Xx. морально-нравственные проблемы в медицине

Введение

Профессиональная этика

Этика ученого. Этические проблемы науки

Этические аспекты профессиональной деятельности литературоведа

Заключение

Использованная литература

Введение

Этика - одна из составляющих философской антропологии; древнейшая наука, предметом которой является мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные человеческим общежитием, нормы преодоления агрессивности и индивидуализма. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни людей, самоотверженности и всей системы моральных и нравственных норм различных социальных групп.

В этике выделяют следующие направления исследований:

§Метаэтика <#"justify">Целью данной работы является описание основных проблем прикладной этики в сфере науки на примере литературоведения.

1. Профессиональная этика

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

а) профессиональную солидарность;

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали .

Таким образом, профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований кодекса морали. Возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем она уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере морали.

2. Этика ученого. Этические проблемы науки

Этика ученого - область профессиональной этики, определяющая моральные отношения ученого с его коллегами и учениками, его отношение к исследованиям других ученых, а также к своему собственному исследованию.

В «моральный минимум ученого» входит, прежде всего, обязательность ссылок на чужие идеи при точном цитировании источника, недопустимость плагиата, толерантность в отношениях с оппонентами. Морально неприемлемым в науке является навязывание своих идей и теорий административными методами.

Важнейшим принципом этики ученого является предвидение социальных и экологических последствий своих исследований и принятие моральной ответственности за эти последствия.

В последнее время все больше актуализируется принцип гуманного отношения ученого не только к окружающим людям, но и ко всему живому. Так представителями биоэтики стал обсуждаться вопрос о недопустимости экспериментирования на животных. В начале ХХI века становится очевидным: страсть ученого не должна осуществляться за счет гибели или страданий живого существа.

Моральность ученого во многом определяется его человечностью и цельностью личности, когда специализированный субъект познания не уничтожает в нем человека.

Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований. Новая дисциплина - этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.

Современный мир - это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляется тенденцией к технизации. Человек окружает себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни. Даже проявление творческих способностей современного человека происходит с учетом законов окружающей техносреды. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического бытия человека, которое ведет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок - это «академическая составляющая науки». Кроме того, этот институт обеспечивает селекцию того нового, которое свидетельствует о росте научного знания.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.

Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления атома урана, что позволило создать атомную бомбу. История атомной бомбы общеизвестна. Эйнштейн, Ферми, Сциллард, Оппенгеймер руководствовались высокой целью борьбы с беспримерными в истории человечества преступниками - с германским фашизмом. Однако открытие физиков попало в руки американских военных, которые сожгли Хиросиму и Нагасаки. Попытки ученых остановить это ужасное дело оказались тщетными.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии, указывают на опасность биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются врожденными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. Также природно-эволюционно истолковывается и стремление человека к образованию, карьерному росту, лидерству и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач-пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за него и даже не информировать о его состоянии и перспективах лечения.

Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

. Этические аспекты профессиональной деятельности литературоведа

Например, в период кардинальных общественно-политических перемен в России второй половины 1980-1990-х годов, когда вектор общественного развития резко изменился, поменял направление от идей социализма к капиталистической идеологии, когда актуализировалась и стала официально востребованной острая критика советского образа жизни, в литературной критике, в целом в литературоведении этого периода мгновенно сформировалась нигилистическая идеология по отношению к советской литературе, к советской классике.

Политизировалась и сама теория литературы, как это было в начальный период формирования советской культуры, когда защитники пролетарской идеологии (например, теоретики Пролеткульта) ориентировали писателей на создание «новой», «пролетарской», «социалистической» литературы, культуры «с чистого листа», отрицающих литературно-художественную классику XIX века. Тогда, уже в начале 1930-х годов, появился и откровенно политизированный литературоведческий термин «социалистический реализм», ставший в конце 1980-1990-х годов предметом «нападок» и разоблачений одновременно с подобным отношением к М. Горькому, М. Шолохову, В. Маяковскому или другому классику литературы советского периода, вместо попыток разобраться в теории нового реализма, обозначившей в свое время реально существовавшее на протяжении целого полувека направление яркого художественного творчества.

Когда с целью разоблачения социалистического реализма приводились примеры из произведений писателей весьма второстепенных (во все времена этот писательский планктон существовал наряду с классикой), то достаточно было ответить на подобные выпады репликой: «Так это не только не социалистический реализм, а вообще не литература или писатели далеко не первого ряда и ничего в подлинной истории литературы не определявшие, обозначавшие какие-то приметы лишь в текущих литературных процессах».

В теории социалистического реализма современным ученым предстояло разобраться и по-новому осмыслить литературу, традиционно объединяемую этим понятием. Однако для пересмотра ошибочных теорий и их терминов, нового прочтения советской классики недостаточно было ни личностного фактора филолога, ни его высокой профессиональной квалификации. Нужны были новые пути исследования, некое абстрагирование от господствующей современной идеологии, взвешенное отношение к уже известным и вновь появившимся литературно-художественным и историко-литературным фактам.

К новому осмыслению советской классики и самой теории социалистического реализма располагало в первую очередь прикладное литературоведение, учебная литература для учащейся молодежи. Оно торопило процесс этого осмысления. Насколько труден и сложен он был (написание новых учебных пособий), показывают учебные издания ведущих вузов России, К примеру, Московского государственно университета имени М.В. Ломоносова. Эти факты современной литературной жизни молодые филологи должны не только знать, но и уметь их оценивать: ибо именно новейшая вузовская учебная литература дает начинающему филологу первые и запоминающиеся методологические ориентиры в общих вопросах истории литературы и оценках творческих индивидуальностей. И вчерашний студент, ныне аспирант, запоминает эти оценки, они входят в «сосуды» его профессиональной деятельности без осознания источников «заражения», порожденных главным образом спецификой общественно-политической конфронтации эпохи. И, может быть, эта учебная литература, написанная талантливыми, однако ангажированными своими политическими страстями и пристрастиями литературоведами, - самый наглядный пример, свидетельствующий о роли личности, о личностном факторе в создании историко-литературных концепций. Личность создателя концепции или научной истории литературы начинает восприниматься как оценочный критерий его опубликованного труда.

