Презентация по мхк "художественная культура китая". Презентация на тему "культура китая " Скачать презентацию по теме древняя культура китая

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Китай все страны мира превзошел, Во всех искусствах до вершин дошел. /Алишер Навои/ Китайская цивилизация, одна из самых древних на земле, достигла успехов во всех видах искусства. На культуру Китая повлияло отношение к природе как к органичному целому, живущему по своим законам. Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы. Её циклами, ритмами, состояниями. Значительное влияние на развитие китайской культуры оказали религиозно – философские учения, и в первую очередь конфуцианство и буддизм.

3 слайд

Описание слайда:

Прежде всего отметим характерные особенности китайского зодчества. Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, в умении зодчих найти для них наиболее живописное, и в то же время естественное место.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Одной из наиболее распространенных построек стала пагода – мемориальная башня, построенная в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 м. Внешний облик пагоды удивительно прост. В нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды являются слегка приподнятые кверху заострённые края кровли.

7 слайд

Описание слайда:

Строгая, почти лишенная украшений 64 – метровая пагода Даяньта (Большая Пагода Диких Гусей) – один из лучших образцов китай -ского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом палом- нике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси и указали место для возведения пагоды. Даяньта торжественно возвышается над окрест-ностями г. Сиань – бывшей столицы Китайского государства. Семь этажей, отделенных друг от друга сужаются к вершине пагоды, подчеркивают устремленность к небу.

8 слайд

Описание слайда:

Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступ-ных горах. По грандиозности за-мысла и величию его воплощения пещерный буддийский монастырь Юньган принадле-жит к шедеврам мировой архи-тектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой 60 м. в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м и удалены вглубь скалы на 9 – 10 м. каждая из пещер посвящена определенному буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Буды.

9 слайд

Описание слайда:

Основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон, главная особенность которого – большие резные кронштейны, поддерживающие крышу. Внутри здание разделено на 2 или 3 нефа, а снаружи имеет обходную галерею со столбами. также поддерживающими крышу. Высокая, 2- или 4-скатная крыша – характерный элемент китайской архитектуры, не имеющий аналогов в зодчестве других народов и эпох. Подобная крыша не только защищала здание от дождя и снега, но и служила его декоративно-художественным украшением. Скаты крыши имели изогнутую форму, её концы на углах загибались вверх. Коньки и рёбра крыши украшались керамическими фигурками фантастических животных и драконов, а позднее к краям крыши стали подвешивать колокольчики.

10 слайд

Описание слайда:

Эмблемой Китая стал Храм Неба в Пекине. Грандиозный комплекс посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались Небо и Земля. Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесенный стенами комплекс включает 3 основные святыни: круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном ансамбле много символики: квадратная в плане территория дворца символизирует Землю, здания храмов и алтарь, обрамленные круглой террасой, знак Солнца.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Еще в IIIв. До н. э., когда сложилось государство Цинь, скульптура выражала идею его могущества и власти.во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники изображены в натуральную величину, с полным военным снаряжением. Здесь также было обнаружено более 130 глиняных колесниц и 500 скульптур лошадей. Построенное в боевом порядке терракотовое войско преданно охраняло покой своего правителя.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Особенного совершенства достигли мастера пластики в изображении животных. Их реальные и в тоже время фантастические образы передают впечатления о дальних экзотических странах, о жизни первозданной природы. Глиняные кони, несущиеся вскачь, встающие на дыбы или бьющие копытом землю, полны удивительного изящества и свободы. Важные павлины с достоинством распускают свои пышные хвосты, а верблюды вскидывают вверх свои надменные морды.

15 слайд

Описание слайда:

Характерной особенностью китайской скульптуры является её теснейшая связь с буддийской религией. Вот почему значительная часть произведений пластики сохранилась в буддийских храмах. Одной из самых совершенных скульптур является 25-метровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь. Неподвижно сидит он в величественной позе, слегка прикрыв большие миндалевидные глаза. Эта гигантская статуя до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии.

