ориентированные практики, в частности спорт, танцы, бодибилдинг. Нередко они приобретают субкультурный характер или входят в состав сложных субкультурных образований (например, брейк-данс в составе хип-хоп культуры). Досуг молодежи часто имеет экстремальные формы (экстремальные виды спорта, сознательно агрессивное поведение в общественных местах, нелегальное граффити и т. п.). В обыденном сознании с молодежью нередко связывается общая ориентация на развлечения (в том числе опасные - вроде экспериментов с наркотиками). Между тем в молодежной среде развлечение выполняет функцию коллективного освоения сложного социального мира .

Знаковый характер имеют предпочтения молодежи в сфере публичной информации. В социологических исследованиях рекламы, телепрограмм, рынка книжной продукции, других исследованиях СМИ обычно выделяется молодежь в качестве реальной или потенциальной целевой аудитории. Для молодежи (с учетом ее знаковых систем и символического мира) создаются специализированные проекты (издания, программы и т. д.) СМИ .

Знаки, создаваемые молодежью для самоидентификации, находят отражение в лексике и фразеологии. Язык молодежи (сленг) - открытая подсистема языка, граничащая с разговорной речью, арго, просторечием и табуированной лексикой, активно употребляемая людьми от 13- 15 до 25-30 лет и имеющая яркую стилистическую окрашенность. Это средство коммуникации позволяет ограждать зону независимости молодых людей главным образом от взрослых, а также отличает их от представителей других субкультур.

По определению А. И. Ковалевой и В. А. Лукова, «под сленгом (или общим жаргоном) понимается открытый список слов, понятных большинству носителей данного языка, однако активно употребляемых, прежде всего в молодежной среде, имеющих яркую стилистическую окраску и оцениваемых говорящими как приемлемые лишь в ситуации неформального общения. Определяющими чертами сленга является: 1) открытость и гибкость, 2) специфичность для языка молодежи, 3) нацеленность на определенную аудиторию, 4) стилистическая маркированность» . Как и в целом, будучи выразительным лексическим средством разговорной речи, молодежный сленг отличается экспрессивностью, эмоциональной окрашенностью, ненормативным характером .

Одними из знаковых маркеров молодежи и ее определенных сообществ являются музыка и танцы. По отношению к тому или иному музыкальному стилю, исполнителю или группе исполнителей происходит дифференциация как между молодежью и другими возрастными группами, так и внутри самой молодежи, хотя данный признак не является всеобщим и последовательным . В разных социальных группах знаковый характер музыки и танцев имеет своеобразное ритуальное значение.

Знаки и символы просматриваются и в сфере сексуального поведения молодежи. Данная часть жизни символизирует молодость и ориентирована на ценности молодости. В то же время в сексуальном поведении молодежи нередко усматривается избыток аморализма, разврата, отхода от социальной нормы. В свою очередь, молодежь нередко откровенно демонстрирует свою сексуальность как преимущество перед старшими поколениями, в том числе в формах, признаваемых в обществе девиантными (групповой секс, гомосексуализм, съемки в любительской порнографии и т. д.) .

Рассмотренные знаки и символы (одежда, макияж, прически, украшения и т. д.) являются частью молодежной моды. В свою очередь, сама молодежная мода - многоплановое и потому не однозначное социальное явление. Неоднозначность моды как таковой выражается в противоречиях: между подражанием молодежи референтным образцам и ее индивидуализацией, стремлением «быть как все» и желанием самовыразиться; стремлением к свободе и раскрепощению и отчуждением индивидов от самих себя ради сходства с остальными; способностью моды одновременно служить социальным маркером различий в среде молодежи, основанных на статусном неравенстве и средством унификации; освобождением и новыми скрытыми зависимостями; тенденцией на удовлетворения эстетических, досуговых и иных потребностей и новыми формами противоборства и соперничества.

В молодежной среде мода выполняет несколько функций:

1) обеспечивает процесс социализации в форме следования ее меняющимся образцам; 2) позволяет интегрироваться в то или иное сообщество и при этом самовыразиться; 3) является средством саморегуляции и социального контроля. В этом смысле мода становится средством манипулирования сознанием в форме насилия над индивидуальными особенностями индивидов, не соответствующих ее стандартам. Подобные процессы особенно характерны для молодежи, в среде которой эстетические характеристики стиля уступают место символизации, ограждению своего мира и идентификации со сверстниками или с кумирами. При всем разнообразии, обусловленном стилевыми особенностями различных субкультур, современная молодежная мода формирует схожие образы мысли и поведения, продиктованные идеями потребления.

  • См.: Ковалева Л. И., Луков В. А. Указ. соч. С. 189.
  • Там же. С. 191.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Социальное проектирование с каждым годом становится всё более популярным. Некоммерческие организации довольно часто используют его для удовлетворения интересов и потребностей граждан. Как же это происходит, и какие приносит плоды? Социальное проектирование столь необходимо при планировании социально значимых проектов, задействующих большое количество людей, крупных проектов с большой финансовой ответственностью. Грамотное социальное проектирование способно помочь избежать неэффективности, на этапе планирования отсеять невыполнимые задачи, создать необходимые условия для реализации целей, определить средства и так далее. Всё это даёт возможность получить наилучший результат или научным путём убедиться в необходимости корректировки цели.