В становлении, развитии науки и ее результатах колоссальную роль играют объективные и субъективные факторы. Принято считать, что у каждого исследователя есть положенный ему профессиональный предел, точнее даже можно сказать, «удел»: по уровню профессиональной подготовки, по возникающим жизненным ситуациям и тому подобное. «В пространстве научных исследований, говорил Ю.М. Лотман, - гуманитарные наиболее связаны с личностью автора… Между исследователем и изучаемым им писателем складываются сложные диалогические отношения, в каком-то смысле подобные отношениям между палачом и жертвой. Чтобы изучить творчество писателя, даже при сознательном стремлении к предельной объективности, ученый должен найти в нем нечто созвучное себе, некое зеркальное пространство, в котором он сам может отразиться .

Требования объективности не противоречат этому. Ограничив себя узкой сферой изучения (например, одним каким-либо писателем), филолог-литературовед может увлечься «самоотражением» в материале; расширение же изучаемого пространства (если он обладает достаточной степенью автокритицизма и широтой исследовательских знаний) невольно внесет коррекцию, предохраняющую от субъективизма.

Для достижения научного результата огромное значение имеет так называемый личностный фактор, предполагающий природные, генетические данные человека, его способность формировать себя. Молодой ученый, филолог еще в школьные годы, а потом и в период студенческой жизни обязательно ощутит склонность к процессам познания, можно сказать, испытает страсть к знанию как одну из самых сильных страстей, одну из самых возвышенных потребностей мыслящего человека. Таким образом, потенциальный ученый имеет, так сказать, предрасположенность к научно-исследовательской деятельности, к творческому поиску.

Истинный исследователь в процессе работы испытывает прилив радости, связанный с ощущением появившихся догадок или открытий. Именно чувство радости становится рычагом раскрытия индивидуальных способностей человека, которые необходимо постоянно развивать. Это сопряжено с трудолюбием и такими личностными качествами, как честность и чувство ответственности.

Заключение

профессиональный этика ученый литературовед

Резюмируя вышесказанное можно наметить основные этические критерии профессиональной деятельности литературоведа:

.Корректное определение авторства;

.Недопустимость плагиата, ориентированность на новизну;

.Корректное цитирование и использование ссылок;

.Научная добросовестность, нейтральность;

.Недопустимость оскорблений и догматизма в полемике;

.Осознание личной профессиональной ответственности за результаты исследования;

.Уважение к исследованиям коллег и работам предшественников;

.Свобода от личной выгоды.

1.Кохановский В.П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Ростов н/ Д, 2010.

2.Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.

.Полякова Л.В. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику и терминологию. Авторский курс лекций для аспирантов. Тамбов, 2012.

.Пригожин И.Р. Природа науки и новая рациональность//Философия и жизнь. 1991. №7.

.Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

Л.И. Лукьянова

Бурное развитие научно-технического прогресса в XXI веке, врастание новых технологий в повседневную жизнь современного общества, угрожающе изменяющего ее формы и традиции, особенно остро ощущается в последние годы. Подобная ситуация побуждает к поискам философского фундамента как основы понимания и осмысления происходящих перемен, выявление действительных возможностей науки, выработки требований, направленных на повышение ее моральной ответственности.

Это в полной мере относится к современной медицине в связи с использованием новых технологий, обсуждением возможных последствий применения современных методов лечения и медикаментов. Методики трансплантологии, вживления искусственных органов, «асексуальное размножение», «суррогатное материнство» – все эти достижения заметно обогатили арсенал средств борьбы за человеческую жизнь. Однако каждое из этих понятий – реальная единица т.н. «этического минного поля», которое новые технологии создают для современной культуры. Ведь темпы развития медицинской науки сами по себе не обеспечивают качественных изменений в жизни и деятельности человека. И сегодня остается актуальным наблюдение, сделанное в свое время Л.Н. Толстым, который отмечал, что «в медицине то же, что и во всех науках: ушла далеко без проверки, немногие знают ненужные тонкости, а в народе нет здоровых гигиенических понятий».

Вместе с тем профессиональные проблемы, составляющие предмет специального внимания врачей, организаторов здравоохранения, представителей закона, в последние годы привлекают внимание специалистов различных отраслей знания.

Более того, обсуждение применения новых технологий медицины давно вышло за рамки национальных границ, привело к созданию не только национальных комитетов по биоэтике, но и межправительственных объединений и исследовательских центров. При этом многие исследователи отмечают, что сегодня наблюдается тенденция решать этические проблемы «по-американски» – разработать и ввести этические кодексы, создать институты аттестации, лицензирования и т.п. . Существует, однако, опасность, что такого рода комитеты лицензирования и аттестации могут превратиться в очередные «кормушки» вроде техосмотра автотранспорта. В процессе обсуждения выявилось множество сопутствующих проблем, продиктованных различными жизненными ситуациями. К ним относятся – желание иметь ребенка без учета естественных биологических циклов родителей; потребность родителей в ребенке, продиктованная не только желанием иметь детей; неустранимая роль отца; право быть матерью; наследственность и тайна и др.

Немало ученых-представителей различных наук могли бы сказать по этому поводу свое заинтересованное слово, вынести компетентные рекомендации. Однако, в первую очередь, это должны сделать философы, поскольку их предметом является человек, его сознание и самосознание, мировоззрение и мироотношение.

На первый план при этом выходят вопросы нравственно-этического порядка, которые в настоящее время оказались отодвинутыми даже не на вторые, а гораздо более второстепенные места и лишь в последние годы некоторые из них начинают выдвигаться для обсуждения. Подобное состояние дел не может оцениваться как нормальное.

Переживаемая сегодня ситуация порождает такое состояние научного творчества, которое повторяется в истории один-два раза в тысячелетие. «Как же отнестись к этой массированной атаке на человека? – отмечал известный философ, исследователь философских проблем биоэтики И.Н. Смирнов. – Она, правда, ещё не развернулась, но разведотряды, уже ведут активный и глубокий поиск, сигнальная ракета, по которой должно начаться наступление – в патроннике, курок взведён» .

Определяющим мировоззренческим контекстом «новых технологий» медицины является либеральная идеология с её высшими ценностями «прав и свобод» человека и их метафизически-материалистическим обоснованием и пресловутой «свободой выбора» того или иного медицинского вмешательства. При этом игнорируются традиционные правила медицинской этики, складывавшиеся веками. Технизация медицинской деятельности объективно требует повышения внимания к её гуманитарному компоненту.