16 слайд

Описание слайда:

Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры. С необычной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. Китайская живопись представлена в основном вертикальными или горизонтальными свитками из шёлка или бумаги. Вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. горизонтальные свитки с изображением пейзажей, жанровых сцен и городских видов предназначались для долгого рассматривания и порой достигали нескольких десятков метров. Картины обычно писали тушью или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.

17 слайд

Культура Китая

Выполнила: Попова Н.В. - учитель географии МОУ «СОШ

п. Новореченский»


История Китая считается одной из самых древнейших в мире, она включает пять тысяч лет исторического и культурного развития.

За это время китайцы много воевали и захватывали земли, на страну тоже постоянно осуществляли набеги племена кочевников или войска соседних держав. Однако, несмотря на все это, традиции Китая продолжали формироваться и развиваться.

Именно в Китае еще в древности возникла письменность, китайцы первые начали применять для написания бумагу, китайские мастера делали хорошее оружие, а искусство боя стало примером для воинов других стран.




Эвгемеризация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большу́ю роль играли тотемистические представления. Так, племена иньцы, считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею.









  • Самым масштабным примером захоронения императоров является гробница императора Цинь Ши Хуанди в пятидесяти километрах от Сианя, возводимая в течение десяти лет после восшествия императора на престол в III в. до н. э.



Эта «терракотовая армия» , называемая восьмое чудо света, сопровождается боевыми колесницами, керамическими лошадьми и бронзовым оружием. рвы с глиняным войском занимают площадь

20 тыс. кв. м.





  • По разным источникам, длина китайской стены составляет от 2500 до 6800 м., в любом случае являясь самым грандиозным оборонительным сооружением, сохранившимся до наших дней. Высота стены колеблется от 6,6 до 10 м., ширина – от 5,5 до 8 м.
  • Строительство шло с III в. до н. э. по XVII в. н. э.

Храм Сунъюэсы

В культурной и политической жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. К VI в. на территории царства Вэй их насчитывалось около 30 тысяч. Грандиозные монастырские комплексы вырубались в скалах, по типу индийских. Строились также деревянные храмы и высокие многоярусные башни - пагоды (Пагода Суньюэсы), в которых хранились буддийские реликвии. Стадия формирования буддийского искусства в Китае лучше всего представлена двумя группами пещерных храмов на севере: Юньган (Храм Заоблачных Высот) в провинции Шаньси и Лунмэнь (Ворота Дракона) недалеко от города Лоян, в провинции Хэнань.






Китайское искусство развивалось в самых разнообразных направлениях. Только в этой стране можно было отыскать мастеров, прекрасно изготавливающих тончайший шелк, или гончаров, славившихся производством декоративного фарфора. Китайские живописцы могли расписать не только стены храмов и дворцов, но и мелкие керамические и тканевые изделия.

Китаянка пять лет вырезала бумажную картину


Китайская национальная живопись появилась в глубокой древности и получила полный свой расцвет в эпоху средневековья. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью. Минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной ткани или пеньковой). Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть лёгким, как облако, или мощным, как дракон.

Рисунки обычно дополняются китайскими иероглифами.


  • Всю живопись Китая , многообразие созданных за долгие века китайских картин можно классифицировать по следующим жанрам. 1. Хуа-няо – «цветы-птицы» , для которого характерно отражение красоты природных составляющих, их гармонии, а также взаимодействия природных стихий и человека. Каждый изображаемый элемент природы нес в себе смысл и определенное значение. Например, пионы символизировали богатство, сосны – долголетие, персики – бессмертие – таким образом художник своей картиной желал окружающим людям всевозможных благ.

  • 2. Жэньу – «люди» - охватывает портретный рисунок, исторические, дворцовые, бытовые, городские сюжеты, а также иллюстрации преданий и легенд. Особое внимание художники уделяли написанию характера, атмосферы и новых для того времени моментов, среди которых идеал женской красоты. Впервые этот мотив прослеживается в работах Чжоу Фана, жившего на стыке VIII и IX веков. 3. Шань-шуй – «горы-воды» - произведения данного жанра символизируют единство и борьбу противоположностей инь и ян (темное женское и светлое мужское начало, соответственно).





