Государственный и муниципальный финансовый контроль. Государственный контроль деятельности некоммерческих организаций Государственный финансовый контроль деятельности некоммерческих организаций

1. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

2. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

3.2. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.3. В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подлежат размещению следующие документы:

1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;

8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности;

11) бюджетная смета казенного учреждения, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;

12) решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий.

3.4. Документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, не размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в случае, если такие документы содержат сведения, составляющие государственную тайну.

3.5. Документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. В случае, если такие документы содержатся в федеральных информационных системах или подлежат в обязательном порядке включению в государственные и (или) муниципальные информационные системы в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы подлежат размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством информационного взаимодействия официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с государственными и (или) муниципальными информационными системами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.

Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

4. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации ежегодно представляет в уполномоченный орган аудиторское заключение, полученное от российской аудиторской организации (российского индивидуального аудитора), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения, представленные структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации, или предоставляет их средствам массовой информации для опубликования.

4.1. Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

4.2. Основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является:

1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;

2) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

3) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

6) поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

4.3. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 6 пункта 4.2 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

4.4. Предварительное уведомление некоммерческой организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма не допускается.

4.5. Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

Внеплановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся по основаниям, указанным в пункте 4.2 настоящей статьи, и с учетом положений пунктов 4.3 и 4.4 настоящей статьи.

4.6. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.02.2014 N 18-ФЗ.

5. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;

4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий;

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 147-ФЗ.

5.1. Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется:

1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, - в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

5.2. Контроль за деятельностью казенных и бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти (государственным органам), в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

6. В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, уполномоченный орган вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное руководителю соответствующего структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

6.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 147-ФЗ.

7. Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.

Решение о включении такой некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.

7.1. Уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента:

1) в случае прекращения деятельности некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;

2) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

3) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, в отношении некоммерческой организации, ранее исключавшейся из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, установлено, что эта некоммерческая организация в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления об исключении ее из указанного реестра, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

4) если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация не позднее чем через три месяца со дня включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

7.2. Форма заявления об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утверждается уполномоченным органом.

7.3. Решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 7.1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 7.1 настоящей статьи, или об отказе в исключении некоммерческой организации из указанного реестра принимается уполномоченным органом не позднее чем через три месяца со дня получения от некоммерческой организации заявления о ее исключении из указанного реестра.

Решение об отказе в исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 настоящей статьи, установлено, что некоммерческая организация представила недостоверные сведения о прекращении ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано некоммерческой организацией в суд.

8. В случае непредставления филиалом или представительством иностранной некоммерческой неправительственной организации в установленный срок информации, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

9. В случае если деятельность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации не соответствует заявленным в уведомлении целям и (или) представленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи сведениям, такое структурное подразделение может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

10. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

11. Уполномоченный орган принимает решение об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра в связи с ликвидацией соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также в связи с принятием иностранной некоммерческой неправительственной организацией решения о прекращении деятельности своего филиала или закрытии своего представительства на территории Российской Федерации.

12. Уполномоченный орган направляет структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или ее части. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.

13. В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.

14. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами, а филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций - заявленным целям и задачам и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации, включении в реестр филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, а в отношении бюджетных учреждений - соответствующим органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

14.1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации, по запросу указанного органа или по собственной инициативе.

15. Иностранная некоммерческая неправительственная организация вправе обжаловать действия (бездействие) государственных органов в суд по месту нахождения государственного органа, действия (бездействие) которого обжалуются.

16. Уполномоченный орган ежегодно представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доклад о деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, содержащий информацию об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:

Запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;

Запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

Направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;

Не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.


Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

Выступление - ведущего специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих и иных организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области на семинаре по вопросам проверок финансово – хозяйственной деятельности некоммерческих организаций 27.03.2008 года

Уважаемые руководители и бухгалтеры некоммерческих организаций!

2) программные документы некоммерческих организаций;

Журналов-ордеров;

Договоров, документов об исполнении договоров (в том числе счета-фактуры, счета);

Книги покупок, книги продаж;

Все действующие в настоящее время некоммерческие организации на основании п. 1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» наделены специальной правоспособностью: они могут осуществлять только те из не запрещенных законодательством Российской Федерации видов деятельности, которые соответствуют целям их деятельности и предусмотрены в их учредительных документах. Поэтому в ходе проверки определяется, соответствует ли деятельность некоммерческой организации целям, предусмотренным учредительными документами, и каким образом она отражена в учете организации.

Следует обратить внимание, что главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрена, обязанность некоммерческой организации по ведению раздельного учета доходов и расходов по уставной и предпринимательской деятельности .