Тема социального проектирования не может не быть актуальной, с развитием общества меняются условия, и то, что было невозможным десять лет назад, сейчас вполне доступно. Информация - это главное условие проектирования, и объём информации постоянно растёт. К тому же в рамках научной действительности это понятие довольно молодо и оправдывает интерес к себе со стороны людей, занимающихся социологией, политологией, психологией, менеджментом и др.

Всё вышеперечисленное заинтересовало меня и мне захотелось изучить эту тему подробнее.

Исходя из всех поставленных вопросов, я вывела цель работы :

Выяснить, действительно ли социальные проекты являются действенным инструментом для решения проблем граждан, и как написать результативный социальный проект.

Из цели были сформулированы следующие задачи :

Узнать историю социального проектирования .

Найти определение и типологию социальных проектов.

Ознакомиться с существующими социальными проектами.

Написать и реализовать собственный социальный проект.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Прежде, чем начинать заниматься изучением какой-либо темой следует разобрать, что же это такое.

Термин «социальный проект» появился не так давно, поэтому его нельзя найти в известных словарях, однако мы живём в веке Интернета, где можно отыскать всё, что угодно. Вбив термин в поисковой строке, я нашла несколько определений:

На странице свободной интернет-энциклопедии «Википедия» :

Социальный проект - сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.

На сайте Центра Дистанционного Образования МГУ им. М.В. Ломоносова:

Социальный проект - последовательность мероприятий, действий и акций, целью которых является предупреждение, минимизация или разрешение проблем, обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.

Исходя из всех вышеперечисленных определений, я сформулировала собственное упрощённое, которое будет понятно каждому:

Социальный проект - это готовый продукт социально значимой деятельности человека, созданный для удовлетворения человеческих потребностей и улучшения качества жизни.

1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Термин “проектирование” происходит от лат. “projectus” - брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития того или иного явления.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат.

Субъект социального проектирования - это тот, кто осуществляет проектирование с целью преобразования социальной действительности. В качестве субъекта выступают: различные носители управленческой деятельности - отдельные личности и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. д. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Объект социального проектирования - это тот, на ком осуществляется процесс проектирования. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как индивид и субъект деятельности со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, трудовые и т.п.);

4) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).

Изучение объекта и субъекта позволяет накопить определённый объём информации (информационный массив), что является необходимым условием и источником социального проектирования. Анализ информации, материала различных социологических исследований позволяет осуществить проектирование и сделать это так, чтобы оно отвечало заданным целям.

Основная цель социального проектирования - создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные и научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей и наличии определенных условий: финансовых, трудовых, материальных, энергетических, интеллектуальных и других.

Если отталкиваться от первых попыток научно обосновать применение проектной деятельности в отношении социальных явлений и процессов, то история развития социального проектирования берёт своё начало в 20-30 годах 20 века. И прежде всего эти попытки были связаны с разработкой проектных обоснований оптимальных путей решения перспективных проблем общественного развития. Их предметно-практическое проявление нашло своё отражение, в частности, в форме первого пятилетнего плана развития народного хозяйства в Советском Союзе и в так называемом «новом курсе» - в США. Советский Союз сконцентрировал своё внимание на социально-экономических проблемах, таких как неграмотность, беспризорность и других, а также на способах их разрешения. В США занимались преодолением «кризиса перепроизводства». В это время сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, то есть того, что сегодня относят к социальной деятельности.

В последующие годы предпочитали рассуждать скорее о социальном планировании, программно-целевых методах или нововведениях, нежели о социальном проектировании как таковом. Вместе с тем появление в 1970-е гг. класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, политики, духовной жизни, а также градостроительства и дизайна, в полной мере продемонстрировавших, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ, потребовало выделения социального проектирования в качестве самостоятельной технологии реализации социологического знания.

Однако существует ещё две интересных точки зрения относительно возникновения социального проектирования.

Первая утверждает, что социальное проектирование берёт свои корни ещё в античности, а «Государство» Платона можно считать одним из первых социальных проектов. Другими словами можно сказать, что социальное проектирование существовало всегда.

И ведь, действительно, человеку всегда хотелось заглянуть в будущее, и даже в далёком прошлом, когда полученную информацию о будущем невозможно было верифицировать - различного рода предсказания, гадания, шаманизм. А в настоящее время, используя накопленные знания и опыт, применяя оправдавшие себя методы и методики, можно получить данные, от которых будут зависеть дальнейшие действия субъекта процесса. Можно ли сравнить проектирование с профессиональным чутьём - однозначно нет, даже при том условии, что результаты обоих процессов могут быть идентичными. Проектирование - это сложный многоуровневый процесс, в котором хоть и присутствует доля субъективизма (всё же проектированием занимается субъект), всё же он призван минимизировать эмоциональное отношение к прошлому опыту. Для этой цели весь процесс разбивается на несколько этапов, применяются определённые методики, учитываются все условия - система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность (отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.).

