Требования к участникам закупки по 223.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) и в 2018 году встречает неоднозначное отношение. Во многом это связано с тем, что данный закон предоставляет слишком большую свободу действия для заказчиков. И стоит признаться, что иногда эта свобода сильно вредит принципам Закона № 223-ФЗ: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупочных процедур.

Закон № 223-ФЗ отдает на откуп заказчику установление требований к участникам, а также порядок оценки заявок. К сожалению, не у всех заказчиков получается распоряжаться такой свободой.

Требование к участнику о наличии у него опыта работ, аналогичного предмету закупок, является логичным. Ведь даже в обычной жизни никто из нас не захочет платить деньги людям за те работы, которые они никогда не выполняли. В своем письме от 14 сентября 2016 г. № Д28и-2344 Минэкономразвития России соглашается с этой позицией, но уточняет, что при этом требования заказчика не должны быть дискриминирующими и не должны приводить к ограничению числа участников закупки.

Попробуем разобраться, что скрывается за такой формулировкой.

В запросе котировок заказчик установил требование о том, что у участника должен быть положительный опыт работы непосредственно с этим заказчиком, в ином случае заявка отклоняется. Комиссия ФАС России рассмотрев жалобу участника пришла к выводу, что такое требование нарушает требования законодательства и является необоснованным (Решение от 22.01.2016 № 223ФЗ-17/16). Стоит согласиться с комиссией, так как заказчику почти невозможно доказать, чем опыт работы с ним принципиально отличается от аналогичного опыта с другими организациями. При этом если поставить специфичный опыт в оценку, то ФАС России может лояльно к этому отнестись.

Заказчик установил в критериях оценки наличие у участников опыта выполнения работы в конкретном регионе. На заседании заказчик объяснил такую необходимость и доказал, что такой опыт имеется у многих организаций. Также был сделан упор на то, что данный критерий не является отборочным и никак не мешает компаниям принимать участие в данной закупке. Дополнительно внимание комиссии было привлечено к тому, что в закупках в рамках Закона № 223-ФЗ предусмотрена возможность объединения нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. Приняв это во внимание, Комиссия Московского УФАС России согласилась с доводами заказчика, что в документации не было никаких признаков нарушения российского законодательства, и признала жалобу необоснованной (Решение от 01.06.2017 по делу № 1-00-1347/77-17). Схожей позиции придерживается и Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, заказчик в своей документации установил опыт работы с конкретным заказчиком как один из критериев оценки заявок. Поскольку это требование не является отборочным и не препятствует участию в закупке жалоба была признана необоснованной (Решение от 16.03.2016 по жалобе № Т02-136/16).

Исходя из решений по жалобам, можно сделать вывод, что если заказчик хочет подтверждения наличия у участников закупки специфичного опыта, например, опыта работы с заказчиком или опыта работы в конкретном регионе, то это должно быть установлено в порядке оценки, и не должно быть отборочным требованием. Также такое требование не должно быть ключевым при оценке. При этом заказчику всегда нужно помнить, что в России не прецедентное право, соответственно, решения во многом зависят от лиц, которые их принимают и, к сожалению, могут радикально отличаться от существующей практики.

Заказчики могут устанавливать не только дискриминирующие требования, но и непрозрачный порядок оценки заявок. Одними из таких критериев являются различные вариации на тему «предложение участника о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ, услуг». Закон № 223-ФЗ не несет прямого запрета на установление такого критерия, но в п.13. ч.10. ст.4 устанавливает, что в документации о закупке должен быть порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом такой порядок оценки должен быть понятен участникам, и они должны понимать за что они получают конкретные баллы. Поэтому, когда заказчик прописывает в документации фразу в духе, что максимальный балл получает наиболее проработанное предложение, то он идет на очевидное нарушение не только Закона № 223-ФЗ, но и Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Такой же позиции придерживается Комиссия ФАС России (Решение от 07.06.2016 № 223ФЗ-243/16) и Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-156155/16). Оценка должна быть прозрачной и понятной участнику и не допускать никакой возможности для заказчика субъективно оценивать поданные заявки. Необходимо добавить, что в вышеуказанном решении Комиссия ФАС России посчитала, что заказчик ограничил участников в правах, установив оценку опыта выполнения работ по территориальному признаку, что лишний раз доказывает, что к имеющейся практике стоит очень аккуратно относиться.

Стоит отметить, что с обеих сторон хватает недобросовестных действий, исходя из этого заказчики перестраховываются и могут устанавливать заведомо дискриминационные требования. Речь идет о требовании предоставлять банковскую гарантию только от определенного перечня банков, который устанавливается заказчиком. Желание заказчика понятно, особенно учитывая, что по состоянию на 1 января 2018 года в России зарегистрирован 561 банк, при этом только за 2017 год 62 банка прекратили свое существование. Подобная страховка со стороны заказчика является необоснованной, так как выбор банка участником закупки не влияет на выполнение условий по договору (решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 по делу № А40-182651/2015-33-1270 и решение ФАС России от 23.11.2015 по делу № 223ФЗ-366/15). Чтобы избежать проблем заказчику целесообразно прописывать порядок замены банковской гарантии непосредственно в проекте договора. Создавать свой перечень банков — это очевидное нарушение законодательства, и оно может быть объяснено только субъективными представлениями заказчика.