Средства, полученные от предпринимательской деятельности, так же, как и средства от некоммерческой деятельности, должны быть использованы в строгом соответствии с требованиями учредительных документов. То есть, имущество некоммерческих организаций формируется по двум направлениям:

Денежные средства и иное имущество, полученные в рамках деятельности,
предусмотренной учредительными документами: поступления от учредителей (участников,
членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных (включая гранты), ассигнования из бюджета;

Денежные средства и иное имущество, полученное от предпринимательской деятельности, - это средства от собственной предпринимательской деятельности, доходы от внереализационных операций.

Статья 50 ГК РФ дает понятие и отличие коммерческих организаций от некоммерческих. А именно: организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности – коммерческие организации либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками –некоммерческие организации.

На основании п.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг , имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчика .

Также следует обратить внимание, что п. 1 ст. 37 Федерального Закона от 01.01.2001 «Об общественных объединениях» предпринимательская деятельность общественных объединений должна не только способствовать достижению уставных целей, но и соответствовать этим целям.

Так, например, в ходе проведения одной из проверок, установлено, что организация

В нарушении п.2 ст.24 ФЗ от 01.01.2001№7-ФЗ «О некоммерческих организациях» осуществляла деятельность по оптовой торговле свежемороженой продукцией;

В нарушении п.1,п. З ст.50 ГК РФ предпринимательская деятельность организации направлена на извлечение прибыли, по своему характеру не связана, не соответствует и не служит достижению цели, ради которой создана.

По результатам проверки в адрес организации вынесено представление и направлено сообщение в соответствующие правоохранительные органы. В настоящий момент организация находится в стадии ликвидации.

Также в ходе проверок установлены нарушения следующих нормативно-правовых актов:

1) Федерального Закона РФ от 01.01.2001 «О бухгалтерском учете»;

2) Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением Совета
Директоров ЦБР 22.09.1993 №40;

3) Инструкции Минфина СССР и ВЦСПС №62 от 01.01.2001 «О служебных
командировках в пределах СССР»;

4) Приказа № 94н от 31.10.00 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» и др.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством РФ.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Законодательством РФ предусмотрены ограничения на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческих организаций отдельных видов. Так, если некоммерческая организация создана в форме ассоциации или союза, то в соответствии с п. 1 ст. 121 ГК РФ и п.1 ст. И ФЗ «О некоммерческих организациях», если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Поскольку общественные организации и другие общественные объединения в соответствии со ст. 50 ГК относятся к числу некоммерческих организаций, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью данной организации, т. е. той деятельностью, для осуществления которой они создавались. Предпринимательская деятельность этих организаций должна отвечать целям ее создания и носить дополнительный характер к основной деятельности, выражающийся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы им более интенсивно и плодотворно реализовать свои уставные цели.

Например, если создается спортивная организация, то предпринимательская деятельность, которая будет отвечать целям её создания и непосредственно носить дополнительный характер к основной деятельности следующая:

Организация спортивных секций;

Создание центров физической культуры;

Изготовление и реализация спортивной одежды .

Однако, встречаются случаи, что при подаче документов на государственную регистрацию организации включают следующие виды экономической деятельности:

Оптовая и розничная торговля всеми видами товаров;

Предоставление посреднических услуг при покупке продаже и аренде недвижимого имущества;

Инженерные изыскания для строительства;

Представление различных видов услуг потребителям;

В таких случаях территориальными органами Росрегистрации принимается решение об отказе в государственной регистрации. Так как в соответствии с действующим законодательством, некоммерческие организации должны создаваться для осуществления социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных целей, а не для осуществления предпринимательской деятельности.

К функциям проверяющего относится контроль за порядком использования прибыли, полученной от предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Даже в том случае, если некоммерческая организация не осуществляет предпринимательской деятельности, она может иметь внереализационные доходы , например, доход от реализации ненужного имущества, излишки, выявленные при инвентаризации, доход в виде процента банка, начисленного за пользование остатком на счете. Если такие доходы имеют место, то они должны использоваться строго на уставные цели или в составе административных расходов.

Основу проверки расходования денежных средств и имущества некоммерческой организации составляет оценка соответствия расходов содержанию деятельности организации, а также требованиям юридических и физических лиц, от которых поступили средства.

Целевые средства, полученные для осуществления той или иной программы (проекта, мероприятия), должны быть использованы строго по назначению. Средства, поступающие в виде вступительных, членских взносов, взносов учредителей, участников, могут расходоваться на достижение уставных целей.