  • Каждый фарфоровый предмет представлял собой самостоятельное произведение искусства. Долгое время за пределами Китая не знали, как производится фарфор. Это было секретом и гордостью Танской империи. Знаменитые поэты даже посвящали ему (фарфору) стихи. В VII-XI вв. самыми знаменитыми были печи Синчжоу (провинция Хэбэй), поставлявшие белоснежные гладкие сосуды округлой формы к императорскому двору. Наряду с фарфором высоко ценилась и трехцветная керамика сань-цай («три цвета»), покрытая глазурью зеленых, коричневых и золотисто-желтых оттенков. Керамика XI-XII вв. более изысканна и многообразна. Как и в живописи этого времени, яркость красок в ней сменилась изящной простотой, мягкостью цветовых переходов. Сосуды отличаются гармоничными пропорциями и нежными серо-зелеными и серо-голубыми оттенками. Сунские керамисты были вдохновенными художниками. В скромных чашах, вазах и кубках переливчатых серо-зеленых тонов, в затеках краски и трещинах, случайно возникших при обжиге, они умели уловить жизнь самой природы, придать случайным дефектам художественный смысл.


  • Доказательствами того, что начали производить шелк в Китае , служат результаты археологических раскопок. Например, самый древний из найденных коконов тутового шелкопряда со следами обработки покоился в земле одной из северных провинций Китая приблизительно со второго тысячелетия до н.э. Примерно того же возраста элементы найденного ткацкого станка.
  • Долгое время история шелка вилась по просторам китайских провинций, лишь в виде готового куска материи покидая страну и направляясь по Великому шелковому пути, который связывал между собой Восточную Азию и Средиземноморье, начиная со второго столетия до н.э.


  • Китайский театр теней – театральное искусство Китая, преодолевшее языковой барьер и получившее широкое распространение не только в странах Азии, но и в Европе. иначе называется театр марионеток . Это связано с тем, что персонажи такого театрального действа – искусно изготовленные марионетки. В начале своего развития это были бумажные раскрашенные куклы, но постепенно метод их изготовления усложнился.
  • Как происходит представление? 1. Устанавливается ширма и освещение, необходимое, чтобы на полотно падали тени задействованных в спектакле фигур. При этом фигурки почти прижимаются к самой ширме, и становится видна их раскраска. 2. Сюжетами для представления могут быть сказания о волшебниках, легенды, предания, исторические саги, романы, понятные широкому кругу зрителей. 3. Представление сопровождается не только диалогами, но и музыкой. 4. В сюжете часто обыгрываются погодные условия: дождь, ветер, солнце кажутся настоящими.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Презентацию на тему "Культура Древнего Китая" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Выполнила: Воронина В.А. гр 341 Проверил: Чудинов С.И.

Культура Древнего Китая

Слайд 2

Китай - самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле - со времен неолита - были монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древний китайский очаг цивилизации от всех остальных в Старом Свете. Однако ученые считают, что определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации и культуры сыграли мигрировавшие в сторону Средней Азии во II тыс. до н. э. индоевропейские племена.

Слайд 3

Философско-религиозные системы Китая

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы.

Слайд 4

В середине I тыс. до н. э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, монизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавился буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Поднебесной - таково было название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние ца жизнь китайцев до сих пор.

Слайд 5

Даосизм возник на рубеже VI - V вв. до н. э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово в этом труде дао, что буквально означает путь. Этим словом обозначали также и другие понятия: правило, порядок, смысл, закон и т. д. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей: Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо - от дао, а дао - от себя самого.

Слайд 6

Примерно в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н. э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун). Причину всех невзгод и беспорядков в обществе - а время действительно было неспокойное, недаром этот период вошел в историю как период «воюющих царств» - Конфуций усматривал в упадке нравственности людей. Конфуций считал, что основные добродетели человека - верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

Конфуций

Слайд 7

В V в. до н. э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась еще одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идет о школе моистов. Название этой школы произошло от имени ее основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступили против важнейших положений конфуцианства, в частности, против обоснования привилегированного общественно-политического и социально-экономического положения наследственной аристократии.

Мо Ди выдвинул свою программу переустройства общества на традиционном китайском принципе «всеобщей любви и взаимной пользы». Он предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо от их происхождения и формировать аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со стороны других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты - преследованиям и гонениям.