Существует такое понятие, как «утопический проект», например философские нормативные построения типа «Государство» Платона, классическая литературная утопия Томаса Мора «Утопия», утопические построения научной фантастики. Но можно ли утопию причислить к социальным проектам? С одной стороны, утопия так же, как и социальный проект, предвосхищает будущее, предполагает рационализацию для выработки ряда практических действий. С другой стороны, утопия не реализуется, так как содержит в своей основе заранее недостижимые цели (в силу социальных обстоятельств, социально-экономического устройства общества, отсутствия необходимых для реализации условий). Утопия - это, грубо говоря, больше фантазия, нежели логика практического действия.

Далее, в начале 20 века, происходит что-то вроде скрещивания социальных утопий с практической установкой поначалу архитектурной. «Мы прекрасно чувствуем, - писал И.Верещагин, - что архитектурные требования можно и нужно предъявлять не только к зданиям, но и к любой вещи, любому человеку и его лицу. В настоящее время строятся не только заводы, но и новая культура и новый человек». Полным ходом шло строительство клубов, Дворцов труда и отдыха, где должен был формироваться новый коллективный быт, общение трудящихся, а также их воспитание и культурное развитие. Впоследствии подобное жизнестроительство критиковалось, но тем не менее к нему вновь вернулись после войны. Подобное явление имеет установку на проектирование и на создание новых социальных отношений и нового человека, однако, данная практика не воспринималась как социальное проектирование, речь шла о градостроительной и архитектурной деятельности.

С середины 60-х годов впервые заговорили о проектировании как таковом. Одновременно в научных исследованиях и проектировании стал набирать силу социологический подход. Началось сближение идей проектирования и социального управления, что впоследствии привело к выделению социального проектирования. Необходимо было определить пути решения ряда социальных проблем. В частности, в исследованиях Б.В.Сазонова, М.А.Орлова, И.Р.Федосеевой, А.Г.Раппапорта, В.М.Розина были разработаны идеи «функциональной системы общественного обслуживания». По сути, с современной точки зрения это был один из первых образцов продуманного (методологически осмысленного) социального проектирования, но таковым он ещё не осознавался. Чтобы произошло выделение социального проектирования как самостоятельного вида деятельности, необходимо было проектный подход, осмысленный в методологии проектирования, скрестить с социологическим подходом. Это и произошло в семидесятых годах. К этому времени сложилась группа практик (видов деятельности), в структуре которых чувствовалось что-то общее, это - социальное управление, социальное планирование, конструирование и проектирование организационных и социальных процессов и структур, дизайнерское и градостроительное проектирование. С одной стороны, объекты этих практик описывались и специфицировались на основе набирающего в этот период силу социологического подхода, с другой - стратегия этих видов деятельности строилась под влиянием системотехнических, квазиинженерных и проектных представлений.

И.Ляхов в начале 70-х годов попытался обобщить накопившийся опыт, выделить общие законы, которым подчинялись все подобные виды деятельности. «Весьма условно и предварительно, - пишет он, - новое направление научных исследований можно назвать социальным конструированием. С помощью социологических исследований мы приобретаем знание о состоянии социального объекта, социальное прогнозирование раскрывает тенденции развития объекта, социальное конструирование указывает на осуществимые формы его рационального преобразования».

И. Ляхов, придерживаясь идеи конструирования, связывает её с такими ключевыми словами, как «конкретные социологические исследования», «прогнозирование», «рациональное преобразование социального объекта», «системный подход», и таким образом открывает совершенно новую действительность, лежащую в рамках социальной инженерии. Оставалось лишь найти более подходящий и адекватный термин. Сам Ляхов уже говорил о социальном проектировании, но пока не ставил его во главу угла. Другое понятие понадобилось потому, что термин «социальное конструирование» не отражал основной процесс, происходивший в течение всех 70-х годов - смену в общественном сознании инженерной парадигмы и организации деятельности на проектировочную. Поэтому в конце 70-х - начале 80-х годов за новым подходом закрепляется другое название - «социальное проектирование».

В работе Л.Н.Когана и С.Г.Пановой социальное проектирование получает уже развернутые характеристики, намечается основная проблематика. Социальное проектирование рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя и планирование, и программирование и проектирование. Однако составляющие процесса не тождественны самому процессу. Социальное проектирование противопоставляется прогнозированию: прогнозы, являясь «способом познания действительности, должны предшествовать социальному проектированию (а также планированию и программированию), повышая степень его научной «обоснованности, объективности и эффективности».

Существует также точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку в настоящее время произошло осознание социального проектирования, формируется база методов проектирования. На основании представлений о социальном проектировании, сформированных ранее, развиваются положения положения о социальном проектировании, идущие в рамках управленческой науки.