В третьем тысячелетии перед медицинской наукой встаёт ряд важных и часто спорных вопросов. Весь список данных проблем возглавляет следующая тройка – проблема клонирования человека, эвтаназия, искусственное оплодотворение и искусственное прерывание беременности. Большинство учёных достаточно сдержанно относятся к каждой из них. Так, рассматривая клонирование человека, многие обращают внимание на то, что эта проблема, в первую очередь, этическая. Человек, вторгаясь в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы, порождает ситуацию непредсказуемости подобных шагов. Ведущей основой терапевтического клонирования являются исследования в области выращивания так называемых «стволовых клеток», которые появляются на 4-5 день развития организма и представляют собой своего рода строительный материал, восстанавливая его функции и играя роль «скорой помощи». Именно эта сторона терапевтического клонирования приводится в качестве аргумента в пользу его разрешения, так как это поможет сохранить жизнь сотням и тысячам естественнорожденных. Однако, как и все новые технологии, эта технология может принести не только пользу человеку, но и чревата серьёзными этическими проблемами.

Следующая проблема – эвтаназия, которая возникла не сегодня и не вдруг, а обсуждалась с глубокой древности и уже тогда вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и др. Отношение к умышленному ускорению смерти неизлечимого больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Со времён Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: « Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, а также не посоветую это». И хотя в наше время существуют суждения « за» и «против» эвтаназии, хорошо известно, насколько велика возможность ошибки, когда врачи строят свои прогнозы. Более того, подобно гильотине, эвтаназия может попасть в руки людей менее человечных, чем её изобретатели. Рассматривая болезнь с позиций синергетического подхода в медицине, следует отметить, что любой биологический организм необходимо сочетает в себе как провоспалительные, так и противовоспалительные механизмы и, следовательно, подтверждается универсальность синергетического метода, действенного не только в естественных, но и биологических науках, в том числе и в медицине. Использование синергетического стиля мышления позволяет по-новому взглянуть на проблемы болезни и здоровья.

Вопросы этики искусственного оплодотворения – это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты этой новой медицинской технологии: «новая технология размножения», «техногенное производство людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия – «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения», «суррогатное материнство» и т.п. Среди многих опасений применения «искусственного оплодотворения» одним из самых важных является опасение возникновения культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных и родственных отношений. Относительно проблемы искусственного оплодотворения необходимо подчеркнуть, что разнообразные этические вопросы связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении в области продолжения рода. Кроме общих глобальных вопросов биомедицинской этики (зачатие in-vitro, генетическая рекомбинация с помощью банков зародышевых и ингредиентов и др.) важную роль начинают играть не только сугубо научные моменты, но и этические конфликты и противоречия. Главный из них связан с тем, чтобы определить, в какой мере в соответствии с существующими законами пациент подвергается терапевтическому риску.

Таким образом, биоэтические проблемы медицины дают богатейший материал для работы философской мысли, поскольку именно в них нарочито обнажается и приобретает сверхчувствительность то, что именуется душой, совестью, долгом, ответственностью – всё то, что объединяется ёмким понятием морали и нравственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики. Круглый стол // Человек. – 2002. – № 5.

2. Смирнов И.Н. Философские проблемы биоэтики // Вопросы философии. – 1987. – № 12..

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Этико-деонтологические проблемы медицинской науки в третьем тысячелетии

Бурное развитие научно-технического прогресса в XXI веке, врастание новых технологий в повседневную жизнь современного общества, угрожающе изменяющего ее формы и традиции, особенно остро ощущается в последние годы. Подобная ситуация побуждает к поискам философского фундамента как основы понимания и осмысления происходящих перемен, выявление действительных возможностей науки, выработки требований, направленных на повышение ее моральной ответственности.

Это в полной мере относится к современной медицине в связи с использованием новых технологий, обсуждением возможных последствий применения современных методов лечения и медикаментов. Методики трансплантологии, вживления искусственных органов, «асексуальное размножение», «суррогатное материнство» - все эти достижения заметно обогатили арсенал средств борьбы за человеческую жизнь. Однако каждое из этих понятий - реальная единица т.н. «этического минного поля», которое новые технологии создают для современной культуры. Ведь темпы развития медицинской науки сами по себе не обеспечивают качественных изменений в жизни и деятельности человека.

Более того, обсуждение применения новых технологий медицины давно вышло за рамки национальных границ, привело к созданию не только национальных комитетов по биоэтике, но и межправительственных объединений и исследовательских центров. В процессе обсуждения выявилось множество сопутствующих проблем, продиктованных различными жизненными ситуациями. К ним относятся - желание иметь ребенка без учета естественных биологических циклов родителей; потребность родителей в ребенке, продиктованная не только желанием иметь детей; неустранимая роль отца; право быть матерью; наследственность и тайна и др. На первый план при этом выходят вопросы нравственно-этического порядка, которые в настоящее время оказались отодвинутыми даже не на вторые, а гораздо более дальние места и лишь в последние годы некоторые из них начинают выдвигаться для обсуждения. Подобное состояние дел не может оцениваться как нормальное.

Определяющим мировоззренческим контекстом «новых технологий» медицины является либеральная идеология с её высшими ценностями «прав и свобод» и пресловутой «свободой выбора» того или иного медицинского вмешательства. При этом игнорируются традиционные правила медицинской этики, складывавшиеся веками. «Технизация» медицинской деятельности объективно требует повышения внимания к её гуманному компоненту.

В третьем тысячелетии перед медицинской наукой встаёт ряд важных и часто спорных вопросов. Весь список данных проблем возглавляет следующая четверка - клонирование человека, эвтаназия, искусственное оплодотворение и искусственное прерывание беременности. Большинство учёных достаточно сдержанно относятся к каждой из них. Так, рассматривая клонирование человека, многие обращают внимание на то, что эта проблема, в первую очередь, этическая. Человек, вторгаясь в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы, порождает ситуацию непредсказуемости подобных шагов. Ведущей основой терапевтического клонирования являются исследования в области выращивания так называемых «стволовых клеток», которые появляются на 4-5 день развития организма и представляют собой своего рода строительный материал, восстанавливая его функции и играя роль «скорой помощи». Именно эта сторона терапевтического клонирования приводится в качестве аргумента в пользу его разрешения, так как это поможет сохранить жизнь сотням и тысячам естественнорожденных. Однако, как и все новые технологии, эта технология может принести не только пользу человеку, но и чревата серьёзными этическими проблемами.