В процессе проверки расходования денежных средств некоммерческой организации, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, обращается внимание на структуру затрат: прямых, связанных с выполнением некоммерческих программ (проектов), и косвенных (административных). Так, если организация имеет статус благотворительной, она не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год (п. З ст. 16 ФЗ от 01.01.01 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Кроме того, в ходе проверки проверяется соответствие деятельности благотворительной организации ст. 17 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Все хозяйственные операции, проводимые некоммерческими организациями, должны быть обоснованы и оформлены оправдательными документами . Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 01.01.2001 «О бухгалтерском учете» первичные учетные, документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье. В соответствии с положениями указанной статьи органы статистики разработали и утвердили целый ряд альбомов унифицированных форм, которыми: следует руководствоваться.

3) Этап обобщение этапов проверки, составление акта

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации составляется акт в соответствии с Порядком проведения проверок. В акте отражается вывод о соответствии или несоответствии деятельности некоммерческой организации по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, предусмотренным ее учредительными документами.

В случае выявления в ходе проверки фактов о нецелевом использовании денежных средств и иного имущества по результатам проверки выносится одно из решений, предусмотренных п. 33 Порядка проведения проверок № 000 от 01.01.01 года. А именно:

Вынесение письменного предупреждения;

Возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях (в случаях и порядке, установленных законодательством РФ);

Приостановление деятельности (в случаях и порядке, установленных законодательством РФ);

Предъявление в суд искового заявления о ликвидации некоммерческой организации
(в случаях и порядке, установленных законодательством РФ);

4) Этап принятия решения по результатам проверки

В случае выявления при проведении проверки нарушений некоммерческой организацией законодательства РФ, иных нормативных правовых актов , контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Росрегистрации и территориальных органов Росрегистрации материалы, полученные при проведении проверки, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий контрольный или надзорный орган, т. е. осуществляется передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях или уголовных преступлениях.

Принятые по итогам проверки решения оформляются в порядке, установленном законодательством РФ.

О принятом решении уведомляется некоммерческая организация.

"Налоги" (газета), 2010, N 48

Основной формой контроля за деятельностью некоммерческих организаций является проведение проверок соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Проверки дают наиболее полное представление о деятельности некоммерческих организаций, чем другие формы контроля, такие как анализ отчетов, посещение мероприятий.

Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы (далее - уполномоченный орган), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.07.2008 N 1079, является органом, уполномоченным на принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществления контроля за их деятельностью. Порядок проведения проверок некоммерческих организаций определяется Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 N 90 (далее - Административный регламент).

Проводимые уполномоченным органом проверки в большинстве случаев являются плановыми и осуществляются в соответствии с утвержденным планом проверок на соответствующий календарный год, размещенным на официальном сайте уполномоченного органа.

Внеплановые проверки некоммерческих организаций проводятся в случаях:

  • необходимости проверки исполнения предупреждений (представлений) об устранении ранее выявленных нарушений;
  • обжалования действий (бездействия) некоммерческих организаций, связанных с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации, а также получения иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений.

Проверки могут проводиться:

  • в месте нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (выездная проверка);
  • без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (документальные проверки).

Выездные проверки могут проводиться в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в уполномоченный орган документах. В иных случаях проверки проводятся в форме документальных проверок.

В целях наиболее полного представления о деятельности проверяемой некоммерческой организации уполномоченный орган направляет запросы в органы государственной власти (налоговые органы, органы государственной статистики и другие).

Юридическим фактом - основанием для начала подготовки к проверке - является приказ о проведении проверки, изданный не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки - не менее чем за шесть рабочих дней).

Уполномоченный орган направляет некоммерческой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о проверке, с запросом необходимых для проведения проверки документов, не позднее чем за десять рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки - пять рабочих дней).

Документы представляются лично представителем некоммерческой организации (руководителем или иным уполномоченным им лицом) по акту приема-передачи или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением подписанных документов почтовой связью).

Следует отметить, что некоммерческими организациями часто оказывается противодействие проверке, которое выражается в непредставлении документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме. По данному факту проверяющий государственный служащий составляет протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, за 9 месяцев 2010 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области было составлено 20 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки некоммерческой организации проверяющим государственным служащим составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю некоммерческой организации (иному уполномоченному им лицу) под роспись либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Типичными нарушениями, допускаемыми некоммерческими организациями в своей деятельности, являются:

  • непредставление в уполномоченный орган обновленных сведений о месте нахождения некоммерческой организации, ее руководителе, иных сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
  • непредставление в уполномоченный орган ежегодной отчетности по формам и в сроки, определенные уполномоченным органом исполнительной власти;
  • осуществление благотворительной организацией деятельности, не соответствующей целям, предусмотренным ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
  • использование эмблемы, не зарегистрированной в установленном порядке;
  • неисполнение общественными объединениями обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечения доступности ознакомления с указанным отчетом;
  • несоответствие уставов некоммерческих организаций требованиям действующего законодательства;
  • несоблюдение требований учредительных документов.