Выделяются два основных направления в изучении и применении социального проектирования: одно в большей степени опирается на философию, другое - на социологию. Хотя оба направления имеют много общего и часто пересекаются. Так, например, оба направления считают, что социальное проектирование является одним из видов социальной инженерии и в этой роли должно выступать эффективным средством решения актуальных социальных задач. Иногда в высказываниях учёных находили отклик утопические задачи жизнестроительства 20-30-х гг., например: «перерастание социалистических общественных отношений в коммунистические, изменение социальной структуры коллектива, города, стирание неравенства наций, превращение труда в жизненную необходимость личности, развитие личности, укрепление ее уверенности в завтрашнем дне и т.п.». Кризисных моментов, наверное, не избежать, и скорее всего это связано с субъективизмом, от которого никуда не деться в сфере, связанной с социумом, обществом, человеком. Ведь при планировании и проектировании будущего велик соблазн завысить планку, ставя иногда перед обществом такие задачи, к которым оно не готово. Как возможно стереть неравенство, если оно существовало среди людей всегда, на всём протяжении развития человека, сначала это было неравенство в физических возможностях «кто сильнее, тот и прав», неравенство в происхождении «сын вождя», затем стали появляться материальные блага, статус, положение в обществе и прочее. И неравенство между бедными и бесславными с богатыми и власть имеющими выросло до тех пределов, что перекроить общество, отобрав у одних и раздав другим, уже не получится. Ведь неравенство сложилось не только во внешних показателях, но и во внутреннем капитале человека: возможности одних получить более насыщенное и разностороннее развитие (секции, кружки требуют, как правило, дополнительных затрат, иногда немалых - участие в соревнованиях, оплата тренерской работы, закупка костюмов и так далее), более глубокое образование (лицей или гимназия со сложной учебной программой, укомплектованность преподавательским составом, хороший спортивный зал, оснащение компьютерного класса - всё это увеличивает шансы учеников таких лицеев и гимназий на получение более качественного образования и поступление в престижные вузы по сравнению с учениками из небольшой сельской школы, где иногда один преподаватель ведёт по несколько предметов у разных классов), более квалифицированная медицинская помощь и возможность путешествовать.

В настоящее время реально сложились следующие подходы к раскрытию сущности социального проектирования. Первый подход рассматривает проектирование как специфическую деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность. Второй подход трактует социальное проектирование как директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связывая его с реализацией долгосрочных программ и планов развития. Третий подход характеризует социальное проектирование как один из видов социального планирования.

И, наконец, четвертый подход в качестве основной задачи социального проектирования определяет обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.

Согласно другой классификации и объяснения сути социального проектирования выделяются следующие подходы:

Объективно-ориентированный подход (Г. А. Антонюк, Н. А. Айтов, Ж. Т. Тощенко) - предпочтение отдаётся разработке проектов объективной реальности в социально-проектной деятельности, чётко прорабатываются все требования;

Проблемно-ориентированный подход (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко) - предпочтение отдаётся выработке различных альтернативных образцов решения текущих и перспективных социально значимых проблем;

Субъективно-ориентированный подход (В. А. Луков) - предпочтение отдаётся учёту субъективного восприятия объективного мира со всеми его установками, ценностными ориентациями.

Рассмотрим основные характерные черты, присущие всем социальным проектам:

1) наличие характеристик, которые у проектируемого объекта без проекта не возникают;

2) наличие параметров и условий для реализации;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение заданного промежутка времени.

По мнению ряда авторов (В.И. Курбатова и др.), социальное проектирование является специфической социальной технологией решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и многофакторности их возможных решений. Важная методологическая задача состоит в выявлении системы общих (основных и специфических) групп принципов социального проектирования.

К основным принципам социального проектирования относятся:

Принцип «допустимого порога модификации и модернизации», требующий учета границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является и субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов, оценки социально значимых последствий их модификации.

Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности - социокультурной среды ее обитания, заключающийся в разработке условий, способствующих саморазвитию социокультурного субъекта (личности, группы, института, общества) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.

Принцип персонифицированности процесса и результатов социального проектирования, означающий альтернативность идей и проектов, создающий условия для свободного самоосуществления и самореализации субъекта средствами социокультурной деятельности. . Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение, требующий соблюдения соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов социокультурной динамики.

Принцип проблемно-целевой ориентации, предполагающий ведущую роль целевой ориентации проектов на решение различного рода социальных проблем.

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, причём необходимо учитывать субъективный фактор. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

Противоречивость социального объекта;

Многовекторность развития социального объекта;

Невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

Многофакторность бытия социального объекта;

Наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

Субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

Факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру).

Социальная технология — это упорядоченная последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов и приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа (указания, решения, распоряжения, нормативы, направляющие социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий).

Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.

Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности.

1.3 ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Социальные проекты делятся на несколько групп. Ниже представлена их классификация с примерами:

По целевому направлению:

Экология

Медицина. Здоровье

Безопасность

Транспорт

Сервис жизнедеятельности

Социальная адаптация

Образование

Творчество

Духовное просвещение

По административно-территориальному делению мест проживания:

Отдельных представителей общин как граждан страны

Сельских местных общин

Городских местных общин

Районных местных общин

Региональные проекты

Национальные проекты

Международные проекты

По срокам реализации:

Крайне необходимые. В настоящее время. Онлайн.

Мгновенные (1 - 4 недель).

Краткосрочные (1 - 6 месяцев).

Среднесрочные (0,5-1 лет).

Долгосрочные (1-5 лет).

Постоянные.

ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.

1. Уяснение проблемы.

Предметная проблемная ситуация, где некое социальное противоречие требует организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ.

Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее развитие.

3. Паспортизация объекта.

Получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные характеристики системы, влияющие на функционирование и развитие. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п.

Этапы создания паспорта социальной структуры:

а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие;

6) разработка формы паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться);

в) заполнение форм паспорта данными

4. Цель.

Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Чётко сформулированная цель, понимаемая всеми субъектами - залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) потребность - мотив;

б) выбор способов ее удовлетворения (планирование действий);

в) предполагаемые конечные результаты и последствия (желаемые и не желаемые).

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута; обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

На стадии определения целей необходимо: предусмотреть все противоречия между ними, чтобы избежать конфликта целей, наметить пути устранения конфликта целей, если избежать его невозможно; определить одну из целей в качестве главной, на достижение которой и будет направлено функционирование всей системы.

5. Задачи.

После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой, которые станут этапами достижения целей. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов.

6. Прогнозирование.

Это очень важный этап, суть которого в широком смысле - предвидение, информация о будущем, информация о предположительных результатах. В узком смысле - это специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов.

Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Делается это с целью выявления предположительных результатов, чтобы избежать неудачи и возможности подкорректировать действия. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы.

2. РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Социальное проектирование в Пермском крае находится на достаточно высоком уровне. На данный момент, существует множества программ, направленных на популяризацию социальных проектов. Это различные форумы, гранты, программы. Самыми известными в Пермском крае являются Молодёжный форум «Пермский период», Программа социального проектирования «Мой город. Мои ценности», Краевой конкурс социально-значимых проектов Департамента общественных проектов Администрации губернатора Пермского края. Все эти программы имеют большое значение, с их помощью реализовывались многие пермские проекты.

Прежде чем начинать работу над собственным социальным проектом, следует ознакомиться с существующими. Ниже представленные именно эти проекты, так как мне самой доводилось с ними работать.

1. «Строим лес» - это проект, организаторами которого являются учащиеся муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» Василий Павлов и Евгений Баландин, при поддержке Администрации школы №9 и Администрации города Перми. «Строим лес» призван показать, что решение экологических проблем зависит от каждого человека, и что лишь общими усилиями возможно всё изменить.

Главные мероприятия проекта:

Сбор макулатуры,
-сбор пластика,
-сбор использованных батареек,
-благотворительные ярмарки по принципу 75/25(75% средств от вырученной суммы идут в фонд проекта, 25% средств участник ярмарки может оставить себе, но также он может отдать их в фонд проекта), на которых может продаваться выпечка, поделки, игрушки и т.д.

На все вырученные средства планируются закупка саженцев, из которых будут высаживаться аллеи в парках и скверах населённых пунктов РФ. Так по всей стране появятся "Аллеи Школьников", как символ того, как подрастающее поколение уже сейчас способно повлиять на экологию. Этими аллеями можно заниматься долгое время, ведь после того как будут посажены деревья, можно будет положить плитку, поставить скамейки, урны, а также таблички, на которых будет написана информация об РДШ (Российское движение школьников). Таким образом школьники помогают и администрации, ведь это позволит выделять меньше средств на благоустройство.

На данный момент проект реализуется не только на территории Пермского края, но и в г. Владивосток.

2. «Школа Парламентаризма» - федеральный образовательно-политический проект, целью которого является вовлечение молодёжи в политику и продвижение собственных социальных проектов. В рамках . «Школа Парламентаризма» участники получают: навыки командной работы, опыт публичных выступлений, основы проектного менеджмента, знание региональной и федеральной политической повестки.

Основу образовательной программы составят мастер-классы и обучающие тренинги, деловые игры и сессии. Также в рамках проекта участникам представляется возможность пообщаться с известными политиками и парламентариями, политтехнологами и представителями общественных организаций.

Лучшие участники получают стажировка в государственных органах; возможность стать помощником депутата; представить свой проект и получить рекомендации по его реализации, создать эффективную команду .

Проект реализуется с 2017 года, в этом сезоне приняли участие 78 субъектов РФ, в том числе и Пермский край. Организатором является «Молодая Гвардия Единой России».

3. «Интерактивная история» - это проект, направленный на изучение локальной, отечественной и международной истории через интерактивные и увлекательные формы. В рамках проекта создан Интернет сайт, на котором проводятся конкурсы по разработке исторических игр, исторические онлайн-турниры среди молодежи, также на сайте имеется база исторических интеллектуальных игр (которая регулярно пополняется). Лозунг проекта: Изучай историю играя и путешествуя!

Проект является победителем ряда грантовых конкурсов социально-значимых проектов разных уровней, молодежных премий, конвейеров проектов, победителем Всероссийского фестиваля исторических проектов «Живая история».

В рамках проекта запущен флешмоб «История Прикамья через призму социальных сетей».

Участиники выкладывают в своих профилях социальных сетей как можно больше фотографий на фоне любимых мест в Пермском крае, которые имеют свою историю. Под фото нужно добавить короткую историческую справку и хэштеги флешмоба. Затем создаётся сборник

2.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

2.2.1 «ИСКУССТВО СПАСАТЬ»

В рамках проекта «Школа парламентаризма», о котором уже было сказано выше, я, вместе со своей командой, подготовила собственный социальный проект «Искусство Спасать»

Это Ежегодный благотворительный аукцион произведений искусств художников из Всероссийской творческой организации «Союз художников России» пермского отделения. Средства, полученные с аукциона, пойдут в пермский фонд для тяжелобольных детей. Параллельно с продажей картин будет происходить знакомство с художниками, авторами произведений. Процесс пожертвования должен стать полезным, приносящим нравственное удовлетворение и общественную пользу

Проблема проекта в том, средств, выделяемых физическими и юридическими лицами, а также грантодателями, чаще всего, недостаточно для решения проблем финансирования фондов. В значительной степени эту проблему можно решить благотворительными аукционами. Именно поэтому мы решили создать Ежегодный благотворительный аукцион произведений искусств «Искусство Спасать».