Слайд 8

Развитие науки, литературы и искусства

К знанию и учености относились с большим уважением. Под знанием обычно подразумевались постулаты из сферы гуманитарных дисциплин. Что касается других наук (математики, астрономии, медицины, пр.), то накопленные в течение многих сотен лет данные эмпирических наблюдений обобщались и систематизировались, но теоретически почти не осмыслялись. В целом эти сферы знания были не престижны, так же как и изобретательство и техническое творчество, и «лучшие умы» предпочитали идти в гуманитарии. Таким образом, для Древнего Китая было характерно, с одной стороны, наличие культа знания и преклонения перед ученостью, с другой, - чрезвычайная ограниченность самого знания.

Слайд 9

Что же было сделано китайцами в области точных и технических наук? Математика зародилась в Китае в глубокой древности. За несколько сот лет до новой эры китайские математики написали сочинения о расчетах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н. э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, они знали действия с обыкновенными дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Слайд 10

Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н. э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к тому времени они выделили из множества звезд. В IV в. до н. э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. Тогда же ими были написаны две самые первые книги по астрономии, впоследствии сведенные в одно сочинение.

Они регистрировали солнечные затмения, а в 28 г. до н. э. впервые в истории описали солнечные пятна, они же впервые отметили появление на небе новой звезды - взрыв «сверхновой». В книгах по астрономии имелись карты звездного неба, составленные впервые астрономом Чжан Хэн, жившим во II в. н. э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Слайд 11

Значительный вклад в мировую медицину внесли китайские врачи. Одним из самых крупных достижений китайских лекарей стало изобретение наркотиков - уже в I тыс. до н. э. их широко применяли в лечебной практике. Самая ранняя из книг о лекарственных средствах была составлена во II в. до н. э. Авторство ее приписывают императору Шэнь Нунцу, которого считают основателем китайской фармакологии. В I в. н. э. китайцы составили каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней. В нем содержались сведения о 36 специальных трактатах по медицине. Велики были достижения китайских врачей в области изучения заболеваний и их диагностики. Китайские врачи также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания - они активно применяли эти методы уже в I тыс. до н. э.

Слайд 12

Из технических изобретений следует назвать магнитный прибор - предшественник компаса, который появился на свет в III в. до н. э;, водяную мельницу, .изобретенную на рубеже новой эры, созданную тогда же водоподъемную машину-насос, поднимающую воду на поверхность земли. Кроме того, именно китайцами был сконструирован первый в мире сейсмограф.

Модель китайского компаса периода династии Хань

Сейсмограф. Изобретатель: Чжан Хэн

Слайд 13

Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых были составлены в самые ранние периоды китайской истории. Известно, что уже в XV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывавшая более 2000 иероглифов.

Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму на шелке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню. Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Дай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.

Изобретения древнего Китая: бумажная банкнота хуэйцзи, напечатанная в 1160 году

Слайд 14

Архитектура

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н. э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз, - пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани (523 г.), «Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та) в Сиане, основанная в 622 г.

«Большая пагода диких гусей»

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Художественная культура китая

Общая характеристика Значительное влияние на культуру Китая оказала картина мира китайцев. По их мнению, небо представляет собой бескрайнее пространство, а под ним находится квадратная земля, в центре которой и расположен Китай. Отсюда название – Поднебесная. Немалую роль играет религия – конфуцианство, буддизм и даосизм.

Общая характеристика Китай – самая древняя цивилизация на Земле, ее история берет начало в 4 тысячелетии до н.э. Важнейшими достижениями китайской цивилизации стали изобретения бумаги, шелка, туши, пороха, компаса. Излюбленные мотивы орнамента – драконы, птицы, цветы. Дракон – воплощение мудрости и доброты. Дракон с пятью когтями – символ императорской власти.

Династия Мин Средневековая династия Мин считалась одной из самых могущественных династий Китая. Время правления – 1368 – 1644 гг.

Шедевры архитектуры Секрет китайской архитектуры – в полном гармонии с природой. В целом для китайской архитектуры характерна монументальность, спокойствие и величие форм. Одним из шедевров китайской архитектуры является Великая Китайская стена. Ее возведение началось в 3 в. до н.э., а закончилось к 15 веку. Ее протяженность около 5 тысяч километров.

