Уникальная история гостиницы «Националь. Здание гостиницы "националь" Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и VOYAGE Hotels&Resorts

Гостиница «Националь» - одна из старейших действующих гостиниц в Москве. Расположенная в самом центре Москвы – на углу Тверской и Моховой улиц, по соседству с Красной площадью, Кремлем, Александровским садом – она давно уже стала неотъемлемой частью столичного ландшафта, а ее история тесно связана с историей самой Москвы, да и всей России.

Строительство гостиницы «Националь» началось в 1900 году. Проект здания гостиницы по заказу Варваринского общества домовладельцев разработал известный тогда архитектор Александр Иванов. При возведении здания применялись самые современные технологии и строительные материалы – железобетонные конструкции, гидроизоляция. Величественные фасады гостиницы были отделаны природным камнем, керамической плиткой, лепниной, а угловой аттик украшен майоликовыми панно. Поражала воображение внутренняя отделка «Националя» - мраморные лестницы в вестибюле, витражные окна, мозаичный пол, фигуры атлантов, установленные у входа в лифты.

Не менее пышно были отделаны и обставлены номера гостиницы. Мебель для них была изготовлена по специальному заказу, из красного дерева, светлого и мореного дуба, других ценных пород. Самые дорогие апартаменты «Националя» - такие, как «Гостиная Людовика XV» или «Гостиная Людовика XVI» - располагались на третьем этаже и предназначались для приема высокопоставленных гостей. Роскошь обстановки дополнялась эксклюзивным набором удобств и гостиничных услуг. Многие номера гостиницы были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами, во всех номерах были установлены сейфы. Здание «Националя» обогревалось самой современной системой отопления, разработанной на литейном заводе Сан-Галли. Гостиница была полностью телефонизирована, что тоже являлось признаком роскоши по тем временам.

Кроме номеров, в здании «Националя» размещались читальня, ресторан и различные гостиничные службы, а также магазины, пекарня и винный склад.

Гостиница «Националь» открылась в 1903 году и сразу же приобрела небывалую популярность, заняв почетное место в ряду лучших гостиниц Москвы. Проживание в «Национале» стоило недешево, однако номера гостиницы никогда не пустовали. Здесь селились богатые купцы и крупные промышленники, иностранные дипломаты, здесь в разное время проживали такие видные деятели русской культуры, как Федор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков, Иван Бунин.

Перемены, произошедшие в России после Октябрьской революции 1917 года, отразились и на судьбе гостиницы «Националь». Во время октябрьских боев в Москве здание гостиницы служило одним из опорных пунктов контрреволюционных сил и получило повреждения при артобстреле. После окончательной победы большевиков были национализированы все крупные гостиницы Москвы. Гостиница «Националь» была превращена в «1-й Дом Советов», то есть, общежитие для функционеров и чиновников новой власти. В марте 1918 года, после того, как столица была перенесена в Москву, в роскошных номерах «Националя» поселились члены Советского правительства. Здесь проживали Дзержинский, Свердлов, Троцкий, а в номере 107 ненадолго поселились Ленин и Крупская. Номер был обставлен мягкой мебелью в зеленых тонах, на массивном письменном столе, покрытом зеленым сукном, стояли черные мраморные чернильницы с пресс-папье, два бронзовых подсвечника и бронзовая лампа с зеленым абажуром. Освещала номер бронзовая трехрожковая люстра. Некоторые детали этой обстановки сохранились и до наших дней.

После того, как Советское правительство перебралось в Кремль, гостиница «Националь» долгое время оставалась общежитием ВЦИК. Последствия этого выявились в начале 1930-х годов, когда гостинице решили вернуть прежние функции. В ходе инвентаризации оказалось, что большая часть гостиничных интерьеров и мебели пришла в негодность, а инженерно-технические коммуникации значительно изношены. В здании «Националя» был проведен капитальный ремонт. Изменился внешний вид гостиницы: нижние этажи, облицованные гранитом, песчаником и красным кирпичом, перекрасили под гранит, дубовые рамы заменили алюминиевыми переплетами, а вместо майоликовых панно на угловом аттике здания появился индустриальный пейзаж в духе времени. Мебель для номеров «Националя» взяли из резервного фонда, созданного при национализации дворянских усадеб. Так в гостиничной обстановке появились мебель и предметы искусства из Аничкова и Царскосельского дворцов. «Националь» превратился в своеобразный «музей», что сразу сказалось на стоимости проживания в гостинице – селиться в ее номерах было не по карману даже иностранным туристам. В последующие годы «Националь» приобрел репутацию убыточной гостиницы. Несколько раз – и в 1950-х, и в 1960-х годах - предпринимались попытки модернизировать и переоборудовать здание гостиницы, но размахом они не отличались – ремонт крыш и электропроводки, реставрация отдельных предметов антикварной обстановки, внутренние перестройки здания. Правда, в 1974 году гостиница «Националь» была включена в список памятников истории и культуры, охраняемых государством – но не потому, что ее здание было архитектурным памятником в стиле модерн, а потому, что здесь когда-то проживал Ленин. Ветхость здания и отсутствие современного оборудования практически лишили «Националь» прежней популярности.