Средства, полученные с аукциона, пойдут в пермский фонд для тяжелобольных детей, поэтому мероприятие станет площадкой для связи тех, кто желает приобщиться к искусству и «культурной благотворительности» и нуждающимися в помощи детьми.

Цель нашего проекта - проведение благотворительного аукциона 20 декабря 2019 г. на базе музея современного искусства PERMM с привлечением тридцати пермских художников из Всероссийской творческой общественной организации Союза художников России пермского отделения, для сбора денежных средств, которые пойдут на лечение тяжелобольных детей.

В связи с данной целью, были сформулированы следующие задачи:

1. Привлечь художников для участия в аукционе;

2. Провести благотворительный аукциона 20 декабря 2019 г на базе музея современного искусства PERMM;

3. Собрать деньги на лечение тяжелобольных детей;

4. Перевести деньги в пермский благотворительный фонд;

5. Провести мониторинг результатов по проведенному мероприятию.

6. Спланировать мероприятия на следующий год с учётом всех ошибок и пожеланий.

В качестве партнеров будут представлены:

Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» Пермского отделения (ВТОО СХР ПО);

Некоммерческий благотворительный фонд «Берегиня»;

Департамент культуры г.Пермь;

Музей современного искусства PERMM, частная филармония «Триумф» (будет выбран один вариант);

Молодая Гвардия Единой России (МГЕР);

Арт-салон «Художники Перми»;

Кофе-кондитерская «FRESH MIX».

На данном этапе уже заключены партнерские соглашения между руководителем проекта Бизяевой.Е.С и Союзом художников РФ Пермского отделения, а также с МГЕР, благотворительным фондом «Берегиня» и спонсором мероприятия Арт-салоном «Художники Перми».

Устойчивость:

Результат благотворительного аукциона - вырученные деньги, которые могут помочь тяжелобольным детям.

В г. Пермь есть более десяти фирм готовые принять участие в аукционе.

«Союз художников России» Пермского отделения готов сотрудничать и после завершения благотворительного мероприятия.

Данное мероприятие будет проводиться ежегодно, чтобы собирать деньги на благотворительность.

Статистика социального опроса показывает заинтересованность с жителей г.Перми/Пермского края.

Увеличение количества художников, путем привлечения мастеров из Санкт-Петербурга и Москвы на следующее мероприятия. Расширение площадки для проведения мероприятия, увеличение количества участников. Ввести разные ценовые категории лотов аукциона, используя различные форматы картин и уровень мастерства.

Бюджет проекта составил 91.500 рублей. Основные наши затраты - канцелярские товары, аренда помещения, рекламная компания и з/п аукционисту. У нас уже есть имеющаяся сумма в размере 20.000руб, выделенная спонсором арт-салоном «Художники-Перми.

К исследовательской работе прикреплён паспорт данного проекта.

2.2.2 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ГВАРДИЯ»

В рамках деятельности Ленинского местного отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», недавно я начала реализовывать проект «Поэтическая гвардия».

Актуальность проекта заключается в отсутствии постоянной и общей площадки для общения и получения знаний по теме поэзии для школьников и студентов. В настоящее время, организовывается большое кол-во поэтиче-ских вечеров, однако все они локальные (на базе школы, ВУЗа или СУЗа). «Поэтическая гвардия» станет местом, которое может посетить молодёжь, вне зависимости от места жительства и учёбы.

Цель проекта:

Популяризация культуры среди молодёжи города Перми, создание площадки для знакомства и общения школьников и студентов, интересующихся поэзией.

● Содействие культурному воспитанию молодёжи города Перми

● Формирование литературного пространства в городе Перми

● Установление контактов между школьниками и студентами, интересующимися поэзией

● Стимулирование интереса молодёжи к поэзии

На данный момент, уже проведён поэтический вечер «И тот, чьё имя берегу», посвящённый творчеству Сергея Есенина. 21 марта, во Всемирный день поэзии, в Общественном центре Ленинского района, он был организован (положение о мероприятии прикреплено к работе).

Участники мероприятия смогли не только послушать стихи поэта в исполнении чтецов, но и узнать много интересных фактов о жизни и творчестве Сергея Есенина.

В завершение вечера, после небольшого перерыва, был проведен открытый микрофон: ведущие раздали каждому слушателю небольшой сверток со стихотворением. Таким образом, каждый зритель смог почувствовать себя в роли чтеца.

Хотелось бы сразу указать на ошибки первого мероприятия:

Ввиду отсутствия регистрации, до самого начала мероприятия не было известно, сколько человек придёт.

Плохо отрепетированный актёрами сценарий и, соответственно, их ошибки на сцене.

Возникновение проблем с техникой и оборудованием.

Что бы всё вышеперечисленное не появилось вновь на втором мероприятии, мы составили комплекс мер:

Проведение предварительной регистрации, путём заполнения участниками гугл форм.

