Система управления охраной труда образец. Как выглядит суот для малых предприятий? Нормативно-правовое обеспечение положения о суот в школе

Добавлен на сайт:

Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом, Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации" и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

1. Общие положения

1.1. Система управления охраной труда - часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

1.2. Управление охраной труда осуществляется на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ и настоящего Положения.

1.3. Органы управления организации образуют Систему управления охраной труда (далее по тексту - "Система").

1.4. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

2. Принципы и задачи Системы управления охраной труда

2.1. Основными принципами Системы управления охраной труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

Гарантии прав работников на охрану труда;

Деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

Научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в законодательстве, отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда;

Наличие квалифицированных специалистов по охране труда;

Планирование мероприятий по охране труда;

Неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

2.2. Основные задачи Системы управления охраной труда:

Реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;

Разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;

Создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда;

Формирование безопасных условий труда;

Контроль за соблюдением требований охраны труда;

Обучение и проверка знаний по охране труда.

3. Структура Системы управления охраной труда

3.1. Организационно Система управления охраной труда является трехуровневой.

3.2. Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет Работодатель в лице руководителя организации.

3.3. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет Служба охраны труда.

3.4. Управление охраной труда на третьем уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет Комиссия (комитет) по охране труда.

4. Функции работодателя при осуществлении управления охраной труда

4.1. Работодатель в порядке, установленном законодательством:

Осуществляет организацию и проведение работ по охране труда;

Создает Систему и органы управления охраной труда в организации;

Организует сотрудничество работодателя, администрации и работников организации по улучшению условий и охраны труда, образует Комитет (комиссию) по охране труда;

Разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включает их в коллективные договоры и соглашения по охране труда, обеспечивает их финансирование в порядке и объемах, установленных действующим законодательством об охране труда;

Обеспечивает безопасную эксплуатацию средств производства, применение средств коллективной и индивидуальной защиты;

Обеспечивает обучение и проверку знаний работников по охране труда, включая руководителя;

Организует контроль за соблюдением требований охраны труда и аттестацию рабочих мест по условиям труда;

Организует расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обеспечивает обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Предоставляет работникам компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда;

Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, предоставлении компенсаций за условия труда;

Представляет в установленном порядке информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении компенсаций за условия труда;

Осуществляет иные функции, предусмотренные действующим законодательством об охране труда.

5. Служба охраны труда

5.1. Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда руководителем организации.

5.3. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Комитетом (комиссией) по охране труда.

5.4. Служба в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

5.5. Основными задачами Службы являются:

5.5.1. организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

5.5.2. контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

5.5.3. организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

5.5.4. информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

5.5.5. изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

5.6. Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

5.6.1. учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

5.6.2. оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

5.6.3. организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

5.6.4. проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

5.6.5. участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

5.6.6. согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

5.6.7. разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

5.6.8. участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

5.6.9. оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

5.6.10. организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

5.6.11. участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

5.6.12. составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;

5.6.13. разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

5.6.14. организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

5.6.15. составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

5.6.16. оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

5.6.17. обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

5.6.18. организация совещаний по охране труда;

5.6.19. доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;

5.6.20. рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;

5.6.21. осуществление контроля за:

Соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

Обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

Выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

Наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

Санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

Правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

Использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

5.6.22. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организацией средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

6. Комитет (комиссия) по охране труда

6.1. Комитет (комиссия) по охране труда (далее по тексту - Комитет) является составной частью Системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

6.2. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.

6.3. Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

6.4. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.

6.5. Задачами Комитета являются:

6.5.1. разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

6.5.2. организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

6.5.3. информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

6.6. Функциями Комитета являются:

6.6.1. рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

6.6.2. оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

6.6.3. участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

6.6.4. информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

6.6.5. доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

6.6.6. информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

6.6.7. содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

6.6.8. содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебнопрофилактическим питанием;

6.6.9. участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

6.6.10. содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

6.6.11. подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

6.6.12. рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Работодатель обязан обеспечить для сотрудников безопасные условия работы и охрану их жизни и труда. Сюда относится и безопасность работников при эксплуатации офисных и других помещений, оборудования, при работе с сырьем, иными материалами для осуществления трудовой деятельности.

Таким образом, работодатель в своей компании должен создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).

Система управления охраной труда на предприятии - это комплекс определенных действий, взаимосвязанных и действующих едино между собой элементов, которые устанавливают политику и цели конкретного работодателя в области охраны труда, а также действия и процедуры, направленные на достижение этих намерений.

СУОТ нужна прежде всего для исключения риска угрозы здоровья персонала вашей компании, для предотвращения несчастных случаев и аварий, которые приводят к серьезным последствиям как для работодателя и работников, так и для предприятия в целом.

Разработанная работодателем система управления охраной труда действует на всей территории, во всех зданиях, офисах, сооружениях, принадлежащих работодателю. Требования СУОТ являются обязательными для всех сотрудников, а также для других лиц, которые находятся на территории, в офисных помещениях и иных сооружениях работодателя.

СУОТ на предприятии

При разработке СУОТ нужно руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 г., и сделать следующее:

1. Для организации и функционирования СУОТ принять специальный локальный акт – Положение о системе управления охраной труда в организации, которое работодатель разрабатывает самостоятельно. Также для разработки данного документа работодатель имеет право привлечь сторонние организации и отдельных специалистов. Положение должно быть утверждено приказом работодателя с учетом мнения сотрудников предприятия или уполномоченных ими представительных органов (при их наличии на предприятии).

2. Для организации СУОТ в 2016 году необходимо разработать еще один нормативный документ – Политику по охране труда, которая будет являться частью и входить в Положение о СУОТ. В политике отражаются:

  • положения о том, что условия, обеспеченные для выполнения трудовых обязанностей на рабочих местах, соответствуют всем требованиям и условиям охраны труда;
  • обязательства работодателя по обеспечению безопасности и здоровья работников, предотвращению травматизма;
  • положения об учете особенностей деятельности компании и видов экономической деятельности, осуществляемой им, которые определяют уровень профессиональных рисков сотрудников компании;
  • порядок работы и совершенствования функционирования СУОТ.