Великая Китайская стена IV век до н.э.

Монастырь Юньган V – VI вв. Буддийский пещерный монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. В скале высотой 60 метров находится около 20 пещер, которые достигают высоты 15 метров и удалены вглубь скалы на 10 метров.

Скульптура в монастыре Юньган Каждая из пещер храма Юньган посвящена какому – либо божеству, статуи которых расположены тут же. Колоссальным размером обладает статуя Будды. Она достигает 50 метров высоты.

Китайские храмы Одна из распространенных построек – пагода – мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагоды отличаются грандиозными размерами и красотой конструкций. Отличительная черта – слегка приподнятые кверху заостренные края, что подчеркивает устремленность здания вверх.

Пагода – мемориальная башня Даяньта Сунъюэсы

Пагода Даяньта Один из лучших образцов зодчества в Китае – пагода Даяньта, высота которой 64 метра.

Летний дворец императора в Запретном городе Основной формой жилых зданий является прямоугольный в плане павильон.

Запретный город Нашествие монголов в 13 – 14 веках нанесло сокрушительный удар по культуре Китая. В это время были возведены крупные города (Пекин, Нанкин). В 1421 г. Пекин стал столицей, где был сооружен замечательный комплекс, названный Запретным городом. Старый Пекин был разделен на Внутренний и Внешний город. Во Внутреннем городе жил император с семьей и приближенными.

Панорама Запретного города

Храм Неба Пекин Эмблемой Китая стал Храм Неба, построенный во внешнем городе в 1420 году. В своих формах он воплотил древние символические образы и мифологические представления о строении Вселенной. Комплекс посвящен древним религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались небо и земля.

Китайский дворец Россия

Изобразительное искусство Характерной особенностью китайской скульптуры являлась ее теснейшая связь с буддийской религией. Поэтому множество их китайских скульптур находятся в храмах.

Статуя Будды Вайрочаны, 672 г. Одной из совершенных скульптур является 25 метровая статуя Будды Вайрочаны, высеченная в пещерном монастыре Лунмэнь. Лицо Будды величественно прекрасно в отличие от стражников, чьи лица обезображены. Эта гигантская статуя до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии.

Живопись Начиная с 8 века формируется живопись Китая: тщательная, детальная, эскизная, имеющая незавершенный характер. Пейзажная живопись монохромна. Китайские художники искали разные способы изображения природы. Кроме пейзажей «горы – воды» был распространен пейзаж «цветы – птицы». Особый почет оказывался таким растениям, как орхидея, мейхуа, бамбук, хризантема, сопровождаемые поэтичными каллиграфическими надписями. В пейзажах много символов: пара уток – семейное счастье, фазан – удачная карьера, лотос – чистота, бамбук – мудрость.

Го Си (1020 – 1090) Ранняя весна, свиток на шелке, 1072 г Один из проникновенных художников лирического пейзажа. Пейзажи Го Си монохромны. Они построены на сочетании четких линий и расплывшихся пятен.

Ма Юань. Утки, скала и мейхуа. 18 век. В средневековой живописи Китая также распространен жанр пейзажа, над которым работал Ма Юань (1190 – 1224)

Лян Кай Портрет поэта Ли Бо, 18 век. Жанр портрета – один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с 5 в. до н.э. Наиболее популярны портреты видных общественных и политических деятелей. Назначение китайского портрета не в передаче внешних данных, а духовной эмоциональной стороны лица.

В конце 18 – начале 19 века средневековая китайская живопись пришла в упадок. Хотя в творчестве некоторых мастеров продолжали развиваться лучшие традиции, но стремление к вычурности, излишняя перегруженность орнаментом стали характерными чертами творчества.

Вопросы и задания 1. Назовите последовательность правления древнекитайских династий. 2.Дайте описание древнекитайской стены. В чем заключалась ее роль? 3. Что такое терракотовое войско? В какой комплекс входило это скульптурное сооружение? 4.Назовите характерные черты ИЗО средневекового Китая.

Что еще почитать