Серьезные перемены в судьбе гостиницы начались только в 1985 году, когда наконец было принято решение о полной реставрации «Националя». Часть антикварной мебель, признанной национальным достоянием, передали на хранение в музеи, остальную вывезли на реставрацию, чтобы потом использовать в оформлении интерьеров гостиницы. По результатам конкурса, проведенного в 1990 году, был выбран генеральный подрядчик – австрийская фирма «Рогнер». С российской стороны в реставрации «Националя» принимали участие специалисты московского управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2».

Работы по возрождению гостиницы «Националь» велись в трех основных направлениях – ремонт и перепланировка здания, модернизация гостиничного оборудования, обновление интерьеров. К северному фасаду здания пристроили еще один этаж – там разместился оздоровительный центр, чердак превратили в мансарду с двадцатью дополнительными номерами, а бывший внутренний двор перекрыли стеклянной крышей и обустроили там кафе с зимним садом. Одновременно австрийские дизайнеры разрабатывали для «Националя» мебель в стиле югенд, проектировали интерьеры. Были изготовлены новые люстры, до мелочей повторявшие дизайн первых, еще дореволюционных светильников «Националя».

Возрожденный «Националь» принял первых постояльцев в 1995 году. В том же году указом Президента Российской Федерации здание гостиницы было отнесено к памятникам истории и культуры города Москвы федерального значения. Так начался новый этап в истории «Националя». С самого открытия гостинице была присвоена высшая категория – пять звезд. В новом облике «Националя» современное гостиничное оборудование сочеталось с бережно восстановленной атмосферой старины. Многие номера сохранили интерьеры начала 20 века и были обставлены антикварной мебелью, на стенах гостиницы появились гравюры и эстампы с видами старой Москвы, живописные полотна, написанные в духе русского реализма. Новый «Националь» быстро завоевал популярность у гостей столицы, приобретя репутацию престижной и эксклюзивной гостиницы. К 2000 году, когда старейшая гостиница Москвы торжественно отпраздновала свое столетие, уже можно было сказать, что проект возрождения «Националя» увенчался несомненным успехом.

Траурной датой в более чем вековой истории гостиницы «Националь» стало 9 декабря 2003 года. В этот день у гостиницы был совершен террористический акт. При взрыве «мерседеса», припаркованного у входа в гостиницу, погибли шесть человек, в том числе обе террористки – чеченские шахидки, еще двенадцать человек получили ранения разной тяжести. Взрывной волной были выбиты несколько стекол на первом и втором этажах гостиницы. В июне 2005 года у гостиницы «Националь» был открыт памятный знак, посвященный жертвам теракта. На кубе из черного мрамора высечена искра и написаны имена погибших. Надпись на памятнике гласит: «Вечная память жертвам террористического акта 9 декабря 2003 года».

В наши дни гостиница «Националь» прочно заняла почетное место среди лучших пятизвездочных гостиниц мира. Достижения «Националя» были неоднократно отмечены почетным дипломом и Бриллиантовой звездой Академии гостеприимства США – самой престижной наградой в мировом гостиничном бизнесе. «Националь» входит в группу наиболее фешенебельных отелей европейской гостиничной сети «Le Meridien» - «А Royal Meridien Hotels», но при этом остается стопроцентно муниципальной гостиницей и обслуживается исключительно российским персоналом. Генеральный директор гостиницы Юрий Подкопаев, который руководит «Националем» с 1985 года, дважды отмечен званием одного из лучших отельеров мира.

03 В XIX веке «Варваринское акционерное общество домовладельцев» выкупило угловой участок под новую застройку — вскоре здесь появились несколько домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки.

04 Проектировщики при этом придали угловому выступу основного здания полукруглую форму, характерную для московской архитектуры конца XVIII века.