Политика по охране труда должна быть доступна всем сотрудникам и иным лицам, которые находятся в офисных зданиях, на территории и иных сооружениях работодателя. Например, ее можно разместить на общедоступной доске объявлений для всеобщего ознакомления.

3. Создать структуру СУОТ и обеспечить распределение обязанностей в системе управления охраны труда на предприятии между ответственными (должностными) лицами. Для этого нужно установить уровни управления системой, которые могут быть следующими:

  • уровень отдельной производственной бригады;
  • уровень производственного участка;
  • уровень работодателя в целом и так далее.

Исходя из особенностей и специфики деятельности работодателя, структуры управления и количества работников для целей системы управления охраной труда могут устанавливаться и другие уровни управления.

За организацию охраны труда может отвечать:

  • непосредственно сам работодатель (например, если он является индивидуальным предпринимателем);
  • отдельные руководители структурных подразделений;
  • специально созданная служба охраны труда;
  • специалисты по охране труда;
  • организация или отдельный специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда, специально привлеченные работодателем.

Если в компании работодателя трудится менее 15 человек, то структура СУОТ может быть упрощенной при условии, что учтены и соблюдаются все государственные требования охраны труда. При упрощении структуры учитываются особенности деятельности организации и сокращаются уровни управления между работодателем и сотрудниками.

Кроме того, в рамках СУОТ и в соответствии с Положением о системе управления охраной труда работодатель обязательно проводит:

  • разработку и планирование действий и мероприятий по реализации процедур по охране труда;
  • контроль работы СУОТ и наблюдение за реализацией процедур;
  • порядок работы и совершенствование функционирования СУОТ;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • работа и управление с документами СУОТ.

Положение о системе управления охраной труда

Работодатель должен разработать проект Положения о системе управления охраны труда с учетом требований действующего в 2016 году трудового законодательства. В качестве образца для разработки положения СУОТ на предприятии можно руководствоваться новым Типовым положением, утвержденным приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н.

Положение с учетом осуществляемой работодателем экономической деятельности содержит следующие разделы и подразделы:

  • титульный лист, с указанием наименования документа и компании, ФИО лиц, разработавших и утвердивших документ;
  • общие положения: для каких целей принят данный документ, что он устанавливает, с учетом каких норм разработан, как часто подлежит пересмотру и т.д.;
  • раздел с содержанием и распределением обязанностей между сотрудниками по охране труда;
  • раздел о специальных подразделениях предприятия, которые несут ответственность за охрану труда (служба охраны труда, кому подчиняется, за решение каких задач отвечает);
  • раздел, который регламентирует подготовку сотрудников, специальный инструктаж по охране труда (кто должен проходить обучение, как часто, в какие сроки);
  • раздел, который определяет, каким образом будет проводиться проверка знаний работников об охране труда;
  • раздел, который содержит информацию по планируемым мероприятиям, направленным на наблюдение, улучшение системы охраны труда;
  • раздел, содержащий информацию о необходимых действиях сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций на производстве, угрожающих жизни и здоровью людей, реагирование на несчастные случаи;
  • раздел, в котором содержится информация об ответственности, которую понесут сотрудники за несоблюдение норм безопасности, несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
  • приложения к документу, например, журнал, в котором работники подтвердят факт ознакомления с положением личной подписью. Приложенных документов может быть несколько – в таком случае приложения пронумеруйте, сами формы приведите в документе.

В соответствии с нормами ГОСТ данный документ должен быть у каждого работодателя. Вы можете воспользоваться информацией о содержании разделов как образцом положения о СУОТ на предприятии и составить свой документ, актуальный для 2016 года. Можно скачать новый готовый образец положения о СУОТ на предприятии, однако в любом случае вам необходимо будет провести большую самостоятельную работу и разработать документ с учетом особенностей вашей компании.

Внедрение СУОТ с 1 января 2014 года является прямой обязанностью работодателя, независимо от штата предприятия. Мы расскажем, из каких элементов состоит система, как организовать контроль за ней на производстве в 2019 году.

Читайте в нашей статье:

Что такое система управления охраной труда на предприятии

Система управления охраной труда на предприятии является частью общей системы функционирования организации в целом. Обязанность её разработки и внедрения лежит, согласно законодательству, на работодателе. Это позволяет минимизировать нарушения охраны труда, повысить производительность.

Цели системы управления охраной труда

При внедрении СУОТ важно сформулировать и обозначить цели, к которым стремится предприятие. Каждая из них должна соответствовать одному из 4 признаков:

1. Должна быть не абстрактной, а количественно измеримой и зафиксированной.

2. Должна быть подкреплена существующими ресурсами предприятия.

3. Не должна противоречить общей концепции ОТ.

4. Должна быть понятна и поставлена соответственно должностным возможностям сотрудников.

Организация системы управления охраной труда

Данный процесс можно коротко описать 4 шагами:

Шаг 1. Разработка политики организации по ОТ. Все начинается со сбора информации и ее анализа: невозможно создать реально работающую концепцию на пустом месте. Необходимо назначить сотрудников, ответственных за сбор данных. Важна и статистика травматизма, аварий, профзаболеваний, меры, принимаемые в прошлом, для улучшения ситуации. Обязательно надо «поднять» всю документацию предприятия, связанную с ОТ: это результаты спецоценки или аттестации рабочих мест, должностные инструкции и т.п.

Хорошие результаты дает метод анонимного опроса сотрудников. С его помощью можно оперативно выявить «горячие точки» по охране труда.

Шаг 2. Утверждение Положения о СУОТ.

Шаг 3. Утверждение необходимых локальных актов с нормативами ОТ.

Обязательным дополнением к Положению будут являться документы:

  • Внутренние стандарты мероприятий ОТ, общих на всем предприятии (внутренний аудит, контроль за электрооборудованием и т.д.)
  • Разнообразные технологические карты, бланки отчетов и прочая дополнительная документация.

Материальное стимулирование работников (надбавки, премирование и т.п.) за вклад в ОТ должно обязательно быть запланировано при работе над СУОТ и доведено до сведения работников!

Шаг 4. Выпуск приказа о том, что Положение введено в действие.

Основные элементы системы управления охраной труда

Современная СУОТ, как часть системы общего маркетинга предприятия, соответствует принципам ISO. Это система связанных между собой основополагающих понятий:

  • Концепция развития охраны труда на предприятии, политика и стратегия.
  • Создание плана мероприятий и его реализация.
  • Оценка работоспособности СУОТ.
  • Улучшение и дальнейшее развитие.

