В каких аспектах рассматривается термин социальная защита. Социальная защита, социальная безопасность

Понятие «социальная защита»

Социальная защита населения – это не что иное, как форма проявления социальной политики государства.

Социальная зашита, являясь категорией экономической представляет собой систему распределительных отношений.

Общественные фонды денежных средств, которые образуются за счет части национального дохода, используются для материального обеспечения малоимущих граждан.

Замечание 1

Таким образом, социальная защита есть система мероприятий по обеспечению минимально достаточных условий жизни и деятельного существования человека.

Современная трактовка системы социальной защиты понимает под ней совокупность прав и гарантий, установленных законодательно, а социальные институты и учреждения обеспечивают их реализацию, создавая условия для поддержания жизнедеятельности различных социальных слоев населения и, в первую очередь, социально уязвимых.

В условиях экономического кризиса защитить всё население от снижения жизненного уровня и других социальных проблем социальная защита не в состоянии.

В таких условиях социальная поддержка оказывается только наиболее нуждающимся – эту категорию населения принято называть социально уязвимыми слоями. К ним относятся лица, не имеющие возможности как-то улучшить свое материальное положение и, поддержать, таким образом, необходимые условия существования.

Если социально уязвимые слои населения рассматривать шире, то это люди, доходы которых ниже прожиточного минимума.

На практике социально уязвимыми принято считать те семьи, где на каждого члена семьи приходится низкий денежный доход, семьи, потерявшие кормильца, одинокие матери, престарелые, студенты, живущие на стипендию, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, социальных конфликтов, незаконного преследования.

Социальная защита имеет ведущие организационно-правовые формы, к которым относятся:

  • социальное обслуживание;
  • государственное социальное страхование;
  • пенсионное обеспечение;
  • другие формы государственной поддержки населения.

Особенности социальной защиты населения России

В пореформенной России социальная защита в большей степени развивалась стихийно. Не было должного представления о задачах и путях их решения, об её организационной и административной структуре, правовых нормах.

Несмотря на то, что система социальной защиты в России имеет фактическое существование и бурное развитие, но, тем не менее, общественным сознанием она ещё не принята как самостоятельный социальный институт.

Это приводит к сужению сферы её деятельности. Например, в 1997 г. Правительство РФ приняло Программу социальных реформ на период с 1997 по 2000 гг.

В этой Программе понятие «социальная защита» сводилось только к таким вопросам:

  • социальное обслуживание населения страны;
  • социальная защита инвалидов;
  • социальные пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • стипендии;
  • социальная поддержка граждан, уволенных с военной службы в запас.

Нет четкого и правильного представления о том, каков должен быть характер института социальной защиты, его содержание. Отсутствие правильных представлений ведет к произвольному толкованию терминов и понятий, разнообразных категорий, раскрывающих смысл и значение подобного института.

В СССР для определения совокупности социальных, экономических и других отношений в широком смысле использовался термин «социальное обеспечение», определявший весь институт социальной защиты под названием «право социального обеспечения».

В узком смысле одновременно этот термин использовался для определения системы отношений в области социальной защиты за счет средств государственного бюджета. Социальное обеспечение в системе планового ведения хозяйства отражало специфику организации социальной защиты страны.

В период рыночных отношений этот термин нельзя уже использовать для определения совокупности социально-экономических отношений и для административных структур с новыми функциями. В результате термин был вытеснен из практической сферы и заменен новым « социальная защита».

Новый термин в большей степени соответствует сущности социального института. Элементы социальной защиты одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

В российской науке и практике появились такие понятия как «социальная помощь» и «социальная поддержка».

Определение 1

Социальная помощь представляет собой систему общественных отношений, которые складываются между гражданами со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума с одной стороны и государственными органами с другой стороны. Поводом этих отношений является предоставление семьям денежных выплат, натуральной помощи сверх их заработка, пенсий, пособий и др.

Обеспечить прожиточный минимум населения страны – цель социальной помощи.

Отличительная особенность социальной поддержки заключается в том, что она включает меры семьям, нуждающимся в дополнительной поддержке, если даже их доход не ниже прожиточного уровня. Социальная поддержка является прерогативой местного самоуправления.