05 В 1901 году новые владельцы начали строительство роскошной гостиницы по проекту архитектора А. В. Иванова.

06 Новый архитектурный проект предусматривал сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки (доходный дом архитектора Л. Н. Бенуа), в том числе и полукруглого угла.

07 Здание гостиницы «Националь», открытой в 1903 году, решено в стиле эклектики с элементами модерна.

08 «Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. В отделке использовались дорогие материалы.

09 Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи.

10 Гостиница оснащалась передовыми техническими новинками того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны

11 В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов.

12 Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107—109 проживал глава Советского государства В. И. Ленин с женой Н. К. Крупской и сестрой М. И. Ульяновой.

13 В 1932 году зданию вернули гостиничный статус.

14 В 1985 году началась реконструкция и реставрация «Националя».

15 Реставрация продолжалась до 1995 года, за это время до мельчайших деталей было восстановлено убранство Националя.

16 Открывшемуся отелю присвоили высшую категорию - 5 звезд, и одновременно отнесли к памятникам истории и культуры федерального значения.

17 С 1995 года начинается вторая жизнь отеля: часть номеров обставили антиквариатом, ввели новую услугу - проживание в номере с интерьерами начала 20 века.

18 Сейчас гостиница входит в систему элитных отелей Le Meridien, присвоившую Националю статус королевского отеля.

19 Вместе с тем, гостиница по-прежнему остается гостиницей-музеем, где теряются даже первые лица государств.

21 В разные годы здесь жили Г. Уэллс, У. Черчилль, Кофи Аннан, Хавьер Солана, шведская принцесса Бригитта, принц Майкл Кентский, Пласидо Доминго, Мирей Матье, Пьер Ришар и многие-многие другие, чьи портреты висят в галерее на втором этаже гостиницы.

22 Впрочем, в Национале останавливаются не только знаменитости и миллионеры. Этот отель выбирают участники различных фестивалей, зарубежные бизнесмены и туристы, руководители крупных компаний, и иные VIP-персоны.

23 Замечательна экспозиция с историческими фотографиями гостиницы в разные годы

27 В гостинице Националь 11 банкетных залов с великолепным декором и вместимостью от 6 до 150 человек. Здесь Вы можете не только провести официальную встречу на самом высоком уровне но и просто отдохнуть в компании старых друзей. Конференц-зал оборудованный полным комплектом необходимой аппаратуры.

28 Ресторан "Московский" - известен великолепной русской кухней в исполнении известного шеф-повара Вячеслава Брылова. Из окон открывается неповторимый вид на Кремль и Манежную площадь. По вечерам - живая русская музыка.

29 «Националь» приглашает провести незабываемое гастрономическое путешествие в ресторане «Московский», из окон которого открывается изумительный вид на Кремль.

30 Фортепьянная музыка по вечерам и чарующие огни Кремлевского архитектурного ансамбля зададут верное настроение и романтическому свиданию, и деловой встрече.

31 В ресторане «Московский» гости могут насладиться традиционными блюдами русской кухни (Стерлядь «Царская», Осетрина по-монастырски, Грудка гуся нагульного, Жаркое из кабана по-стрелецки), а также богатым ассортиментом блюд европейской кухни.

32 Возрождая лучшие кулинарные традиции вековой истории «Националя» шеф-повар ресторана «Московский» Андре Мартин создал меню исконно русской дворянской кухни.

33 Росписи потолка впечатляют

40 Именно, «отдыхая» в ресторане гостиницы на цокольном этаже, художник Андрей Иогансон придумал этикетку водки «Столичная». На ней изображена гостиница «Москва», как раз под тем ракурсом, который увидел художник со своего места. Этикетка интересна с «точки зрения» маркетинга тем, что с момента создания (приблизительно 1937—1938 г.) практически не подвергалась изменениям.

42 В «Национале» 201 номер, включая 56 люксов. В 2009 году была закончена комплексная реконструкция и реновация гостиницы, в ходе которой были увеличены площади гостиных и ванных комнат, появились гардеробные комнаты, были внедрены новейшие технические решения.

43 Люкс Классический: Просторные двухкомнатные люксы с гостиными и уютными спальнями. В оформлении интерьеров «Классических» люксов использованы предметы антиквариата музейной ценности: мебель, музыкальные инструменты, торшеры и лампы из Богемского стекла - все это рождает уникальный, неповторимый стиль каждого номера. Мраморные ванные комнаты оборудованы гидромассажными ваннами.