Важен именно системный подход, так как разовые, не соединенные общей целью мероприятия слабоэффективны. Это общемировая практика, которая уверенно теснит в производстве старые принципы охраны труда.

Документация

Организация и управление охраной труда

Основа любого предприятия – это люди. Независимо от численности рабочего коллектива, важно понимать, что СУОТ создается и существует в интересах людей. Это достижимо только если она будет внедряться одновременно на всех уровнях совместной работой.

Система включает в себя обязательное информативное общение и работу предприятия с фондами социального страхования, органами госуправления, профсоюзом. Вся статистика по авариям и травмам должна быть прозрачна и доступна.

Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Для эффективности системы все контрольные мероприятия должны быть заранее тщательно запланированы. Наиболее удобны в применении помесячные итоги, учитываемые по активным и пассивным факторам. К активным, как ясно из названия, причисляются достижения. К пассивным – информация о нарушениях охраны труда, травмах, несчастных случаях, причиненном ущербе.

Разумно раз в год осуществлять общую проверку, комплексно анализируя систему управления охраной труда предприятия при помощи сторонних аудиторских организаций (или специалистов из других подразделений).

Несмотря на то, что система управления охраной труда обязательна уже несколько лет, на многих предприятиях она вводится «со скрипом», медленно и с нарушениями. Ежегодные изменения нормативной базы могут несколько запутать специалистов. Вспомним, какие поправки были внесены в 2018 году:

  • Во втором квартале были внесены изменения в .
  • Теперь можно использовать результаты СУОТ для производственного контроля.
  • В августе вступили в силу особенности проведения спецоценки условий труда на рабочих местах сотрудников, которые работают с взрывчатыми материалами.
  • Актуализирован , а также видов работ, для производства которых необходимо проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона система управления охраной труда (далее – СУОТ) должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н, а также с учетом требований Российских и международных стандартов и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г.

Центральным вопросом при создании и обеспечении функционирования СУОТ является распределение обязанностей, установление полномочий и ответственности назначенных лиц , которым отводится та или иная роль в области охраны труда. Принято считать, что, если определены обязанности и полномочия для установленных функций по охране труда, то тем самым уже определена эффективная система управления. Однако путем перечисления обязанностей в лучшем случае определяется лишь область деятельности, в границах которой должен работать соответствующий работник (руководитель). Основные направления, принципы и механизмы и его взаимодействия при работе в этом случае остаются неопределенными. Четкие обязанности работников способствуют хорошей организации работы, но, ограничившись только определением обязанностей, не удастся обеспечить эффективное функционирование СУОТ. С другой стороны, без определения обязанностей говорить о создании СУОТ также не приходится. Поскольку, если распределение обязанностей не произведено, то ответственность нераздельно лежит на уполномоченном представителе работодателя – руководителе организации, и совершенно непонятно, кто и что еще кроме него должен делать. Под ответственностью понимается личная ответственность, которая относится к лицу, которое будет привлечено к ответу, если что-то не сделано, или сделано не так, или не работает, или не достигаются поставленные цели.

В соответствии с существующими определениями обязанность в общем случае – это безусловные для выполнения действия, в соответствии с принятыми требованиями или внутренними побуждениями. С юридической точки зрения обязанность – это предусмотренная законом мера должного поведения гражданина (субъекта права), требующая от него совершения предписанных законом действий. В отличие от долга, обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в ней содержатся требования, относящиеся к множеству людей, а с другой — более конкретный характер, так как оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).

Важным элементом обязанностей являются требования. Согласно ИСО 9000 требование (requirement) – это документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения. Требования связаны с видом деятельности. На практике обязанности предусматривают различные действия в зависимости от сферы деятельности и структуры предприятия.

К факторам, непосредственно оказывающим влияние на структуру организации, относятся компоненты самого механизма управления – цели, принципы, методы. К факторам, влияющим на структуру организации опосредовано, относятся кадры, техника, технология управления, организация труда. В порядке обеспечения содействия при создании организационной структуры управления охраны труда в 2000 г. были разработаны рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, в которых сформулированы основные функции службы охраны труда [Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14.].

В обиходе обязанностью называют то, что необходимо делать в связи с тем, что это является частью работы, или службы и входит в круг предъявляемых профессиональных требований. Обязанность – это необходимость поступать в соответствии с определенным регламентом, причем регламент зависит от реализуемых функций и структуры организации.

Обязанности работодателя в соответствии со статьей 212 ТК РФ требуют от него совершения предписанных законом действий по обеспечению безопасности работников, что в целом согласуется с рекомендациями МОТ. Согласно Руководству МОТ ILO-OSH 2001 работодатель несет ответственность и должен иметь обязанности по организации охраны труда. При этом отмечается, что создание и обеспечение функционирования СУОТ является весьма полезным и признанным подходом к выполнению этих обязанностей [Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001]. СУОТ может служить для работодателя эффективным инструментом в части выполнения его обязанностей по охране труда.

В рамках СУОТ работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ. Рекомендуется определять структуру управления и процессы СУОТ таким образом, чтобы было обеспечено управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях управления организацией. Особо отмечается необходимость определения обязанностей, ответственности и полномочий лиц, которые должны выявлять и оценивать риски в области охраны труда. В настоящее время кроме линейной управленческой функции, характерной для некоторых организаций, структуры управления на практике могут быть более сложными, чем линейная, например, когда применяется функциональная, линейно-функциональная или другие типы организационной структуры. Применительно к службе охраны труда нередко используется комбинированная линейно-функциональная структура управления. В этой связи при определении обязанностей по охране труда необходимо иметь в виду конкретный тип организационной структуры с тем, чтобы учитывать существующую вертикаль подчинения, различную для разных структур управления.

Высшее руководство организации должно обеспечить наличие ресурсов , необходимых для разработки, внедрения, поддержания в актуальном состоянии и улучшения функционирования СУОТ. При определении ресурсов, необходимых при внедрении и поддержании СУОТ в работоспособном состоянии высшее руководство по меньшей мере должно учитывать:

– финансовые, человеческие и другие ресурсы, используемые при ее функционировании;

– технологии, используемые в работе организации;

– инфраструктуру и оборудование;

– системы информирования;

– потребность в обучении и т.п.