Следующая проблема - эвтаназия, которая возникла не сегодня и не вдруг, а обсуждалась с глубокой древности и уже тогда вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и др. Отношение к умышленному ускорению смерти неизлечимого больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Со времён Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: « Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, а также не посоветую это». И хотя в наше время существуют суждения « за» и «против» эвтаназии, хорошо известно, насколько велика возможность ошибки, когда врачи строят свои прогнозы. Более того, подобно гильотине, эвтаназия может попасть в руки людей менее человечных, чем её изобретатели.

Вопросы этики искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты этой новой медицинской технологии: «новая технология размножения», «техногенное производство людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия - «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения», «суррогатное материнство» и т.п. Среди многих опасений применения «искусственного оплодотворения» одним из самых важных является опасение возникновения культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных и родственных отношений. Относительно проблемы искусственного оплодотворения необходимо подчеркнуть, что разнообразные этические вопросы связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении в области продолжения рода. Важную роль начинают играть не только сугубо научные моменты, но и этические конфликты и противоречия.

Таким образом, биоэтические проблемы медицины дают богатейший материал для работы философской мысли, поскольку именно в них обнажается и приобретает сверхчувствительность то, что именуется душой, совестью, долгом, ответственностью - всё то, что объединяется ёмким понятием морали и нравственности.

Мое личное мнение о вышеперечисленных проблемах. Я против клонирования, эвтаназии, экстракорпорального оплодотворения, «суррогатного материнства», выращивания и лечения «стволовыми клетками». Я считаю, что это приносит только вред нашей - человеческой душе. Если не может женщина иметь детей, значит - она должна задуматься - почему? То же касается и мужчины. Если мучается человек от невыносимой боли, значит - заслужил, либо это определенное испытание для его души и тела. Эвтаназия подобна самоубийству, а это во все времена являлось страшным грехом. Когда ученые пытаются клонировать человека - они ставят себя на место Бога.

Из новых методов диагностики я признаю безнаказанным, такие как Ядерно-магнитно-резонансная томография. ЯМР появилась относительно недавно, этот метод безвреден, высокоинформативен. По сути, с помощью этого аппарата получаются как бы послойные срезы исследуемого органа. Но, даже получив результаты исследования, я думаю, не стоит сразу консервативно решать проблему, прежде всего, стоит задуматься - что «я» сделал не так?

Возможно болезнь - это даже не наказание для данного человека, а испытание. И от того как он воспримет свою болезнь будет зависеть его дальнейшая жизнь или смерть.

Искусственное прерывание беременности отдельная проблема, стоящая на нейтральной позиции для моего понимания. Я против абортов, но ЕСТЬ ситуации, когда такой выход необходим, он оправдан медицинскими показаниями, естественно они должны быть объективны и срок беременности как можно меньше. Я против того, что в нашем государстве на сроке до 12 недель женщина сама имеет право сделать выбор - рожать ей или нет, выбор нужно делать до зачатия.

Использованная литература

медицина проблема этический клонирование

Этические проблемы психологических исследований и психологической практики. Круглый стол // Человек. - 2002. - № 5.

Смирнов И.Н. Философские проблемы биоэтики // Вопросы философии. - 1987. - № 12.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Важность этической стороны деятельности менеджера. Сущность морали в современной науке, обоснование ценностных ориентаций общества. Анализ этических проблем организации управления коллективом. Психологические установки, определяющие стиль руководства.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2011

    Эвтаназия, как вид насилия. Понятие эвтаназии, нравственные аспекты ее проблем. Нравственная форма жизни и жизнь физическая. Автономия личности - практическое признание безусловной ценности личности. Анализ этических аргументов "за" и "против" эвтаназии.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2009

    Аборт как искусственное прерывание беременности путём удаления плода из матки в сроки до 22 недель от зачатия. Определение медицинского аборта. Противоположные точки зрения о проблеме аборта. Аргументы против моральной допустимости аборта и в его защиту.

    статья , добавлен 09.04.2010

    Определение роли этических комитетов в современной медицине посредством изучения истории их возникновения и основных принципов, определяющих порядок их деятельности. Назначение этических комитетов, их сущность структура и функции. Этические комитеты РФ.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Понятие "медицинская деонтология". Обязанности врача перед пациентом, сформулированные Гиппократом. Основные нормативные документы медицинской этики. Этические проблемы современной медицины. Избранные статьи Кодекса профессиональной этики врача РФ.

    презентация , добавлен 24.01.2016

    Взаимоотношения между врачом и пациентом как одна из важных проблем медицины. Сложности в коммуникации "врач-пациент", их влияние на качество врачебной помощи и течение лечебного процесса. Свод этических правил, запретов и ограничений во врачебной этике.

    презентация , добавлен 07.12.2014

    Характеристика модификации поведения, генной инженерии, суррогатного материнства, клонирования, этики аборта, трансплантации органов, продажи детей, изменения поля, искусственного продлевания жизни и эвтаназии как основных направление биоэтики.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Понятия: этика и этический кодекс, специфика. Основные компоненты административной этики. Особенности управления нравственным самосознанием государственных служащих. Эмпирическое исследование проблем внедрения этических норм в образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2015

    Эволюция этических учений и формирование профессиональной этики в философских учениях Древнего Китая, Индии, Греции. Нравственные направления XIX века. Классификация этических проблем инженерной деятельности в области трубопроводного транспорта.

    реферат , добавлен 20.11.2013

    Морально-нравственные аспекты медицины. Хирургическая деонтология как совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, принципы поведения и психологического общения с больным или здоровым человеком.

Отношения в системе врач–больной – одна из основных проблем медицинской деонтологии. «Вертикальность» этих отношений определяется, прежде всего, изначальным неравенством врача и больного, проявляющимся в зависимости одного человека − больного от другого − врача. Проявляются эти неравенство и зависимость в следующем.

1. Врач и больной встречаются в связи с заболеванием последнего, т.е. их отношения опосредованы страданиями одного из них.

2. Борьба против общего врага − болезни– объединяет врача и больного, но борются они в разных условиях: один из них болен, другой − здоров. Врач олицетворяет активное начало, больной же в своих возможностях влиять на процессы, протекающие в его организме, ограничен, и его активность сводится лишь к волевым усилиям, направленным на борьбу с болезнью, и к оценке действий врача.