44 Более тридцати люксов имеют живописный вид на Кремль и Красную площадь.

45 Люкс Президентский: Роскошные трехкомнатные номера с панорамным видом на Кремль и Тверскую улицу, состоящие из гостиной, спальни и кабинета с отдельным душем. Антикварная мебель и предметы искусства в сочетании с выдающимися интерьерными решениями придают этим номерам особый шарм. Мраморные ванные комнаты этих номеров оснащены джакузи. В «Президентских» люксах «Националя» предпочитали останавливаться Президенты Франции Николя Саркози и Жак Ширак, Президент Швейцарии Паскаль Кушпен, Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, Король Испании Хуан Карлос, принцесса Королевства Швеции Биргитта, принц Майкл Кентский и многие другие.

50 Виды из окон "Националя" не всегда были такими захватывающими. До 1930-х годов (до расчистки Манежной площади) из окна ресторана можно было видеть вместо Красной площади дом напротив.

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Москва, ул. Моховая, д. 15/1, стр. 1 (часть)

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Совета министров РСФСР О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" № 624 от 04.12.1974 г.

Описание предмета охраны

Градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Тверской и Моховой улиц, Манежной площади; объемно-пространственная композиция главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; четыре малых полихромных майоликовых панно 1901-1903 гг. в уровне 6 этажа; майоликовое панно с индустриальным сюжетом 1920-х гг. в уровне 7 этажа; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов внутреннего двора главного корпуса в первоначальной редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фрагмента юго-западного брандмауэра, декорированного в 1934 году по проекту академика И.В. Жолтовского в связи со строительством на соседнем участке "Дома на Моховой"; первоначальная функция гостиницы. Объемно-планировочная структура и конструкции капитальных стен главного и дворового корпусов 1901 - 1903 гг. (подвал-7 этажи); система сводчатых перекрытий подвала (предмет охраны сводчатых перекрытий подвальных помещений уточняется по результатам проекта приспособления). Первоначальное архитектурно-художественное оформление и убранство интерьеров главного корпуса: оконные валики и мраморные подоконники; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление главного вестибюля 1901-1903 гг.: лепнина потолков, фрагмент пола, набранный из первоначальной метлахской плитки; объемно-пространственная композиция, декоративное оформление и конструкции парадной лестницы и лифтового холла со стороны Моховой улицы 1901-1903 гг. (1-6 этажи): ограждающие конструкции, лепное оформление потолков и стен, витражное заполнение оконных проемов, фрагмент пола лестничной площадки (6 этаж?), набранный из первоначальной плитки, фигуры атлантов, металлическое ограждение лифтов н. XX века; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление лестницы со стороны Тверской улицы бывшего "Магазина готового платья и меховых изделий братьев Петуховых": фигурные ограждающие конструкции; местоположение и объемно-пространственное решение служебных лестниц главного корпуса (подвал-7 этажи) и дворового корпуса (подвал-5 этажи); местоположение и декоративное оформление коридоров и холлов 2-6 этажей главного корпуса; помещение современного зала "Санкт-Петербург": декоративное оформление и роспись потолков, первоначальные зеркало и радиаторы отопления (2 этаж, юго-восточный угол главного корпуса); помещения современных банкетных залов "Суздаль" и "Кострома": роспись потолков 1975-1976 гг., выполненная художниками И.В.Николаевым и М.М. Дедовой-Дзедушинской (2 этаж, северный угол главного корпуса); первоначальная структура номеров, расположенных вдоль главных фасадов (3-6 этажи); гостиничный номер 178 (3 этаж): оригинальное планировочное решение, декоративное оформление потолков, витраж; гостиничный номер 101 (3 этаж): лепной декор потолков с росписью, угловой камин; гостиничный номер 107 (3 этаж): в 1918 году в номере останавливались В.И. Ленин и Н.К. Крупская; гостиничный номер 115 (3 этаж): художественная роспись потолка "Триумф Юноны" 1902 год, лепной декор потолков; гостиничный номер 207 (4 этаж): фрагмент живописной композиции роспись "Вакх на деревянном велосипеде", лепной декор потолков; гостиничный номер 201 (4 этаж): роспись - фриз с фантазийными масками в золоченых виньетках по голубому фону. Комиссия предлагает уточнение наименования объекта в следующей редакции: "Гостиница "Националь", 1901-1903 г., архитектор А.В.Иванов". 2.Предмет охраны на объект культурного наследия федерального значения утверждается в установленном порядке.