Обязанности и полномочия всех лиц в рамках СУОТ должны быть документально оформлены. Например, обязанности руководителя службы охраны труда, руководителей структурных подразделений, руководителей аудиторской группы и группы (команды) по оценке рисков, других руководителей, а также работников, назначенных ответственными за отдельные процессы (процедуры), обязанности работников рабочих профессий.

Указанные обязанности рекомендуется документировать в форме отдельных документов (положений, например, положение о структурном подразделении и т.д.) или документировать их непосредственно в процедурах СУОТ (процессах) или других рабочих документах, подходящих для данной организации работ. В соответствии со сложившейся практикой распределение обязанностей в области охраны труда закрепляется документально в локальных нормативных актах работодателя, в трудовых договорах, в форме приказов, либо записываются в должностной инструкции работника. Однако записи о должностных обязанностях по охране труда в должностных инструкциях отражаются лишь в общем виде, и не отражают обязанности, исполняемые в рамках СУОТ. Поэтому на практике руководителю для контроля распределенных обязанностей, более оправдано применение автоматизированных систем (специализированных программных средств).

Для обеспечения результативной деятельности назначенных лиц необходимо не только сформировать конкретные обязанности, связанные с поручаемой им деятельностью, но и организовать работу и взаимодействие в рамках процессов (процедур), установленных в рамках СУОТ; необходим контроль исполнения обязанностей, анализ результативности исполнения обязанностей, а также коррекция по результатам анализа, или – пересмотр принятого распределения обязанностей в случае отрицательных результатов такого анализа. Для организации и проведения работы по распределению обязанностей может быть рекомендовано составление перечня обязанностей.

При этом следует обратить внимание на обязанности, связанные с организацией и проведением наблюдения за состоянием здоровья работников, в рамках процедуры, рекомендованной в числе других в Типовом положении о СУОТ.

По сравнению с требованиями статей 212 и 213 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров, данной процедурой предусматривается назначение специалиста по охране труда, в обязанности которого входит проведение мониторинга результатов наблюдения за состоянием профессионального здоровья работников.

Проведение анализа организации работ по охране труда на предприятиях выявило ряд проблем распределения обязанностей, которые можно сформулировать следующим образом:

– недостаточно оправданное определение полноты (объема) обязанностей, возлагаемых на работников при отсутствии критериев правильности выполнения действий, а также недостаточный учет в обязанностях имеющейся у работодателя организационной структуры управления;

– не учет способностей и возможностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей;

– недостаточно организованный контроль результативности исполнения работниками, возложенных на них обязанностей (отсутствует мониторинг результативности);

– недостаточное использование возможностей корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности исполнения, например, за счет обучения обязанностям по результатам оценки функционирования СУОТ и т.д.

Проблема определения необходимой полноты обязанностей, возлагаемых на работника, возникает в первую очередь вследствие определения обязанностей без учета целей планируемой деятельности при осуществлении процессов (процедур). Нечеткое определение круга обязанностей негативно сказывается на результатах деятельности. В таких случаях по результатам анализа деятельности необходимо корректировать полноту обязанностей, или изменять вид и организацию порученной деятельности.

Содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, должен определяться исходя из практического расчета, с тем, чтобы объем не включал в себя чрезмерно большое число заданий и функций, поскольку, чем больше обязанностей у работника, тем сложнее ему обеспечить их исполнение. Некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей серьезным образом сказывается на результативности функционирования СУОТ. Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени, которое требуется для выполнения работником своих обязанностей.

При определении объема и содержания обязанностей работников необходимо учитывать особенности вертикали подчинения (функциональное подчинение по охране труда и административное по роду основной деятельности).

Некоторые руководители формулируют обязанности не в соответствии с целями и определениями, а в форме пожелания или лозунга. Обязанности такого типа работнику не всегда удается выполнить. В этом случае контроль результативности, корректировка, и тем более необходимость замены работника другим более подходящим, едва ли возможны.

Не учет способностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей приводит к понижению чувства их ответственности за результаты работы. В противоположность этому, при учете способностей работника и правильно организованном его участии в работе дает возможность работнику проявить себя, что, в конечном итоге, ведет к формированию чувства ответственности за выполняемую деятельность.

В некоторых случаях при организации работ с высоким риском для окружающих к работникам, которым поручается такая работа, предъявляется повышенная ответственность. Тогда на первое место может выйти вопрос надежности. В таком случае будет оправдан подход, основанный на использовании дублирования, а также других мер контроля, включая технические средства, повышающих надежность выполнения обязанностей и обеспечивающих безопасность. Из зарубежного опыта известны примеры, когда функции безопасности встраивают непосредственно в конструкцию оборудования (системы интеллектуальных блокирующих устройств, допуск работника в рабочую зону по результатам оценки состояния работника и т.д.).

Для обеспечения улучшения исполнения работником порученных ему обязанностей рекомендуется предусматривать повышение квалификации на основе образования и (или) профессиональной подготовки. Исполнению работниками своих обязанностей необходимо обучать. Обучение обязанностям должно охватывать также обучение подрядчиков, временных работников, контролеров на входе в зону повышенной опасности и т.д.

Качество выполнения работником своих обязанностей может существенно повышаться в случае применения специализированных автоматизированных систем, которые обеспечивают и высокую производительность, и возможность проведения быстрого анализа для принятия или подготовки оптимальных управленческих решений. Опыт подтверждает, что в ряде случаев перед допуском к исполнению обязанностей необходим профотбор работников .

Управление обязанностями предполагает сопоставление наблюдаемых результатов исполнения работниками, возложенных на них обязанностей и первоначально планируемых (ожидаемых) исходя из анализа целей процесса, или установленных требований. При отсутствии оценки результативности, или недостаточном контроле обязанностей, не представляется возможным осуществлять мониторинг результативности их исполнения, соответственно не возникает потребности в корректировке обязанностей и улучшении деятельности.

Проведение анализа результативности исполнения работником своих обязанностей на основе наблюдений и оценки соответствия фактических показателей деятельности требованиям позволяет выявлять несоответствия и определять направления улучшения деятельности за счет корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности их исполнения. Например, по результатам анализа функционирования СУОТ. Оценка соответствия может осуществляться в тех случаях, когда обязанности документированы и основаны на выполнении определенных требований.