Виды социальной защиты

Социальное обеспечение представляет собой форму распределения материальных благ, цель которого заключается в удовлетворении жизненно необходимых потребностей человека. К социальному обеспечению относились не только пенсии, но и пособия по временной нетрудоспособности и родам, уход за ребенком до года. Семьям оказывалась помощь в содержании и воспитании детей. Здесь имеется в виду бесплатные ясли или на льготных условиях, детские сады, пионерские лагеря и др.

Социальное обеспечение касалось и нетрудоспособных граждан – содержание их в домах престарелых, предоставление средств передвижения инвалидам.

Основными принципами социального обеспечения являются всеобщность, общедоступность, адресность, разнообразие предоставляемых услуг. Социальное обеспечение включает в себя социальное страхование и социальную помощь.

Ко второму виду социальной защиты относится социальная поддержка. Как косвенная поддержка населения она включает в свой состав систему социальных гарантий и социальных льгот.

Проявляться социальная поддержка может в самых разнообразных формах. Это может быть денежная помощь, бесплатное питание, помещение в приют, медицинская, юридическая, психологическая помощь, усыновление, опекунство.

Оказанием помощи, поддержкой и защитой людей, и в первую очередь социально слабых слоев населения, занимаются социальные учреждения, деятельность которых получила название социальной работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Определение социальной защиты населения

2. Определение органов местного самоуправления

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты

Заключение

Список литературы

Введение

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации. Дальнейшая разработка методов и механизмов социальной защиты населения обусловлено необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. При написании данной работы мной была поставлена цель: раскрыть сущность полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты населения.

1. Определение социальной защиты населения

Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

* гуманность;

* адресность;

* комплексность;

* обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

* гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

* общедоступность и бесплатность образования;

* минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

* пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

* ритуальное пособие на погребение и др.

3. Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

2. Определение органов местного самоуправления

Местное самоуправление -- система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывание отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

· средства самообложения граждан

· доходы от местных налогов и сборов

· доходы от региональных налогов и сборов

· доходы от федеральных налогов и сборов

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

· доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

· часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

· штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

· добровольные пожертвования

· субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)

· иные законные поступления.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

3. Законодательное регулирование полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты

Согласно Закону РФ от 6 июля 1991 г. “О местном самоуправлении в Российской Федерации” можно подробно проанализировать полномочия органов местного самоуправления, в нужной области.

Статья 64. Полномочия районной администрации в области социальной защиты населения

Районная администрация:

1) назначает и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;

2) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;

3) организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств Совета;

4) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

5) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;

6) предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения);

7) руководит опекой и попечительством в районе;

8) разрабатывает и реализует программы повышения уровня занятости населения;

9) организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и тому подобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств;

10) получает от расположенных на территории района предприятий учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих, заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций по этим вопросам.

Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Приложение к постановлению ВС РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1

5. Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:

· обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов);

· обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

· ассигнований из городских и районных бюджетов.

18. Контроль за исполнением бюджетов фондов занятости всех уровней осуществляют соответствующие представительные органы власти.

19. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов службы занятости осуществляют ревизионные комиссии. Ревизионные комиссии создаются решениями соответствующих исполнительных органов власти.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”

Статья 4. Системы социальных служб

2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”

Статья 12. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 31. Основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Статья 9. Государственная служба по делам ветеранов

Руководство государственной службой по делам ветеранов осуществляют органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Заключение

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствие снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Список литературы

1. “Экономические основы социальной работы”, Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., “ВЛАДОС”, 2001г.

2. “Право социального обеспечения”, под редакцией К.Н. Гусова, ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001г.

3. “Теория социальной работы”, Фирсов М.В., Студенова Е.Г., “ВЛАДОС”, 2000г.

4. “Социальное положение и уровень жизни населения России”, 12.