Эклектика с элементами модерна. Московская гостиница "Националь"

Для постояльцев двери гостиницы открылись 1 января 1903 года. Первоначальное название гостиницы - «Национальная». По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.

Архитектура построенного здания сочетала черты ренессанса и классицизма с декоративными мотивами модерна. Фасад здания был решен в стиле классицизма.

Особым великолепием отличался интерьер вестибюля гостиницы с главным акцентом в виде парадной лестницы, имеющей уникальную для начала XX века конструкцию. И поныне белый мрамор с лепными позолоченными украшениями металлических ограждением и гармоничной мозаикой уникальных витражей на главной лестнице притягивает множество восхищенных взглядов гостей «Националя».

В 1905 году над парадным входом в гостиницу был сооружен металлический козырек с грифонами, растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы – 1903 год. Длительное время существовала легенда, что точно такой же козырек, при открытии установленный в средней части фасада здания на Тверской улице, был уничтожен взрывом гранаты во время революционных событий в октябре 1917 года. Однако, фотоизображения и документального подтверждения этой легенды пока обнаружить не удалось.

В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров, среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы. Номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV». И по сей день мы можем любоваться элементами первоначального внутреннего убранства уникальных номеров: потолочной художественной росписью в номере 115 и камином, облицованным белым мрамором, с металлической решеткой в номере 101. Апартаменты предназначались для проживания высокопоставленных гостей: губернаторов, иностранных дипломатов и членов монархических семей Европы. В настоящее время данные номера носят говорящее название люксы "Националь" и служат настоящей гордостью гостиницы.

В 1903 году стоимость за проживание в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки. Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10 - 15 рублей, что являлось неплохим доходом.

«Национальная» весьма дорожила своей репутацией. На службу нанимали только с письменной рекомендации уже работающего в гостинице персонала. Каждый работник дорожил своим местом, так как состоять в штате такой гостиницы было весьма престижно и доходно.

Основной категорией постояльцев гостиницы с 1903 по 1917 годы были представители российской государственной власти. В «Национальной» останавливалось более одной тысячи высокопоставленных чиновников. C уверенностью можно сказать, что история постояльцев гостиницы – это хроника последнего десятилетия Российской империи в лицах.

В 1913 году в «Национальной» проживал великий князь Александр Михайлович – внук императора Николая I, дядя последнего русского императора, Николая II.

В начале XX века в Москве насчитывалось 228 гостиниц и 10 из них находились на Тверской улице, рядом с «Национальной». Кроме последней, особой популярностью у приезжих пользовались гостиницы «Дрезден», «Лоскутная», «Париж» и «Большая Московская». Однако, все перечисленные гостиницы были построены еще в XIX веке и не могли сравниться с «Национальной» по уровню оснащения и разнообразию сервиса, которая поистине могла гордиться необычными для начала XX века техническими новинками – лифтами, сложным устройством вентиляции, передовой системой отопления, телефонной связью и службой такси и т.п.

С 1903 по 1910 годы была выпущена серия почтовых открыток с изображением «Национальной».

Особой гордостью владельцев гостиницы и визитной карточкой гостиницы всегда был ее ресторан, приятно удивлявший гостей разнообразием и затейливостью меню, в особенности, блюд русской национальной кухни. Вершиной кулинарного искусства было, например, меню праздничного обеда начала 20 века. Перечисление одних лишь закусок поражает воображение: тут и устрицы, и бульон, и борщок, и царский студень, и поросята сливочные, и кулебяки разные, и паштеты из дичи с трюфелями, и форель гатчинская, и нельма сибирская, и лососина висляндская, и осетрина кучугурская, и ростбиф, и ветчина, и телятина, и солонина, и огурцы нежинские, и индейка, а также каплуны, фазаны кавказские, рябчики сибирские и салаты разные!

В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства - знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс. В 1903 году одним из самых именитым постояльцем "Национальной" был автор всемирно-известного ныне «Полета шмеля», выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

В 1910 году на втором этаже гостиницы, слева от парадной лестницы в залах рекреаций открылся Британский клуб.
На третьем этаже, в нынешнем номере 177, раньше находилась читальня. К услугам постояльцев в читальне имелась большая библиотека, свежие газеты и журналы.