Исходя из опыта командной организации работ, для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами работ, расширение и пересечение ответственности работников разных квалификаций и формирование общих интересов с работающими в смежных областях. При распределении работ подобным образом, следует оценивать возможности работников с точки зрения круга работ, которые они на себя взяли, а не количества обязанностей, которыми их наделили.

Общее распределение обязанностей руководителей и специалистов, а также работников рабочих профессий в целом для обеспечения функционирования СУОТ должно быть направлено на обеспечение линейной управляющей функции и соответствовать общей задаче управления с учетом основных принципов (обратная связь, непрерывное совершенствование и др.).

Обеспечение функционирования СУОТ должно достигаться на основе установленной структуры, учитывающей организационную структуру организации.

Структура СУОТ должна отражать общую взаимосвязь элементов системы, используемых для выработки политики в области охраны труда и постановки целей и достижения этих целей. Пример функциональной схемы СУОТ, основанной на управлении профессиональными рисками, приведен на рисунке 1. Согласно этой схеме функционирование СУОТ обеспечивается исходя из распределения обязанностей, ответственности и полномочий назначенных лиц, и установленной схемы взаимодействия.

Структура СУОТ включает следующие уровни управления:

а) высшее должностное лицо – руководитель организации (работодатель) – обеспечивает формирование политики в области охраны труда с учетом основных направлений государственной политики в области охраны труда и выделяет ресурсы;

б) ответственный за функционирование СУОТ (далее – руководитель СУОТ) – наделяется работодателем полномочиями в части организации работ по охране труда, созданию и обеспечению функционирования СУОТ;

в) отдел охраны труда: начальник отдела охраны труда, включая рабочую группу отдела по СУОТ – организует методическую работу по разработке и внедрению СУОТ, обеспечивает контроль за выполнением требований по охране труда работников организации (включая работодателя);

г) структурные подразделения (цех, участок, отдел и т.д.): руководители структурных подразделений – обеспечивают практические работы по управлению рисками на основе определения приемлемости оцениваемых рисков и формирования мер контроля по поддержанию остаточных рисков на запланированном уровне; обеспечивают визуализацию рисков в подразделениях;

д) лица, назначенные ответственными за выполнение работ по охране труда в структурных подразделениях и лица, назначенные ответственными за выполнение работ в соответствии с установленными процессами (процедурами) СУОТ – обеспечивают планирование мероприятий в рамках процессов (процедур), формируют предложения по их реализации, осуществляют контроль выполнения, анализ результативности и корректировку, или пересмотр мероприятий;

е) группы (команды) по идентификации опасностей и оценке рисков – обеспечивают регулярное проведение идентификации опасностей и оценку рисков, документируют результаты в установленной форме и предоставляют их руководителям структурных подразделений, участвуют в формировании планов управления рисками;

ж) аудиторская группа по проведению внутреннего аудита СУОТ – в соответствии с утвержденной программой проводит плановые и внеплановые проверки подразделений, сводный отчет по итогам года предоставляет Руководителю СУОТ для использования при анализе СУОТ высшим руководством;

з) работники и представители работников – привлекаются к работам по идентификации опасностей и оценке рисков на рабочих местах; делают предложения по улучшению условий труда и мерам контроля за поддержанием остаточных рисков на запланированном уровне и др.

Для обеспечения периодического анализа и оценки СУОТ руководителем организации может быть создан постоянно действующий Координационный совет по СУОТ в следующем составе (указан примерный состав):

– председатель Координационного совета по СУОТ (руководитель организации);

– заместитель Председателя Координационного совета по СУОТ;

– члены Координационного совета;

– секретарь Координационного совета по СУОТ (начальник отдела ОТ).

Распределение обязанностей и состав Координационного совета по СУОТ может быть изменен приказом руководителя организации.

Функциональная структура СУОТ и распределенные обязанности должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.

Решение о необходимости корректирования структуры СУОТ и обязанностей принимает высшее руководство на основе периодической оценки и анализа СУОТ.

Для соблюдения требований статьи 212 ТК РФ в части выполнения обязанностей работодателя, а также для повышения результативности работ по охране труда, в рамках СУОТ во многих крупных и средних Компаниях разрабатываются отдельные регламенты или стандарты организации (СТО), определяющие обязанности по охране труда руководителей и специалистов. В них включаются обязанности по охране труда, которые должны выполнять все высшие руководители организации, руководители структурных подразделений (цех, служба, отдел, участок), руководитель службы охраны труда, а также работники рабочих профессий. Регламент содержит также требования и рекомендации по документированию.

Вв крупных Компаниях разрабатывается единое Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда между руководителями и специалистами. Положение вводится общим приказом «О делегировании полномочий по охране труда», в котором официально утверждается распределение обязанностей и определяется ответственность должностных лиц.

Пример текста приказа:

1. Утвердить Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда на руководителей, специалистов и работников организации.

2. Общее руководство работами по охране труда оставляю за собой.

3. Возложить на главного инженера (Ф.И.О.) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, включая непосредственное руководство и контроль за проведением работ по охране труда.

4. Обязанности по координации действий структурных подразделений и должностных лиц по вопросам охраны труда возлагаются на службу охраны труда в лице инженера по охране труда (Ф.И.О.).

5. Возложить обязанности по руководству деятельности в области охраны труда в структурных подразделениях и службах на руководи­телей и специалистов:

– служба главного механика на главного механика (Ф.И.О.);

– энергетическая служба на энергетика (Ф.И.О.);

– транспортная служба на механика (Ф.И.О.);

– склады на кладовщиков (Ф.И.О.);

– гальванический участок на химика-технолога (Ф.И.О.);

– по цеху А и Б на мастеров (Ф.И.О.);

– по отделу материально-технического снабжения на начальника отдела ОМТС (Ф.И.О.);

– по цеху В, заготовительному участку на начальника цеха (Ф.И.О.) и мастеров (Ф.И.О.);

– по инструментальному участку на начальника технического отдела (ФИО);

6. В случае временного отсутствия руководителя структурного подразделения или службы (должностного лица) из числа указанных в п. 5 настоящего приказа (отпуск, болезнь, командировка, иные причины) его обязанности в части обеспечения безопасных условий и охраны труда в закрепленной зоне ответственности возлагать на лицо, исполняющее обязанности отсутствующего руководителя (должностного лица); в этом случае не позже, чем за 12 часов необходимо оформить соответствующий приказ.