5. Федеральный Закон «О гарантированном перечне социальных услуг»

Подобные документы

    Сущность социальной защиты населения. Страховая часть трудовой пенсии по старости. Государственные гарантии в системе социальной защиты. Основные принципы социальной защиты населения. Социальные гарантии занятости молодежи в Нижегородской области.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Социальная политика в Российской Федерации. Зарубежный опыт организации соцобеспечения населения местными органами власти. Анализ функционирования органов местного самоуправления и предложения по улучшению качества их работы в аспекте социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Суть и основные направления социальной защиты населения в условиях рынка. Социальные гарантии и стандарты. Анализ качества жизни и доходов населения в Республике Дагестан. Совершенствование государственной политики в области социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Понятие, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России. Региональный опыт модернизации системы социальной защиты населения. Органы управления системой социальной защиты населения Рязанской области, их задачи и полномочия.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2015

    Роль органов местного самоуправления в социальной защите населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, проблемы и меры социальной защиты семей с детьми (многодетных), социальной адаптации бывших заключенных и несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Система социальной защиты населения в России. Характеристика деятельности центров социального обслуживания. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защита населения. Направление работы центров социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Государственные органы социальной защиты населения. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти, анализ ее реализации. Повышение эффективности системы социальной защиты.

Введение

Одно из главных положений российской Конституции состоит в том, что принята она во имя человека, права и свободы которого являются высшей ценностью, а их защита -- обязанностью государства (статья 2) .

В статье 7 устанавливается, что Российская Федерация -- coциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное paзвитие человека.

Это положение весьма принципиально, так как социальным может быть только такое государство, в котором главными задачами являются:

  • 1. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. социальный защита население риск
  • 2. Охрана труда и здоровья людей.
  • 3. Назначение пенсий и пособий нетрудоспособным.
  • 4. Установление гарантированного минимального размера заработной платы.

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень. Достижение этой цели -- одна из главнейших задач любого демократического государства. Конституция Российской Федерации декларирует, т.е. провозглашает, права граждан и определяет гарантии их осуществления, этим подтверждая принципиальное положение, согласно которому наша страна -- «социальное государство», где установлены гарантии социальной защиты населения со стороны государственной власти.

Понятие социальной защиты

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие «социальная защита» получило официальное закрепление за рубежом - сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда. В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи - все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства--члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социального обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, предоставляется возможность ратифицировать Конвенцию, на начальном этапе временно исключив некоторые аспекты, при обосновании причин такого исключения в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ. В дальнейшем концепция МОТ нашла свое отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике и пр.

В отечественной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не получило окончательного определения. Это обусловлено как относительно короткой историей существования данной категории в России, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов. Вследствие этого различными авторами содержание данного понятия трактовалось, как правило, в зависимости от субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов, которые должны быть охвачены данной категорией, и к настоящему моменту сформировалось значительное количество подходов к его определению. Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения. Другие - как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования»

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, надостойный уровень жизни. Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

  • · В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия» ;
  • · по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» ;
  • · Т.К. Миронова предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» .

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду. К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита» применительно к современным российским реалиям. Именно существование социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан - ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Обобщая все вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Социальная защита населения выполняет определенные функции. Глобально их можно объединить в следующие четыре основных функциональных категории: превентивная, экономическая, реабилитационная и институциональная. Превентивная функция социальной защиты заключается в проведении организационно-технических и медицинских мероприятий, которые позволяют защитить здоровье и трудоспособность человека. Экономическая функция связана с возмещением человеку утраченного дохода, что обусловлено наступлением таких социальных рисков, как временная или постоянная потеря трудоспособности и здоровья, а также компенсацией дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью. Реабилитационная функция предусматривает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека, осуществляемую с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности, а также содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Институциональная функция означает поддержание институтов и обеспечение функционирования механизмов социальной защиты населения.