3. Отношения врача и больного обусловлены также разницей их ролевого положения и ожиданий. Перед врачом стоит не всегда разрешимая задача излечения человека, успех решения которой зависит от характера и сложности заболевания, стадии его развития, возраста больного, уровня медицинской науки, наличия или отсутствия средств достижения поставленной цели. Люди же, доверившие свою жизнь врачу, ожидают от него одного – умения побеждать недуг. Отсюда проистекают моральная рефлексия и высокий уровень императивности в деятельности врача: сохранять и восстанавливать здоровье человека независимо от наличия средств и условий для этого.

4. В условиях технизации медицины, лабораторных исследований, аппаратурной и компьютерной диагностики возникают некоторые сложности и изменения в системе отношений врач−больной, «размывается» их непосредственное общение. Расширяется круг лиц, с которыми вынужден контактировать больной; его отношения с врачом все более обезличиваются, деперсонализируются; врач воспринимает заболевание, а не человека; у больного «путешествие» по узко-специализированным кабинетам отнимает ощущение «своего» врача.

5. Возрастает формализация взаимоотношений врача и пациента. Последний воспринимается не столько в плане своей индивидуальности, сколько в качестве объекта, который должен быть отнесен к определенным классификационным рубрикам, что во многом и предопределяет формы и методы обращения с ним, порождая опасность психоэмоциональной отчужденности.

6. Характер общения в системе «врач−больной» оказывается под влиянием повышения общей и медицинской культуры населения. С одной стороны, это облегчает их взаимопонимание, с другой – нередко порождает недоверие и пренебрежительное отношение к советам врача (особенно молодого), сомнение в правильности назначенного им лечения, стремление и склонность больных к самолечению или обращению к нетрадиционной медицине. Усугубляет ситуацию и возрастание ятрогенных заболеваний, обусловленных медицинским вмешательством.

В современных условиях в связи с возрастанием психоэмоциональной напряженности, информационных нагрузок, темпов социальной жизни, учащением конфликтных ситуаций перед врачом встает необходимость гуманизации форм общения с пациентами, умения интуитивно постигать состояние больного, настроиться на волну его переживаний, проявить сочувствие. Отношения «по вертикали» определяются сложными противоречиями между здоровьем и болезнью. Они включают в себя множество аспектов, предусматривающих все нюансы взаимодействия врача и пациента, врача и родственников больного и регулируются деонтологическими правилами поведения медперсонала.

Эффективность деятельности врача достигается как зa счет его профессиональных качеств, так и за счет умелого взаимодействия со средним и младшим медперсоналом.

1. Со средним и младшим медперсоналом у врача должны складываться деловые доброжелательные отношения, которые становятся основой взаимоуважения и доверия, снимая настороженность и напряженность, препятствующие успеху дела.

2. Доброжелательность и доверительность возможны лишь в том случае, если и врач, и средний, и младший медперсонал будут обладать необходимыми профессионально-деонтологическими качествами и нравственными установками(чувством долга, ответственности, достоинства).

3. Доброжелательность и взаимное доверие не должны опускаться до панибратства; врач не должен передоверять свои обязанности среднему и младшему медперсоналу, перекладывая на него свою ответственность.

4. Отношения между врачом, средним и младшим медперсоналом должны строиться на высокой требовательности врача и к нему, и к самому себе; врач должен контролировать работу медперсонала, пресекая халатность, невнимательность, недисциплинированность.

5. Требовательность врача к среднему и младшему медперсоналу должна быть обоснована; врач обязан доходчиво объяснять медсестре, что и почему он от нее требует.

6. Врач не имеет права унижать средний и младший медперсонал, особенно в присутствии больных или их родственников. Разбор недостатков в его работе (если это не используется в качестве назидания другим) желательно проводить конфиденциально. Ни в коем случае врач не должен повышать тон в разговоре с медперсоналом.

7. Врач должен передавать свои знания и опыт работающему с ним среднему и младшему медперсоналу, служить ему примером. Выражая свое доброжелательное отношение, он должен находить в работе подчиненных не только недостатки, но и достоинства и не скупиться на похвалу.

8. Врач никогда не должен пользоваться услугами среднего и младшего медперсонала в решении своих проблем, не имеющих отношения к работе.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Биомедицинская этика биоэтика как философская отрасль медицины

Методы принципы содержание и теория биомедицинской этики.. методологическим основанием биомедицинской этики является.. общечеловеческие моральные ценности которые выработаны обществом они составляют базис всей жизнедеятельности и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биомедицинская этика (биоэтика) как философская отрасль медицины
Биоэтика является подразделом общей науки - этики, что изучает вопрос морали, объектом исследование которой является моральными аспектами деятельности человека. Под термином «биоэтика» нужно понима

Предмет и задачи
Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и

История развития биоэтики как дисциплины
Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в “Клятве”, а также в книгах “О законе”, “О врачах” и др. Гиппократа наз

Основные принципы и нормы биомедицинской этики
Требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принципов

Высшие моральные ценности в биомедицинской этике
Добро и Зло являются критериями разграничения нравственного и безнравственного в любой поведенческой деятельности человека. Особое значение приобрета

Предмет и теоретические основы нооэтики
В конце ХІХ века академик В. И. Вернадский заявил о наступлении новой эпохи в эволюции живого вещества, собственно жизни на Земле - эпохи регулирования ее человеческим разумом: «Мы подходим к велик

Здоровье, философское, биологическое и этическое определение. Определение здоровья согласно ВОЗ
Существует множество определений понятия «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а н

Принцип «не навреди» (модель Гиппократа)
Этот принцип был провозглашен Гиппократом и зафиксирован в его «Клятве». Обязательство «воздерживаться от причинения всякого вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом

Принцип «делай благо» (модель Парацельса)
Принцип «делай благо» («твори добро») провозглашает нравственной нормой совершение действий для блага пациента. Этот принцип впервые был сформулирован Парацельсом. Основу этого этического принципа

Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель)
Вошел в медицинскую этику вместе с учением о профессиональном долге медицинских работников. Согласно этому принципу, медработник должен строго выполнять предписанные медицинской этикой нормы и прав

Принцип уважения прав и достоинств человека
Является в биоэтике ведущим, так как позволяет в наибольшей степени реализовать права пациента в отношении своей жизни и здоровья. Уважение прав и достоинств личности пациента проявляется

Модель технического типа
Одно из следствий биологической революции – возникновение врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник. Врач, который полагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные б