7. При назначении лица для исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя (должностного лица) в части обеспечения безопасных условий и охраны труда должно быть обеспечено соответствие квалификации этого лица, возлагаемым на него обязанностям.

Обязанности по обеспечению соблюдения настоящего требования возложить на ответственное лицо за состояние охраны труда, специалиста по охране труда (Ф.И.О.).

8. Инспектору отдела кадров (Ф.И.О.) при разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организации включать в них обязанности по охране труда, установленные настоящим приказом, ознакомить с приказом должностных лиц в части их касающейся под роспись.

9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор (Ф.И.О.).

Дата.

В ряде крупных Компаний регламентирующие требования и работа по формированию документов, содержащих обязанности, производится в специализированных программных средствах и включена в общий документооборот. Это позволяет исключить формирование «пустых обязанностей», так как общий алгоритм основан на формуле:

Обязанность = [что конкретно делать] +

[в соответствии с каким документом или требованиями – каким образом]

+ [с какой целью].

Следует иметь в виду, что распределение обязанностей в рамках СУОТ в принципе должно охватывать все категории работников, а не только руководителей. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если обязанности по охране труда имеются у всего персонала организации . Причем участие работников и, где есть, представители работников, является ключевым фактором успеха. Отмечается, что работники должны быть хорошо обучены и иметь полномочия для самостоятельного выхода из опасных ситуаций, по необходимости, без страха подвергнуться наказанию.

Представляет интерес рассмотрение некоторых обязанностей работников рабочих профессий:

1) Работники при вовлечении их в предварительное обсуждение вопросов управления охраной труда обязаны свободно высказываться при выборе подходящих средств контроля за рисками, включая обсуждение выгодных или невыгодных последствий альтернативных вариантов контроля определенных видов опасностей, или предотвращения несоблюдения условий безопасности .

2) Работники обязаны проявлять заботу о безопасности и здоровье, как собственном, так и других людей, находящихся, либо выполняющих свои обязанности в непосредственной близости с ними, в соответствии с полученной подготовкой и инструкциями, предоставленными ему работодателем.

С этой целью, работники в соответствии с полученной подготовкой и предоставленными им инструкциями, обязаны :

3) Правильно использовать оборудование, станки, опасные вещества, транспортное оборудование и другие средства производства;

4) Правильно пользоваться предоставленными им СИЗ и возвращать их в положенное место;

5) Воздерживаться от самостоятельного отсоединения, изменения или удаления устройств защиты, установленных на оборудовании, аппаратах, станках и сооружениях, а также правильно использовать такие защитные устройства;

6) Немедленно информировать непосредственного руководителя и (или) работников, назначенных ответственными за обеспечение безопасности и здоровья о любой производственной ситуации, представляющей по их мнению серьезную и надвигающуюся угрозу для безопасности, и здоровья, а также о любых недостатках в работе устройств защиты и т.д.

7) Работники рабочих профессий обязаны в течение одного месяца после приема на работу пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; в случае, если работник рабочей профессии принимается на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проходить периодическое обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ); Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу .

Ниже рассматриваются примеры формулировок обязанностей, к которым даны краткие комментарии.

В первом примере, обязанность сформулирована следующим образом:

«Руководитель отдела главного механика организует и обеспечивает внедрение достижений науки, техники и передового опыта, направленных на совершенствование механического оборудования, с целью повышения безопасности его эксплуатации.

Из формулировки следует, что исполнение данной обязанности возможно, если в организации существует разработанный и утвержденный порядок внедрения достижений науки, техники и передового опыта, в котором определяется, что понимается под достижениями науки, техники и передового опыта, и какие действия должны производиться при обеспечении их внедрения и реализации и т.д. Кроме того, вызывает сомнение, что руководитель отдела главного механика может обеспечить внедрение… (в конечном итоге решение принимает директор, средства выделяет директор). По-видимому, руководитель отдела главного механика может принимать меры (осуществлять мероприятия) в соответствии, например, с установленным порядком (регламентом, утвержденным директором), т.е. организовать выполнение работ.

Таким образом, приведенная формулировка обязанности не отвечает требованиям конкретности. Обязанностью в этой форме трудно управлять, поскольку отсутствует связь (ссылка) с источником требований. Цель – повышение безопасности (то, чего мы хотим достичь) не связана с действиями, которые необходимо выполнять в рамках данной обязанности (они понятны лишь интуитивно). Нет указаний на какие-либо показатели или требования, на основе которых можно оценить и (или) при необходимости скорректировать обязанности.

В качестве второго примера можно рассмотреть формулировку обязанностей руководителя структурного подразделения бухгалтерии.

«Руководитель структурного подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за соблюдением режима рабочего времени в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, дисциплины труда, отдыха, приема, перевода и увольнения работников, прохождением предварительного и периодического медицинского осмотра и проведением вводного инструктажа по охране труда, предоставлением компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях

Из данного примера следует, что, во-первых, руководителю подразделения бухгалтерии вменено большое количество «разноплановых» обязанностей. Во-вторых, не все обязанности он реально может выполнить. Например, контролировать прием, перевод и увольнение работников, прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра, а также проведение вводного инструктажа по охране труда, предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

Скорее всего, это перечисление относится к обязанностям других руководителей. Например, контроль приема и увольнения работников чаще всего входит в обязанности руководителя кадровой службы. Проведение вводного инструктажа по охране труда – обязанности руководителя службы охраны труда. Предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, руководитель подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за предоставлением и контроль и учет за непосредственным предоставлением работнику. В-третьих, не определен документ (нет на него ссылки), регламентирующий деятельность подразделения, включая обязанности руководителя, что не позволяет осуществлять контроль и оценку результативности исполнения обязанностей.

В третьем примере формулируются обязанности заместителя руководителя структурного подразделения по общим вопросам.

«Заместитель руководителя структурного подразделения по общим вопросам организует содержание в исправном состоянии всех видов транспорта, автомобильных и железнодорожных дорог, и сооружений на них, находящихся в ведении организации».