Наряду с основными функциональными направлениями, институциональную базу социальной защиты населения составляют определенные принципы, основными из которых являются:

  • · принцип мультисубъектности - в качестве субъектов социальной защиты выступают общество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и организации, профессиональные ассоциации, организации, предприятия, учреждения, работодатели;
  • · принцип солидарности субъектов социальной защиты, обусловленный распределением ресурсов между субъектами для ее осуществления;
  • · принцип всеобщности мероприятий в системе социальной защиты, так как они распространяются на всех членов общества и граждан государства и предполагают обеспечение условий для доступа человека к трудовой деятельности, образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и иным объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг;
  • · принцип непрерывности - социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека;
  • · принцип дифференцированности (адресности), означающий специфическую направленность мер социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Следует отметить, что реализация именно всех четырех обозначенных функций и соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве. Причем, не смотря на то, что разработка и усиление экономических и реабилитационных мер имеет огромное значение в текущих условиях, необходимо уделять не меньшее внимание мерам предотвращения возможностей появления социальных рисков, так как именно результативность последних является гарантией благосостояния населения, роста уровня и качества жизни граждан, а также, в последствии, снижения затрат государства в данной сфере

Определение понятия «социальная защита населения»

“Social protection” concept definition

Петухова Ирина Владимировна

Аспирантка РЭУ им. Г.В. Плеханова

Кафедра Экономики труда и управления персоналом

no.more.mailss@gmail.com

Irina Petukhova

Post-graduate of Plekhanov Russian Economic University

Labour economics and personnel management department

[email protected]

Аннотация: В статье анализируется понятие «социальная защита», рассматриваются различные подходы к его определению, отмечаются основные элементы, необходимые для построения эффективной системы социальной защиты населения.

Ключевые понятия: социальная защита, социальные риски, система социальной защиты населения

Annotation: In the article the concept of “social protection” is analyzed, different approaches to its definition are examined, basic elements, necessary for building an effective social protection system, are noted.

Keywords: social protection, social risks, social protection system

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие «социальная защита» получило официальное закрепление за рубежом – сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда . В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи – все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства-члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социального обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, предоставляется возможность ратифицировать Конвенцию, на начальном этапе временно исключив некоторые аспекты, при обосновании причин такого исключения в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ . В дальнейшем концепция МОТ нашла свое отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике и пр.

В отечественной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не получило окончательного определения. Это обусловлено как относительно короткой историей существования данной категории в России, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов. Вследствие этого различными авторами содержание данного понятия трактовалось, как правило, в зависимости от субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов, которые должны быть охвачены данной категорией, и к настоящему моменту сформировалось значительное количество подходов к его определению. Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения . Другие – как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни . Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования» .

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, надостойный уровень жизни . Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

  • В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия» ;
  • по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» ;
  • Т.К. Миронова предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» .

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду. К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита» применительно к современным российским реалиям. Именно существование социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан – ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Обобщая все вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Социальная защита населения выполняет определенные функции. Глобально их можно объединить в следующие четыре основных функциональных категории: превентивная, экономическая, реабилитационная и институциональная. Превентивная функция социальной защиты заключается в проведении организационно-технических и медицинских мероприятий, которые позволяют защитить здоровье и трудоспособность человека. Экономическая функция связана с возмещением человеку утраченного дохода, что обусловлено наступлением таких социальных рисков, как временная или постоянная потеря трудоспособности и здоровья, а также компенсацией дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью. Реабилитационная функция предусматривает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека, осуществляемую с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности, а также содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Институциональная функция означает поддержание институтов и обеспечение функционирования механизмов социальной защиты населения.

Наряду с основными функциональными направлениями, институциональную базу социальной защиты населения составляют определенные принципы, основными из которых являются:

  • принцип мультисубъектности – в качестве субъектов социальной защиты выступают общество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и организации, профессиональные ассоциации, организации, предприятия, учреждения, работодатели;
  • принцип солидарности субъектов социальной защиты, обусловленный распределением ресурсов между субъектами для ее осуществления;
  • принцип всеобщности мероприятий в системе социальной защиты, так как они распространяются на всех членов общества и граждан государства и предполагают обеспечение условий для доступа человека к трудовой деятельности, образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и иным объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг;
  • принцип непрерывности – социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека;
  • принцип дифференцированности (адресности), означающий специфическую направленность мер социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Следует отметить, что реализация именно всех четырех обозначенных функций и соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве. Причем, не смотря на то, что разработка и усиление экономических и реабилитационных мер имеет огромное значение в текущих условиях, необходимо уделять не меньшее внимание мерам предотвращения возможностей появления социальных рисков, так как именно результативность последних является гарантией благосостояния населения, роста уровня и качества жизни граждан, а также, в последствии, снижения затрат государства в данной сфере.