Увеличение количества репетиций и подбор более профессио-нальных актёров.

Организация генеральной репетиции за день до мероприятия, с одновременной проверкой оборудования.

Следующий поэтический вечер запланирован на 7 мая 2019 года, будет посвящён Дню победы и пройдёт на базе Пермской краевой библиотеки име-ни А.М. Горького. Мы учтём все нюансы и предыдущие ошибки, потому, ме-роприятие обещает быть более качественным и хорошо организованным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, Применение технологий социального проектирования в практике социальной работы способно обеспечить долгосрочные социальные программы развития социальных служб. Так как социальное проектирование состоит из разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, обработки методик, техники и технологии конкретных форм социальной работы. Сказанным определяется актуальность применения социального проектирования в практике социальных служб.

Сегодня деятельность социальных служб регламентируется Постановлениями Министерства труда и социального развития, программами Правительства. Но для улучшения деятельности социальных организаций необходимо привлечение технологий социального проектирования. Так как социальное проектирование призвано решать не только задачи социальной политики, но и основные задачи социальных служб.

Проектирование развития социальных служб помогает населению совершенствовать возможности улучшения условий своей жизни, повышения уровня их благосостояния, материальных ресурсов, а также вносит вклад в социальные отношения, знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности.

Социальное проектирование тем самым позволяет решить соединение прогноза, программы или плана социальных служб с реальными изменениями в обществе. Оно позволяет перейти от диагноза реального положения дел и прогнозов к планированию социальных изменений и разработке способов их конкретной реализации. Также посредством социального проектирования формируются исходные цели, анализируется современное положение дел и данные, полученные на основе поисковых прогнозов, определяется круг задач на будущее для решения возникающих проблем. Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. - Минск, 2007.
2. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. - СПб., 2006
3. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Современная архитектура, 1928.
4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. - М., 2006
5. Карасев О.И., Вишневский К.О. Возможности интеграции Форсайта в
разработку инновационной политики [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ido.ru/ido_press/ido_press/articles/?content_id=1581&news_id=1292
6. Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. - Красноярск, 1981.
7. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. - М., 2006
8. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 2006
9. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2001. - 416с.
10. Леньков Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». - М.: ЦСП и М, 2013. - 192 с.
11. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. - М., 2006
12. Ляхов И.И. Социальное конструирование. - М., 1970.
13. Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
14. Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. А.П. Казакова. - Л., 2006
15. Орлов М.А., Сазонов Б.В., Федосеева И.Р. Некоторые вопросы проектирования системы обслуживания быта городского населения // Архитектура СССР, 1970.
16. Розин В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М., 1987.
17. Сазонов Б.В. Методологические проблемы в развитии теории и методики градостроительного проектирования систем в проектировании // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.
18. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
19. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.
20. Стариков П. А. Пиковые переживания технологии творчества: учебное пособие. - Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. - 92 с.
21. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование (методол. основы) // Общественные науки, 1983.
22. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт - М, 2001. - 511с.
23. Третьяк В.П. Структура форсайта / В.П. Третьяк // Отраслевые рынки. - № 1-2 (13). - 2007.
24. Третьяк В.П. Формирование Форсайта в Иркутском регионе / В.П. Третьяк, Н.Я. Калюжнова. - [Электронный ресурс.] - Режим доступа: URL: http//stra.leg:ru/library/global/Prognoz/foresight/
25. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К”», 2007. — 668 с.
26. Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Избранные труды. - М., 2006
27. Martin, B. Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London, 1993.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки начала формироваться в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов приводило к серьезным социальным деформациям. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

По мнению Ж.Т. Тощенко, его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллошем, Ф. Ханикой и другими исследователями . В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровиц- кого, О.И. Генисаретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Теоретические основы проектирования были проанализированы в работах Н.А. Айтова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование - это автономная созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений 1 .

Основным понятием социального проектирования выступает проект. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - замысел и его воплощение в виде описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В проекте разрабатываются проектируемый объект, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде.

Социальный проект - это система «проектных» целей и задач улучшения социальных систем, социальных институтов и процессов, содержащая соответствующие документы - программы, планы, расчеты, сметы и др.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса . Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Социальное проектирование подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием. Оно тесно связано с социальным конструированием (И.И. Ляхов, 1970) (поскольку конструктивная деятельность есть поле творческого освоения социальной действительности) и с социальной инженерией (Р. Паунд, 1922), представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий. Многоаспектность проектирования социальных объектов предъявляет требования к параметрам, составляющим основу социального проектирования (рис. 10.1).

Любое проектирование в широком смысле, как и любое построение моделей будущего, связано с созданием проектной картины мира, а как принятие решений является элементом деятельности

Рис. 10.1.

по созданию социальных институтов, отношений, норм поведения, социально значимых сторон любой деятельности человека, поскольку в таком созидании проектируется удовлетворение социальных, человеческих потребностей. А поскольку оно является и ответом на потребности общественного развития, и инструментом этого развития, обусловлено им и осуществляется людьми и индивидуально, и коллективно, то оно по своему происхождению, проявлениям, особенностям, по своей сущности целиком социально. В более узком смысле социальное проектирование может быть звеном деятельности, направленной именно на сохранение, развитие или смену общественных отношений и ситуаций, т.е. можно говорить о социальном проектировании как особом виде деятельности .