Из приведенной формулировки следует, что заместитель руководителя подразделения наделен разноплановыми обязанностями. Так, например, содержание всех видов транспорта даже в постановке «организация работ» представляет собой очень сложную техническую задачу и грандиозную по объему. Как известно, содержание даже небольшого количества транспортных средств предполагает выполнение большого количества организационных задач (хранение, техническое обслуживание и ремонт, заправку топливом, смазочными маслами и специальными жидкостями и т.д., а также ведение большого объема отчетной документации).

Задача осложняется также еще и тем, что «все виды транспорта» никак не определены. Различные виды транспорта требуют учитывать различную специфику, например, вид применяемого топлива, подъездные пути и др. С другой стороны, в обязанности включены работы, связанные с содержанием автомобильных и железнодорожных дорог и находящихся на них сооружений. Содержание указанных автомобильных и железнодорожных путей само по себе представляет отдельную и сложную задачу, которая соответствует по своему уровню сложности и ответственности руководителю очень крупного предприятия, а не заместителю руководителя структурного подразделения. Таким образом, механическое объединение очень разных по содержанию и объему обязанностей вряд ли может быть оправдано.

В четвертом примере формулируются обязанности бригадира.

«Бригадир отстраняет от работы лиц в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения, сообщает об этом мастеру (вышестоящему руководителю)».

Из приведенной формулировки обязанностей следует, что указанные обязанности бригадира не обеспечены четким механизмом реализации этой обязанности при возникновении различных практических ситуаций. Не приведены ссылки на нормативные документы, содержащие требования к процедуре отстранения, что затрудняет контроль и оценку результативности исполнения данной обязанности.

В пятом примере формулируются обязанности заместителя главного инженера по охране труда.

«Заместитель главного инженера по охране труда организует работу по идентификации опасностей, оценке рисков и разработке мер управления ими».

Из приведенной формулировки следует, что данная обязанность может быть реализована, если в организации существует документ, регламентирующий порядок проведения идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими. По-видимому, текст обязанности заместителя главного инженера целесообразно дополнить ссылкой на документы, в соответствии с которыми необходимо организовать работу, а также о необходимости предусмотреть назначение ответственных лиц с обязательным обучением их перед допуском к данной работе согласно процедурам идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими.

ВЫВОДЫ

1. Распределение и коррекция обязанностей являются необходимым условием результативного функционирования СУОТ и должны соответствовать целям, принятой структуре управления и организации работ в Компании.

2. Обязанности должны быть конкретными, с указанием четких границ деятельности и основываться, как правило, на разработанных в организации документах, содержащих соответствующие требования к действиям работников, безусловных для выполнения. Обязанности, сформированные без учета соответствующих требований («пустые обязанности») не приведут к достижению целей.

3. Распределенные обязанности, а также функциональная схема СУОТ, должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.

4. Для обеспечения эффективного исполнения обязанностей необходимо осуществлять мониторинг результатов оценки деятельности. На основе анализа результатов мониторинга корректировать обязанности или деятельность работника.

5. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если управление обязанностями производится с помощью специализированных программных средств, с включением документирования обязанностей в общий документооборот Компании.

1. При разработке и внедрении СУОТ рекомендуется сформировать соответствующий перечень обязанностей работников, анализируемый ответственным за внедрение СУОТ, назначенным руководителем Компании.

2. Для обеспечения результативного исполнения обязанностей рекомендуется планировать необходимые ресурсы, включая обучение обязанностям, наделение работника соответствующими полномочиями.

3. Для обеспечения результативности функционирования СУОТ содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, не должен вбирать в себя большое число разнонаправленных заданий и функций. Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени , необходимого для выполнения работником своих обязанностей.

БИБЛИОГРАФИЯ

Типовое положение о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.

ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения.

Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Женева: Международное бюро труда, 2003

ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования.

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ISO/DIS 45001:2016 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда – Требования и рекомендации по применению.

Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента. Под ред. Йосио Кондо. Пер. с англ. Е.П. Марковой /Научное редактирование В.А. Лапидус, М.Е. Серов. – Нижний Новгород, СМЦ «Приоритет», 2002. – 206 с.

Директива Совета от 12 июня 1989 г. «О введении мер, содействующих улучшениям в области безопасности и здоровья работников на работе (89/391/ЕСС). Совет Европейских Сообществ».

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

Положения российского законодательства закрепляют право всех работников на обеспечение работодателем безопасных условий труда на любом месте работы и занимаемой должности. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, является ли местом реализации его трудовой деятельности офис, учреждение культуры или промышленное предприятие.

СУОТ или система управления охраной труда направлена на создание условий для осуществления постоянного контроля за тем, насколько качественно соблюдаются нормы и выполняются правила охраны труда каждым участником производственного процесса от руководителя до рядового сотрудника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В обязанности работодателя входит создание эффективной системы управления и обеспечение ее внедрения в жизнь организации за счет четкого распределения обязанностей между всеми сотрудниками.

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда (сокращенно СУОТ) является частью общей управленческой системы компании, которая позволяет управлять возможными рисками в таких сферах рабочего процесса, как охрана здоровья и безопасность труда.

Согласно существующему традиционному подходу к управлению областью охраны труда, документы, которые разработаны в организации для , должны соответствовать таким требованиям:

  • оценка состояния охраны труда (ОТ) должна быть постоянной на уровне всех подразделений;
  • документы должны отображать политику компании в данной области;
  • в них должны быть отображены способы достижения целей;
  • на их основании оценивается работа руководящего состава и специалистов организации в сфере охраны труда.

Документы СУОТ должны распределять обязанности должностных особ предприятия. Четко изложенные и закрепленные функции дают возможность лучше организовать работу организации, а также повышают эффективность контроля.

Информационная составляющая системы осуществляется согласно с действующими локальными нормативными актами. Мероприятия в рамках СУОТ планируются на основании фактического .

Когда разрабатываются планы в расчет принимается:

  • степень травматизма;
  • общая и профзаболеваемость;
  • аварии, которые имели место на производстве;
  • результаты проведенной аттестации рабочих мест сотрудников;
  • состояние используемого оборудования и сооружений;
  • предписания, сделанные надзорными органами, и другие факторы.

Руководство и рядовые сотрудники должны понимать, что система управления охраной труда является сложной многогранной системой и каждый человек, работающий в организации, занимает в ней свое важное место. То есть создание слаженного механизма является результатом совместных усилий, приложенных как директором компании, так и каждым рядовым сотрудником.