Модель сакрального типа
Моральное отвращение к модели, в которой врач превращается в водопроводчика, полностью лишенного собственных моральных установок, приводит к ому, что впадают в другую крайность, превращая врача в н

Модель коллегиального типа
Некоторые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач – это друг больного. Именно в м

Модель контрактного типа
Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обяз

Существуют две основные модели информированного согласия - событийная и процессуальная
В событийной модели принятие решения означает событие в определенный момент времени. На практике это выглядит следующим образом. После оценки состояния пациента врач ставит диагноз и составл

Биоэтические и правовые вопросы в акушерстве-гинекологии
Особенности биоэтики в акушерско-гинекологической клинике заключаются в следующем. При лечении больных с гинекологическими заболеваниями возникает множество проблем интимно-сек

Биоэтические вопросы в неонатологии - педиатрии
При организации и оказании медицинской помощи детям выделяют следующие этико-правовые проблемы: · патерналистский (paternus - отцовский) принцип действий врача, который всю ответств

Биомедицинская этика семейной медицины
Семейную медицину как специальность отличает ряд чрезвычайно важных биомедицинских принципов. Основные из них: · длительность и непрерывность наблюдения; · многопрофильность перви

Медико-этические вопросы в психиатрии
Дилемма патерналистского и непатерналистского подходов в современной медицине, в т.ч. психиатрии является «сквозной» для всей биоэтики. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента основ

Правовые вопросы оказания психиатрической помощи
В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном регулировании. Определяющим в этих отношениях является то обстоятельство, что психич

Визначення термінів
У цьому Законі наведені нижче терміни вживаються в такому значенні: - психічні розлади - розлади психічної діяльності, визнані такими згідно з чинною в Україні Міжнародною статистичною кла

Законодавство України про психіатричну допомогу
Законодавство України про психіатричну допомогу базується на Конституції України і складається з Основ законодавства України про охорону здоров’я, цього Закону та інших нормативно-правових актів, п

Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
Держава гарантує: - фінансування надання психіатричної допомоги в обсязі, необхідному для забезпечення гарантованого рівня та належної якості психіатричної допомоги; - безоплатне

Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
Медичні працівники, інші фахівці, які беруть участь у наданні психіатричної допомоги, та особи, яким у зв’язку з навчанням або виконанням професійних, службових, громадських чи інших обов’язків ста

Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
Діагноз психічного розладу встановлюється відповідно до загальновизнаних міжнародних стандартів діагностики та Міжнародної статистичної класифікації хвороб, травм і причин смерті, прийнятих Міністе

Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
Психіатрична допомога надається в найменш обмежених умовах, що забезпечують безпеку особи та інших осіб, при додержанні прав і законних інтересів особи, якій надається психіатрична допомога.

Обмеження, пов’язані з виконанням окремих видів діяльності
Особа може бути визнана тимчасово (на строк до п’яти років) або постійно непридатною внаслідок психічного розладу до виконання окремих видів діяльності (робіт, професій, служби), що можуть

Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
Психіатрична допомога надається психіатричними закладами всіх форм власності, а також лікарями-психіатрами за наявності ліцензії, отриманої відповідно до законодавства. Медичні працівники, інші фах

Психіатричний огляд
Психіатричний огляд проводиться з метою з’ясування: наявності чи відсутності в особи психічного розладу, потреби в наданні їй психіатричної допомоги, а також для вирішення питання про вид такої доп

Амбулаторна психіатрична допомога
Амбулаторна психіатрична допомога надається лікарем-психіатром на прохання або за усвідомленою згодою особи; щодо особи віком до 14 років (малолітньої особи) - на прохання або за згодою її батьків

Госпіталізація особи до психіатричного закладу
Особа госпіталізується до психіатричного закладу добровільно - на її прохання або за її усвідомленою згодою. Особа віком до 14 років (малолітня особа) госпіталізується до психіатричного закладу на

Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
Особа, яка страждає на психічний розлад, може бути госпіталізована до психіатричного закладу без її усвідомленої згоди або без згоди її законного представника, якщо її обстеження або лікування можл

Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
Особа, яку було госпіталізовано до психіатричного закладу за рішенням лікаря-психіатра на підставах, передбачених статтею 14 цього Закону, підлягає обов’язковому протягом 24 годин з часу госпіталіз

Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
Перебування особи в психіатричному закладі в примусовому порядку може здійснюватися лише протягом часу наявності підстав, за якими було проведено госпіталізацію. Особа, яку було госпіталіз

Виписка особи з психіатричного закладу
Виписка з психіатричного закладу здійснюється у разі завершення обстеження чи експертизи психічного стану особи або видужання особи чи такої зміни стану її психічного здоров’я, що не потребує подал

Примусові заходи медичного характеру
Примусові заходи медичного характеру застосовуються за рішенням суду у випадках та в порядку, встановлених Кримінальним (2001-05, 2002-05), Кримінально-процесуальним кодексами України (1001-05, 100

Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
Заява лікаря-психіатра про проведення психіатричного огляду особи в примусовому порядку розглядається судом за місцем проживання цієї особи у триденний строк з дня її надходження. Заява пр

Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
Підставою для поміщення особи, яка страждає на психічний розлад, до психоневрологічного закладу для соціального захисту є особиста заява особи та висновок лікарської комісії за участю лікаря-психіа

Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
Переведення особи з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання до будинку-інтернату (пансіонату) для громадян похилого віку та інвалідів або до навчального заклад

Права осіб, яким надається психіатрична допомога
Особи, яким надається психіатрична допомога, мають права і свободи громадян, передбачені Конституцією України та законами України. Обмеження їх прав і свобод допускається лише у випадках, передбаче

Iнформація про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
Лікар-психіатр зобов’язаний пояснити особі, якій надається психіатрична допомога, з урахуванням її психічного стану, у доступній формі інформацію про стан її психічного здоров’я, прогноз можливого

Обов’язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
Власник психіатричного закладу або уповноважений ним орган зобов’язаний: - створювати необхідні умови для надання психіатричної допомоги та правового захисту осіб, яким надається психіатри

Контроль за діяльністю з надання психіатричної допомоги
Державний контроль за діяльністю психіатричних закладів усіх форм власності та фахівців, інших працівників, які беруть участь у наданні психіатричної допомоги, здійснюють у межах своїх повноважень

Оскарження рішень, дій і бездіяльності, пов’язаних з наданням психіатричної допомоги
Рішення, дії чи бездіяльність осіб, які порушують права, свободи та законні інтереси громадян при наданні їм психіатричної допомоги, можуть бути оскаржені, за вибором цих громадян, до власника псих

Прикiнцевi положення
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування, крім абзацу четвертого статті 5, абзацу дванадцятого частини третьої статті 25 і статті 28, які набирають чинності з 1 січня 2001 року.