Библиографический список

  1. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с. 9.
  2. ILO Convention No. 102. Social Security (Minimum Standards) Convention, 1952 [Электронныйресурс] // International LabourOrganisation, 1952. URL: http://www.ilocarib.org.tt/projects/cariblex/conventions_14.shtml (дата обращения: 25.11.2011).
  3. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. Пособие. – Казань: Казан.гос. технол. ун-т, 1995. – с. 19.
  4. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1998. – с. 7.
  5. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное Бюро, 1997. – с. 6.
  6. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учеб.пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003.
  7. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с. 11.
  8. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – с. 3.
  9. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. – 2008. – № 3.
Нечуйкина Е. В. 2008

Е. В. Нечуйкина

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА: ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ, ТЕРМИНОЛОГИЯ

Работа представлена кафедрой международного права

Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Научный руководитель - доктор юридических наук, доктор исторических наук,

профессор А. Ю. Пиджаков

В статье рассматриваются и анализируются термины, используемые в процессе правового регулирования социальной защиты населения, делается вывод о необходимости унификации терминологии в этой сфере и предлагаются направления унификации.

The author of the article analyses the terms used in the process of legal regulation of population"s social protection, proves the necessity of term unification in this sphere and offers directions of unification.

Предварительно отметим, что в правовой и социальной мысли прошлого нашли отражение многие подходы к теоретическому обоснованию понятий и сущности социальной защиты и социальной работы (деятельности). Так, известны парадигмы позитивизма и неопозитивизма, марксизма, системности, структурно-функционального анализа и феноменализма.

Что касается природы термина «социальная защита», то он был впервые использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы1 . Вскоре этот термин стал широко применяться во многих странах мира, а также Международной организацией труда (МОТ). В дальнейшем рамки этой дефиниции расширились в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (MACO) и др.

В нашей стране на длительное время в качестве основной категории в социальной сфере утвердилось «социальное обеспечение», и лишь в 90-е гг. прошлого века стали применять более современные понятия. В правовом поле российского законода-

тельства «социальная работа» и «социальное обеспечение» являются равными категориями. В правовой и политической литературе последних лет для анализа процессов в социальной политике государства и деятельности общественных организаций стали применять категории «социальное обеспечение» и «социальная помощь», например: непосредственная, трудовая, адресная и др.

Среди понятий, примыкающих к категории «социальная работа», следует выделить такие, как «социальная защищенность» и «социальная защита». Социальная защищенность (хотя в ст. 7 Конституции РФ речь идет о социальной защите) - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Необходимость социальной защищенности граждан вызывает общественную потребность в наличии в государстве системы законов, компенсирующих несовершенство организации производства и распределения материальных благ. Сущность социальной защищенности состоит также в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Если в Конституции РФ и иных актах сформулированы социальные права граждан, то социальные службы соответ-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ствующих уровней обязаны их реализовы-вать. Поэтому так важно различать понятия «социальная защищенность» и «социальная защита».

Социальная защита - это более конкретное понятие, которое сводится к практической работе всех ветвей власти по pea -лизации прав и свобод граждан, т. е. социальной работе. В литературе различают два вида социальной защиты. Абсолютная -это обеспечение всем членам общества га -рантированного минимума уровня жизни, это крайне необходимый уровень жизненных благ, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности граждан, что не должно рассматриваться в качестве привилегии для избранных. В то же время ограниченная социальная защита это обеспечение государством социальных гарантий относительного благополучия конкретному лицу либо категории граждан. Ее цель - застраховать граждан от возможного уменьшения уровня доходов и снижения жизненного уровня. Фактически это вознаграждение за труд2.

Понятие социальной защиты, по мнению автора, является наиболее близким к понятию «социальная работа». В литературе социальная защита также рассматривается как разновидность социальной поддержки, т. е. содействие человеку или груп-пе людей в преодолении трудной жизненной ситуации. Это также социальное действие или система действий, направленных не только на поддержку людей, но и на устранение источников возникновения трудных жизненных ситуаций3.