Целеполагание

Управление в сфере охраны труда в 2019 году имеет одну главную цель – не допустить нанесения любого рода ущерба работникам организации во время их нахождения на рабочем месте.

Для это нужно реализовать следующие основные задачи:

  • борьба с травматизмом в организации должна носить систематический характер;
  • введение в качестве обязательного компонента системы профилактики профзаболеваний;
  • предотвращение взрывов и возможных пожаров, которые заканчиваются не только увечьями, но зачастую смертью работников;
  • рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы совершенствовать качество процесса производства и повышать степень работоспособности трудящихся;
  • обязательное обучение технике безопасности во время введения в эксплуатацию нового оборудования или в тех случаях, когда к обязанностям приступает новый сотрудник;
  • в процессе работы могут возникать различные неприятные факторы, которые нужно своевременно выявлять и ликвидировать.

Если проводить качественное обучение работников, это обеспечит в цехах безопасность благодаря тому, что каждый будет знать, как правильно использовать инструменты, какие средства можно применять для индивидуальной защиты и на что нужно обратить внимание, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций.

Предотвратить развитие профзаболеваний у работников можно, проводя регулярные лечебно-профилактические осмотры. В данном случае по показаниям врача определенные сотрудники могут быть переведены на другую работу с облегченными условиями труда. Выплата материальных компенсаций и оздоровление помогут сохранить здоровье рабочих в опасных условиях труда.

Важно воспитать у работников чувство ответственности за жизнь других людей. Предприятия большого размера могут организовывать для рабочих, которые закреплены за разными участками, обмен опытом.

Функции

Основные функции СУОТ заключаются в следующем:

  • предложить действующую систему для всех структурных подразделений с учетом особенностей их функционирования;
  • оказание методической поддержки;
  • составление плана и проведение согласно него инструктажей по технике безопасности;
  • разработка стандартов, правил, нормативов, инструкций;
  • анализ причин, которые привели к аварийным ситуациям, и созданных условий работы;
  • разработка статистической отчетности;
  • постоянное повышение квалификационного уровня работников и организация экзаменов по вопросам, касающимся техники безопасности на предприятии.

Нормативные документы СУОТ в 2019 году

Минимальный перечень документов СУОТ на каждом предприятии должен состоять из таких документов:

  • СУОТ;
  • документы, в которых фиксируются разные события и мероприятия, касающиеся вопросов охраны труда (это различные акты, журналы и т.д.).

То есть речь идет про любые документы, подтверждающие создание в организации системы управления охраной труда и ее эффективное функционирование. Они вызывают интерес у трудовой инспекции в ходе проведения плановых и внеочередных проверок. Также они дают возможность без опасений проводить в налоговом учете списание затрат на мероприятия, предусмотренные в рамках СУОТ предприятия.

В Типовом положении про СУОТ Министерства Труда содержится информация о том, кто на предприятии должен иметь дело с определенными документами СУОТ:

  • лично работодатель управляет процессом разработки документов распорядительного характера и производит распределение обязанностей по охране труда между своими подчиненными: замами, начальниками структурных подразделений и службой ОТ;
  • работодатель через заместителей и руководителей структурных подразделений должен обеспечить доступность документов, действующих в организации, для персонала;
  • служба ОТ должна контролировать, чтобы сотрудники имели постоянный доступ к документации юридического и методического характера, которая касается охраны труда;
  • руководитель структурного подразделения должен обеспечить наличие в местах общего пользования документов и материалов, в которых изложены требования, касающиеся ОТ, тем самым давая возможность с ними ознакомиться работникам, которые находятся в его непосредственном подчинении;
  • бригадир следит за тем, чтобы работники не приступали к выполнению своих обязанностей, пребывая в состоянии опьянения (подобные факты он должен оформить подобающим образом и довести до ведома руководителя подразделения).

Работодатель также должен определить порядок, по которому будут оформляться следующие отчеты:

  • про аварии;
  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные недуги.

Разработка нового типового Положения и его образец

В октябре 2019 года Министерством Юстиции был зарегистрирован , разработанный в августе 2019 года Министерством труда под номером 438н. Этим документом было утверждено Типовое положение про систему управления охраной труда, которое официально набрало силу 28 октября 2019 года.

Образец данного положения без труда можно найти на специализированных сайтах в интернете или скачав приказ №438н. Его польза заключается в том, что работодатели с легкостью могут выполнить свои обязательства, касающиеся создания работоспособной системы на своем предприятии, подобрав подходящую структуру документа и корректно сформулировав положения про охрану труда.

Нужно отметить, что в Российском Трудовом кодексе обязанность Министерства Труда по разработке типового положения про СУОТ была зафиксирована еще в 2019 году. Однако это произошло на два года позже. В связи с чем до последнего времени на предприятиях могло и не быть документов СУОТ нового образца.

Эксперты говорят о том, что представители Министерства на протяжении двух лет пытались разработать универсальный документ, который бы подошел для каждой организации. Однако, на практике это оказалось невозможно воплотить в жизнь, поскольку работа каждого предприятия сопряжена с наличием множества нюансов и особенностей.

Управление

Согласно приказу №438н, положение каждого предприятия по СУОТ в обязательном порядке должно содержать раздел, касающийся управления документами СУОТ. Работодателю в этом случае следует отталкиваться от особенностей деятельности компании и сферы, в которой она функционирует.

Руководитель должен ввести в документацию 4 основных параметра, которые обеспечат эффективную работу системы:

  • какие обязанности какого рода ответственность в сфере охраны труда возлагаются на каждое структурное подразделение и конкретных исполнителей;
  • определить формы, которые используются при разработке внутренних нормативных документов СУОТ, и дать рекомендации по их заполнению;
  • закрепить документально наличие необходимых связей между различными подразделениями для обеспечения работы СУОТ;
  • определиться, каким образом будет обеспечиваться охрана труда, а также контроль за ее соблюдением.

При составлении документов СУОТ важно не пропустить ни одно подразделение или сотрудника.

Что касается документов, которые также нужны для эффективного функционирования системы, то среди них можно выделить порядки, по которым проводится:

  • разработка;
  • согласование;
  • принятие;
  • пересмотр документов;
  • а также определяются сроки их хранения.

Что еще почитать