Биоэтические аспекты в наркологии
Проблемы медицинской этики и деонтологии в сфере наркологии в Украине практически не разрабатываются, причем это также связано со специфическим отношениям к наркологическим пациентам, существующим

Медико-этические вопросы в хирургии
Работа в хирургическом отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Медицинский

Медико-этические вопросы в онкологии
Проблема биомедицинской этики занимает особое место в онкологической практике. Это связано с тем, что при онкологических заболеваниях самоизлечения практически не бывает и выздоровление больного вс

Медико-этические аспекты в стоматологии
Врач-стоматолог - это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лечения и предупреждения болезней зубов, полости рта и челюстно-лицевой о

Биоэтические вопросы трансплантологии
Согласно «Резолюции по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов», принятой 46-ой в Стокгольме, Швеция, в сентябре 1994 года, не разрешается врачам участвовать

Трансплантация эмбриональных тканей
Перспективы трансплантации эмбриональной ткани (ТЭТ) для лечения таких заболевании, как сахарный диабет и болезнь Паркинсона, вновь подняли этические вопросы этики эмбриологических исследований. Тр

Медико-этические и правовые вопросы СПИДа и ВИЧ – инфекции
Прежде чем рассмотреть морально-этические проблемы СПИДа, хотелось бы заметить, что подобные человечество знавало и ранее. Так, можно вспомнить отношение к больным сифилисом, который когда-то также

Биоэтические проблемы жизни
Тема отношения человека к жизни и смерти имеет в биомедицинской этики особое значение. Уважение жизни и личности больного является альфой и омегой врачебной этики от Гиппократа до наших дней. В Меж

Биоэтические аспекты умирания
Хотя человек и знает о конечности своего существования, но, как утверждают многочисленные психологические исследования, сам человек в свою собственную смерть часто по-настоящем

Биоэтика терминальных состояний и паллиативная помощь
На протяжении многих веков умирание больных происходило в обстановке привычного домашнего окружения, и самый тяжелый период больной находился в кругу родных и близких. Их повед

Биоэтические аспекты смерти. Определение момента и критерии смерти. Реанимация
Смерть - естественное явление, венчающее конец жизни. Выбирать не приходится: человек конечен, жизнь его ограничена зачатием и смертью. Поэтому важнейшая этическая задача - выработать механизмы защ

Условия для установления диагноза смерти мозга
Диагноз смерти мозга не рассматривается до тех пор, пока не исключены следующие воздействия: интоксикации, включая лекарственные, первичная гипотермия, гиповолемический шок, метаболические эндокрин

Комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга
3.1. Полное и устойчивое отсутствие сознания (кома). 3.2. Атония всех мышц. 3.3. Отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других ре

Дополнительные (подтверждающие) тесты к комплексу клинических критериев при установлении диагноза смерти мозга
Диагноз смерти мозга может быть достоверно установлен на основании клинических тестов (см. пп. 3.1 - 3.9). Дополнительные тесты выполняются после выявления признаков, описанных в пп. 3.1 - 3.9. ЭЭГ

Продолжительность наблюдения
5.1. При первичном поражении мозга для установления клинической картины смерти мозга длительность наблюдения должна быть не менее 6 часов с момента первого установления признаков, описанных в пп. 3

Установление диагноза смерти мозга и документация
6.1. Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей лечебно - профилактического учреждения, где находится больной, в составе: реаниматолога - анестезиолога с опытом работы в отделении интенс

Исторические факты о эвтаназии
Эвтана́зия (греч. ευ - хорошо + θάνατος - смерть) - практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающег

Виды эвтаназии
В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо др

Где официально разрешена эвтаназия?
Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления, что нашло отражение в законодательствах ряда стран.

Биоэтические проблемы суицида
Проблема суицида или, говоря немедицинским языком, самоубийства, отнюдь не относится к числу проблем, поставленных современной биомедицинской этикой. Напротив, она, скорее традиционная проблема эти

Этические аспекты репродукции человека
Биологический и моральный статус человеческого плода. Этические проблемы искусственного прерывания беременности. История вопроса. Столкновение интересов религии

Биологический и моральный статус человеческого плода
Когда этические проблемы касаются отношений врача ко взрослому пациенту, вопрос о ценности человека и его жизни очевиден. Однако если мы коснемся вопроса о защите жизни человека до его рождения, ос

Искусственное прерывание беременности: история вопроса
Первые известные упоминания об абортах относятся к истории Китая, отстоящей от нас на 4600 лет. Если судить по прямым и косвенным историческим источникам, практически не было культуры и страны, где

Столкновение интересов религии и общества
Обращение к истории аборта в России заслуживает отдельного рассмотрения не только в связи с естественными патриотическими чувствами и желанием понять ситуацию в собственной стране в первую очередь.

Аргументы противников абортов
Мы уже упоминали позицию категорических противников абортов, которые пышно называют себя «сторонниками жизни». Движение против абортов, хорошо организованное и политически активное, поддерживает гл

Аргументы «за» разрешение абортов
Движение за легализацию абортов в последние годы тоже стало хорошо организованной и политически активной силой: его поддерживают ряд специально созданных организаций общенационального масштаба и де

Проблема морали и права
Рассматривая какую-либо моральную проблему, необходимо различать запреты и разрешения юри­дические и нравственные, если первые ограничивает свободу человека, навязываются ему извне и формулируются

Взгляды на аборт католической церкви
Общеизвестна непримиримая позиция по отношению к абортам католической церкви, которая во многих случаях стоит во главе движения противников абортов. Данная позиция является неизмен

Взгляды на аборт в православном богословии
В православном богословии, когда речь идет о нравствен­ных вопросах, на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал

Взгляды на аборт в протестантской церкви
Церковь Адвентистов Седьмого Дня (одно из направлений протестантизма) опубликовала в 1990 г. «Заявление-Консен­сус» по аборту Комитета «Христианский взгляд на Человечес­кую Жизнь».