Говоря о проектировании, необходимо выделить объекты и субъекты социального проектирования (рис. 10.2).

К объектам можно отнести элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.); элементы и подсистемы социальной структуры общества - трудовые кол-


Рис. 10.2.

лективы, регионы, социальные группы и т.п.; человека как общественного индивида, субъекта конкретно-исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.; а также различные виды общественных отношений и элементы и подсистемы образа жизни - жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п. Субъектами являются отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и др.

Социальное проектирование реализуется в следующих формах:

  • ? создание новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
  • ? внедрение принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
  • ? реконструкция, принципиальная перестройка существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектировать - это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих принципов, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. Это:

  • ? принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации;
  • ? принцип привлечения большого количества творческих, профессионально подготовленных людей;
  • ? принцип тщательного анализа идей; так, социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента. В этом случае нужно понять, чем вызвано несоответствие решения и поставленных задач, какими объективными обстоятельствами это было обусловлено или другими факторами.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектировщика, от его профессиональных умений, его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей.

Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Айтов, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В.А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику (рис. 10.3).


Рис. 10.3.

На практике необходимо осуществлять системный, комплексный подход, в котором бы проблематика социальной реальности в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов.

  • Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 321.
  • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ДСП и М, 2013,с. 98.
  • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  • Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред.Я.А. Маргуляна. СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики,2010. С. 65.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Разработка системы оценки проекта.
7. Формирование общественного мнения.
8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
10. Проведение плановых мероприятий.
11. Анализ результатов работы.

I. Разработка социального проекта

Этап 1 (шаг 1). Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы. Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения матери-алов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
Определение социальной проблемы - это сложный и важный процесс. На основе сформулированной проблемы будет разрабатываться социальный проект, направленный на реализацию данной социальной проблемы. Социальный проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса. Иначе такой социальный проект может оказаться неудачным. Для определения содержания социального проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов социальных проблем. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее:
- важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы;
- масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы);
- возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
Для того чтобы составить программу подготовки и реализации социального проекта, необходимо четко сформулировать социальную проблему.

Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Необходимо объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут. оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.

Этап 3 (шаг 3). Определение целей, задач социального проекта.
Определяются предполагаемые результаты реализации проекта. Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4 (шаг 4). Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей
На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реа-лизации.
В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В про-грамму обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.

Этап 5 (шаг 5). Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.
В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.

Этап 6 (шаг 6). Разработка системы оценки проекта.
Разработка системы оценивания - очень важный этап подготовки социального проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.

Этап 7 (шаг 7). Формирование общественного мнения.
Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.

II. Практическая реализация проекта

Этап 8 (шаг 8). Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.

Этап 9 (шаг 9). Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.
Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.

Этап 10 (шаг 10). Проведение плановых мероприятий.
Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэто-му нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.

III. Итоги работы над проектом

Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Достигнута ли цель проекта?
- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
- Какой была атмосфера проведения социального проекта?
- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
- Чему научились в ходе реализации проекта?
- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

22 ноября 2017 Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности Семинар КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

2 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ИТОГ ОБУЧЕНИЯ: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.) Совокупность результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.) метапредметных (универсальные учебные действия) предметных (система основных знаний)

3 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Активную учебно -познавательную деятельность обучающихся Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования Деятельностный акцент ФГОС обеспечивает

4 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск СРЕДА В «Современной педагогической энциклопедии» среда понимается как «...совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, в котором различают среду физическую и среду социальную. Среда физическая – совокупность физических условий существования и деятельности человека. Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности»

5 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Известный русский и советский педагог- экспериментатор С.Т. Шацкий положил в основу своей концепции идею организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

6 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в урочной и избранной сфере внеурочной деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; расширение рамок общения школьников с социумом; проведение коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Для реализации творческого потенциала обучающихся необходимо:

7 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Использование нетрадиционных форм проведения уроков (уроки в музее, уроки с привлечением родителей, уроки –экскурсии, интегрированные уроки и т.д.) Предоставление максимально широкого спектра внеурочных занятий по всем направлениям Вовлечение родителей во все возможные виды деятельности Создание условий для желания учиться, дальнейшей способности к саморазвитию помимо системы основных знаний и реализации творческого потенциала обучающихся в МКОУ СОШ №1 п. Воротынск:

8 слайд

Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Воротынск Уроки в музее «Как строят дом?» урок технологии 8 класс Учитель М.В. Ломакина(высшая квалификационная категория)

9 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе» Урок литературы 11 класс учитель А.В. Дубовова (1 квалификационная категория)

10 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жизнь на селе в старину. Обереги» окружающий мир, 3 класс, учитель Коренькова В.Н(высшая квалификационная категория)

11 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки с привлечением родителей литература, 5 класс, учитель Дубовова А.В.(первая квалификационная категория)

12 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Юный журналист, Я и мой выбор, Живое право (основное направление социальное) Интеграция внеурочной деятельности:

13 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Школьный театр, русский язык как неродной, Живое слово, музыкальная мозаика (основное направление общекультурное) Интеграция внеурочной деятельности:

14 слайд

Что еще почитать