Хотелось бы отметить наиболее часто встречающиеся нарушения при проведении проверок некоммерческих организаций на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами:

  • направление денежных средств и иного имущества на цели, не предусмотренные уставом;
  • осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей целям деятельности некоммерческой организации и не служащей их достижению;
  • осуществление некоммерческими организациями деятельности, носящей исключительно коммерческий характер;
  • использование учредителями, должностными лицами некоммерческой организации ее имущества в своих интересах, а не в интересах организации.

В случае выявления нарушений в результате проверки деятельности некоммерческой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом могут быть приняты следующие меры:

  • вынесено предупреждение (внесено представление);
  • приостановлена деятельность общественного объединения или религиозной организации;
  • возбуждено дело об административном правонарушении;
  • направлено в суд заявление о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица либо ликвидации некоммерческой организации.

По результатам проверок Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области за 9 месяцев 2010 г. вынесено 94 предупреждения, внесено 2 представления, направлено в суд 59 исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций и прекращении деятельности общественных объединений в качестве юридического лица.

В предупреждении (представлении) уполномоченный орган указывает допущенные нарушения и срок их устранения, составляющий не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Уполномоченный орган вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев в случае, если в установленный срок нарушения, послужившие основанием для внесения представления, не устраняются.

Продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер (п. 82 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 N 90).

В случае неустранения нарушений в срок, указанный в предупреждении, к некоммерческой организации применяются следующие меры реагирования: привлечение к административной ответственности, приостановление деятельности общественной организации, направление в суд искового заявления о ликвидации, назначение внеплановой проверки.

Информация о выявленных нарушениях законодательства, контроль за исполнением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, например трудового, налогового законодательства, законодательства Российской Федерации об образовании, направляется в соответствующий контрольно-надзорный орган.

В заключение хотелось бы отметить, что проверки способствуют повышению уровня ответственности руководителей по своевременной сдаче отчетности, внесению изменений в сведения о некоммерческой организации в установленные сроки, а также более качественному оформлению документов (протоколов, приказов и иных внутренних документов), позволяют предотвратить нарушения законодательства в будущем.

М.С.Могильникова

Главный специалист-эксперт

отдела регистрации

и контроля деятельности

некоммерческих организаций

Главного управления Министерства юстиции

Российской Федерации

по Свердловской области

В зависимости от органов, осуществляющих контроль некоммерческих организаций, выделяют государственный и муниципальный, а также негосударственный финансовый контроль.

Государственный и муниципальный финансовый контроль включает в себя:

  • – контроль за выполнением финансовых обязательств некоммерческих организаций перед государством, прежде всего в части внесения налогов;
  • – контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных финансовых ресурсов в некоммерческих организациях;
  • – контроль за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества в некоммерческих организациях.

Субъектами государственного и муниципального финансового контроля являются прежде всего законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, а также контрольные органы, формируемые законодательными (представительными) структурами. Полномочия этих органов отражены в БК РФ.

К субъектам государственного и муниципального финансового контроля относятся также органы исполнительной власти. Механизм проведения государственного и муниципального финансового контроля органами исполнительной власти в некоммерческих организациях определяется налоговым, таможенным и бюджетным законодательством. Наиболее важную роль в этом контроле в настоящее время играют: Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, региональные и местные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций выполняет уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При осуществлении федерального государственного надзора и проведении проверок некоммерческих организаций руководствуются положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Уполномоченный орган и его должностные лица в рамках установленных законодательством РФ могут:

  • – запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;
  • – запрашивать информацию о финансово-хозяйственной работе некоммерческих организаций у органов статистики, органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и финансовых организаций;
  • – направлять своих представителей в некоммерческие организации для участия в проводимых сю мероприятиях;
  • – проверять соответствие деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию другого имущества, задачам, закрепленным в учредительных документах организации;
  • – при установлении нарушений законодательства РФ и (или) совершении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей задачам, отраженным в ее учредительных документах, выносить ей письменное предупреждение с указанием сделанного нарушения и сроков его устранения (не менее одного месяца). Предупреждение, сделанное некоммерческой организации, можно обжаловать в вышестоящем органе или суде;
  • – приостанавливать деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Срок приостановления деятельности нс может быть более 6 мес.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, выясняют соответствие расходования денежных средств и использования другого имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами и сообщают о результатах органу, зарегистрировавшего данную некоммерческую организацию. В отношении бюджетных учреждений федеральные органы государственного финансового контроля, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, выясняют соответствие расходования денежных средств и использования другого имущества бюджетными организациями целям, предусмотренным их учредительными документами и сообщают соответствующим органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Федеральная служба по финансовому мониторингу анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Если в ходе контрольных действий установлены факты, свидетельствующие о неполноте или недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства РФ, служба но финансовому мониторингу сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации.

Что еще почитать