Взгляды на аборт в исламе
В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть с

Взгляды на аборт иудаизма
Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если бере­менн

Этика медицинской генетики
Генетическая инженерия, которую считают одним из наиболее выдающихся недавних приобретений науки, позволяющая манипулировать самой природой человека, открывающая возможности, от которых захватывает

Исследования на эмбрионах
Исследования в современной генетике требуют своего материала, в том числе – эмбрионов на разных стадиях развития. Если речь идет о самых ранних, предымплантационных этапах развития зародыша, то так

И новые репродуктивные технологии
Современный мир, претерпевший за последние несколько десятилетий такие изменения, которые даже не представлялись нашим недалеким предшественникам, нарушает привычные, вековые традиции самым радикал

Перспектива клонирования человека
Под клонированием, как известно, понимают производство одной или более точных копий любой данной клетки или животного, включая человека. Первое удачное клонирование овцы, знаменитой Долли, проведен

Задачи, стоящие перед клонированием,
или аргументы «за» Самый востребованный эффект клонирования – дать возможность бездетным людям иметь своих собственных детей. Миллионы семейных пар во всем мире сегодня ст

Возражения против клонирования
Мы уже отмечали, что многие находят клонирование отвратительным, недопустимым, причем интенсивность эмоций порой трудно объяснима. Такая отрицательная реакция во многих случаях – просто результат д

План-конспект семинарского занятия
1. Международные документы по регулированию биомедицинских исследований. 2. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи. 3. Соблюдение принципов биомедицинско

Международные документы по регулированию биомедицинских исследований
Регулирование биомедицинских исследований с участием человека, защита его прав и достоинств осуществляется в современных условиях благодаря международным документам, выступающим в качестве основы н

Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи
Этическое сопровождение биомедицинских исследований стало общепризнанной нормой. Выделяют два основных механизма такого сопровождения и этического регулирования научных исследований, связанных с во

Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и Анатомическими препаратами
Сегодня в отечественных и зарубежных высших учебных медицинских заведениях для изучения строения тела человека студентами в учебном процессе используются планшеты, муляжи, атласы, мультимедийные де

Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях
Использование животных в медицине – одна из важных проблем в биоэтике. Врач как представитель гуманной профессии должен быть не только добрым человеком, но и милосердным и к людям,

Хельсинская декларация всемирной ассоциации врачей
Рекомендации для врачей, проводящих биомедицинские исследования на человеке Принята 18-й ассамблеей Всемирной ассоциации врачей, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964г.

Социальная справедливость
Справедли́вость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и возна

Б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости: Уравнительная - относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным - за равное»). Она от

Исторические аспекты проблемы справедливости в медицине
Идея справедливости во всех перечисленных смыслах имеет непреходящее значение для медицинской практики. С одной стороны, она непосредственно связана с системой государственно-правовых гарантий в об

Основные принципы социальной справедливости в медицине и здравоохранении
Проблемы биоэтики являются одним из ключевых приоритетов работы ЮНЕСКО. Это вопросы и этические проблемы, неизбежно возникающие в связи с прогрессом науки и техники, биомедицинскими исследованиями,

Социальная ответственность
Нравственные нормы, которые существуют в данном обществе, не зависят от воли и желания каждого отдельного его члена. Человек вступает в жизнь, находя эти нормы уже готовыми. С того

Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации охраны здоровья
В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Ко


Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на котором настаивал еще Т. Парсонс, были поставлены под сомнение. Это вызвало недоверие к врачам, а заодно и к власти, проводящей соответствующие реформы. С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение -...

  • Введение
  • 1. Медицинская деонтология
  • 2. Коммерция в медицине
    • 2. 1. Медицинские услуги
    • 2. 2. Лечебно-диагностический процесс: разумный минимум или источник доходов
  • Заключение
  • Список литературы

Коммерциализация врачебной деятельности и ее влияние на моральный климат в медицине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы.

В последние годы сложилась непростая ситуация в отечественной медицине. Коммерциализация медицинской деятельности поставила под сомнение традиционные ценности врачебной профессии. Кроме того, длительный период существования бесплатной медицинской помощи сформировал настолько устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, что переход на рыночные отношения в здравоохранении стал безусловным разочарованием для людей, каждый из которых является актуальным или потенциальным пациентом.

Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на котором настаивал еще Т. Парсонс, были поставлены под сомнение..

С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение — со страховых компаний или с самих пациентов, независимо от того, способны ли объекты медицинской помощи оплатить предоставленные услуги.

И, наконец, с третьей стороны, возникла проблема подготовки медицинских кадров. Не в плане профессиональных знаний, а в отношении тех ценностных установок, которые интериоризируются личностью.

Список литературы

  1. Введение в биоэтику. - М.: «Прогресс-Традиция», 1998. - 384с.
  2. Гребенев А. Л. . М.: Медицина, 2001. - 592с.
  3. Гребенев А. Л. Пропедевтика внутренних болезней . М.: Медицина, 2001. - 592с.
  4. Губенко М. И. Правовые основы профессиональной этики медицинских работников . // Медицинское право. 2008. - № 4.
  5. Дымарская Г. Права и обязанности медицинских работников . // Общественно-политическая газета. - 2006. - № 850 (55)., от 8 ноября.
  6. Котова Г. Н., Нечаева Е. Н., Гучек П. А., Карасева Л. Н. Социологическая оценка качества медицинской помощи . // Здравоохранение Р Ф. - 2001. № 4. - с. 22.
  7. Лисицин Ю. И. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1998. - № 2. - С. 7−13.
  8. Семенов В. Ю. Проблемы управления качеством медицинской помощи . // Здравоохранение. - 2004. - № 3. - с.20.
  9. Силуянова И., Яковлев В. Врач и общество, врач и пациент . // Медицинский вестник. - 2009.  № 1−2.
  10. Сухарева Н. Врач - бог или врач от бога? Новое видение образа и роли врача в современном обществе . // Web: http://www.global-be.ru/events/view/pubs_view.html?5
  11. Черников Е. Врач и пациент : этико-правовой аспект. // Общественно-политическая газета. - 2006. - № 850 (55)., от 8 ноября.
  12. Шабалов Н. П. Детские болезни . В 2х томах. Т.1. - СПб.: Питер, 2002. - 832с.
  13. Шабалов Н. П. Неонатология : Учебн. пособие: В 2 т. / Н. П. Шабалов.  Т. I.  3-е изд., испр. и доп.  М.: МЕДпресс-информ, 2004.  608 с.

Что еще почитать