Узнать дальнейшую историю "Националя" можно на официальном сайте гостиницы: http://www.national.ru/ru/ru-hotel-history

памятник архитектуры (федеральный)

Гости́ница «Национа́ль» - гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд». Здание гостиницы занимает угол Тверской и Моховой улиц, являясь также важным компонентом архитектурного облика Манежной площади .

История создания

На том месте, где сейчас располагается гостиница, с конца XVIII века находились доходные дома купца Москвина. В XIX веке «Варваринское акционерное общество домовладельцев » выкупило угловой участок под новую застройку - вскоре здесь появились несколько домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки. Проектировщики при этом придали угловому выступу основного здания полукруглую форму, характерную для московской архитектуры конца XVIII века. В 1901 году новые владельцы начали строительство роскошной гостиницы по проекту архитектора А. В. Иванова . Новый архитектурный проект предусматривал сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки (доходный дом архитектора Л. Н. Бенуа ), в том числе и полукруглого угла. Здание гостиницы «Националь», открытой в 29 декабря 1902 года , решено в стиле эклектики с элементами модерна . «Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. В отделке использовались дорогие материалы. Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи . Гостиница оснащалась передовыми техническими новинками того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны. Изначально гостиница была рассчитана на 160 номеров, которые размещались в четырёх верхних этажах .

В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов . Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107-109 проживал глава Советского государства В. И. Ленин с женой Н. К. Крупской и сестрой М. И. Ульяновой . О причастности гостиницы к революционной истории напоминает майоликовое панно на индустриальную тему, установленное на угловом аттике в 1931-1932 году - один из первых примеров реализации ленинского плана «Монументальной агитации и пропаганды». В 1932 году зданию вернули гостиничный статус.

С 1991 по 1995 годы проводилась масштабная реконструкция и реставрация «Националя» .

Современное состояние

На сегодняшний день гостиница является одной из наиболее комфортабельных в Москве. В 2006 году отель, получив официальное название «Рояль Меридиен Националь», вошёл в международную гостиничную корпорацию «Starwood Hotels & Resorts Worldwide ». С 1 сентября 2009 года , после очередной реновации, гостиница «Националь» сменила бренд «Le Royal Meridien» на «The Luxury Collection», который также принадлежит компании «Starwood Hotels & Resorts Worldwide». С этого момента гостиница носит имя «Hotel National, a Luxury Collection Hotel». Гостиница располагает 206 номерами, в том числе 37 люксами с видом на Кремль с индивидуальным дизайном и меблированными антикварной мебелью, а также . «Националь» неоднократно удостаивался звания «Лучшей гостиницы России в категории пять звёзд» и обладает «Королевским статусом». Среди гостей «Националя» - главы государств и правительств, звёзды шоу-бизнеса, известные деятели культуры.

В декабре 2011 года гостиница, до этого находившаяся в собственности правительства Москвы , была приватизирована. Победителем торгов стала структура предпринимателя Михаила Гуцериева , предложившая за «Националь» 4,674 млрд руб.

См. также

Напишите отзыв о статье "Националь (гостиница, Москва)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Националь (гостиница, Москва)

– Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
– Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.

1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.
К десяти часам утра 2 го сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
В это же время, в десять часов утра 2 го сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Начиная с 26 го августа и по 2 е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела.
– Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d"Ideville. «Une ville occupee par l"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.
«Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!»
– Qu"on m"amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами.
Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Тот тон великодушия, в котором намерен был действовать в Москве Наполеон, увлек его самого. Он в воображении своем назначал дни reunion dans le palais des Czars [собраний во дворце царей.], где должны были сходиться русские вельможи с вельможами французского императора. Он назначал мысленно губернатора, такого, который бы сумел привлечь к себе население. Узнав о том, что в Москве много богоугодных заведений, он в воображении своем решал, что все эти заведения будут осыпаны его милостями. Он думал, что как в Африке надо было сидеть в бурнусе в мечети, так в Москве надо было быть милостивым, как цари. И, чтобы окончательно тронуть сердца русских, он, как и каждый француз, не могущий себе вообразить ничего чувствительного без упоминания о ma chere, ma tendre, ma pauvre mere, [моей милой, нежной, бедной матери,] он решил, что на всех этих заведениях он велит написать большими буквами: Etablissement dedie a ma chere Mere. Нет, просто: Maison de ma Mere, [Учреждение, посвященное моей милой матери… Дом моей матери.] – решил он сам с собою. «Но неужели я в Москве? Да, вот она передо мной. Но что же так долго не является депутация города?» – думал он.

Что еще почитать