Таким образом, как социальная работа, так и социальная защита являются определенной формой деятельности. Однако социальная защита может охватывать более широкий круг вопросов по сравнению с социальной работой. В настоящее время социальная защита рассматривается как деятельность, начинающаяся от формирования бюджета определенного региона (территории) до регулирования практически всех значимых форм жизнедеятель-

ности, проживающего на ней населения4. По нашему мнению, социальная защита включает в себя предоставляемые обществом меры, направленные не только на ликвидацию или минимизацию социально-неблагоприятных последствий, но на предотвращение их наступления, т. е. носит превентивный характер. Социальная обеспеченность лишь направлена на компенсацию и минимизацию наступивших неблагоприятных социальных явлений, т. е. составляет обеспечительный компонент социальной работы.

К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» Л. П. Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь. Данный подход опирается на позиции МОТ, в основе которых лежит институциональное строение национальных систем социальной защиты как комбинации различных институтов социального страхования и социальной помощи5.

Социальная работа ведется конкретным специалистом или группой специалистов по реализации определенных положений социальной защиты и может рассматриваться как отношение частного к общему. В связи с этим к субъектам социальной работы следует отнести государственные органы исполнительной власти, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, различные общественные объединения, социальные службы и др.

Отметим также взаимную связь и обусловленность указанных категорий. Очевидно, что понятие «социальная работа» существенно отличается от понятий «социальная поддержка» и «социальная защита». Постепенно социальная работа начинает превалировать над социальной защитой, включая ее в собственную структуру. Ключевое отличие этих понятий состоит в том, что социальная работа предполагает оптимальное сочетание профилактических мер с «лечением» социальных недугов, что в итоге приведет к сокращению числа нуж-

Социальная защита: понятие, категории, терминология

дающихся в социальной поддержке и социальной защите.

Приведенный обзор некоторых правовых понятий, применяемых в социальной сфере, показывает, что в действующем законодательстве должна быть проведена унификация понятийного аппарата. Во-первых, представляется разумным выбрать одни термины и отказаться от других. Так, под «социальным обеспечением» следует понимать денежные средства, иное имущество и социальные услуги, предоставляемые (оказываемые) определенным категориям граждан за счет средств бюджетов всех уровней в случае наступления событий, признаваемых законом социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан. Во-вторых, если говорить о втором терминологическом ряде, то складывается впечатление, что «социальная льгота», «социальная гарантия», «компенсация», «социальное пособие», «социальная ссуда», «пенсия» - разновидности социального обеспечения. Причем можно заметить, что часть из них представляет денежные вы -платы (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды), а другая часть - социальное обслуживание (социальные услуги и натуральная помощь продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.). В-третьих, необходимо провести различие между видами денежных выплат. Например, допустимо ввести следующие разграничения:

1. Пенсии - денежные выплаты, предоставляемые ежемесячно на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного ими в связи с наступлением определенного события, и являющиеся постоянным и основным источником к существованию.

2. Компенсации - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях полного возмещения оплаты, предоставляемых гражданам материальных благ или оказания услуг, а также в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников.

3. Пособия - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения гражданам зарплаты или иного утраченного дохода, оказания дополнительной материальной помощи и являющимся дополнением к иному постоянному и дополнительному источнику существования.

4. Субсидии - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и возвратной основе в целях оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

В-четвертых, необходимо ввести определения подвидов денежных выплат, которые установлены на федеральном уровне и, как следствие, должны финансироваться из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Роик В. Д. Основы социального обеспечения. М.: Анкил, 2005. С. 13.

2 Лобанов Н. Н. Методы завоевания доверия населения исполнительной властью // Сб. научн. трудов Московского гуманитарного университета. Вып. 8 (31) / Сост. и науч. редактор В. К. Кри-ворученко. М., 2004. С. 151-152.

3 Лазарев В. Н. Социальные основы местного самоуправления. Белгород, 2004. С. 232; Розанов А. И. Основы муниципального управления. М., 2004. С. 111.

4 Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 237.

5 Якушев Л. П. Социальная защита: Учеб. пособие. М.: Гос. академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. С. 10-22.

Что еще почитать