В этом тексте были затронуты только некоторые проблемы, которые возникают при проведении закупок в рамках Закона № 223-ФЗ. К сожалению, сегодня отношения между заказчиками и участниками бывают далеки от идеала. Заказчики продолжают опасаться отношений, зачастую обоснованно, с новыми контрагентами, предпочитая работать с проверенными компаниями. Все это ведет к тому, практика Закона № 223-ФЗ вызывает определенные вопросы. Заказчикам важно помнить, что составление документации регламентируется не только собственным положением и желаниями, а также принципами, установленными российским законодательством. Устанавливая требования и порядок оценки в документации важно понимать, будут ли они объективны и имеют ли они отношение к выполнению работ по договору.

Участниками закупки могут быть:

  • любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • несколько таких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки,
  • любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель
  • несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
  • Участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ).
  • При осуществлении конкретной закупки требования к участникам должны содержаться в документации о закупке.
  • Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Все требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ).

9.1. Требования к участникам закупки

При закупке заказчик вправе установить следующие требования для участника закупки:

  1. требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметов закупки;
  2. непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;
  3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в процедурах закупки;
  4. отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленным требованиям в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято.

Также заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Закона №223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом №44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона о закупках).

Кроме того, заказчик может установить в документации о закупке требование к квалификации участника закупки (наличие опыта работы в данной области), включая наличие у такого участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы, оказания услуги поставка (выполнение, оказание) которого является предметом договора.

При этом в документации о закупке могут быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными в документации ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника закупки установленным требованиям.

9.2. Требования к заявкам на участие в закупке

Порядок подачи и состав заявки на участие в закупке не урегулирован законом 223-ФЗ. Пункты 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ содержат положение о том, что в документации о закупке должны быть предусмотрены следующие требования:

  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • к описанию участниками закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.

Таким образом, при подготовке заявки необходимо руководствоваться требованиями и формами документов, предусмотренными документацией о закупке. Так, заказчик может сам разрабатывать необходимую и удобную ему форму заявки.

Участник закупки может подать заявку на участие в закупке как в письменной форме в запечатанном виде, не позволяющем просматривать содержимое заявки до вскрытия в установленном порядке, если процедура закупки проводится в «бумажной» форме, так и в виде электронного документа, если закупка проводится в электронной форме, либо если возможность подачи заявки в электронном виде была предусмотрена закупочной документацией.

В качестве примера можно предложить следующие сведения для внесения в заявку:

    • фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о местонахождении, почтовый адрес, номер контактного телефона, сведения о руководителе (единоличном, коллегиальном исполнительном органе) (для юридического лица);
    • фамилия, имя, отчество, данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), сведения о месте жительства, почтовый адрес, номер контактного телефона (для физического лица и индивидуального предпринимателя);
  1. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  2. наименование и характеристики поставляемых товаров (работ, услуг), например поставка продуктов питания с подробным описанием ГОСТа, ТУ и т.д.;
  3. согласие участника закупки исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении процедуры закупки;
  4. цена договора с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);
  5. документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке (если такие требования установлены заказчиком). Например, заказчиком в документации о закупке было установлено требование о наличие на предприятии штатной единицы инженера-технолога, участник закупки прилагает ксерокопию диплома об образовании.

К заявке участник закупки по требованию заказчика может приложить следующие документы:

  • полученную не ранее чем за один месяц до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за один месяц до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, котировочная заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
  • копии учредительных документов заявителя (Устав и (или) учредительный договор) (для юридических лиц) в последней (действующей) редакции, соответствующие представленной в составе заявки выписке из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенной копии такой выписки;
  • копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Заказчик имеет право запросить дополнительные документы в зависимости от предмета закупки.

Если заявка на участие подается в письменной форме, все листы заявки на участие должны быть прошиты в единый том, содержать опись входящих в состав данного тома документов с указанием количества листов. Место прошивки должно быть заверено подписью участника закупки или лицом, уполномоченным таким участником и печатью участника закупки. Соблюдение участником закупки указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие, поданы от имени участника закупки, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие документов и сведений.

Рассмотрение заявок на участие осуществляется заказчиком на предмет соответствия заявок требованиям, установленным документацией о закупке, и соответствия участников закупки требованиям, установленным в документации о закупке.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие заказчиком принимается решение о допуске к участию участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие, участником или об отказе в допуске такого участника закупки к участию.

Участник закупки не допускается к участию в случае:

  1. непредставление сведений и документов, предусмотренных документацией, или предоставление недостоверных сведений;
  2. несоответствие сведений и документов, содержащихся в заявке на участие, требованиям документации;
  3. предложения цены договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в документации.

9.3. Оценка и сопоставление заявок

В зависимости от способа проведения закупки заказчик осуществляет оценку заявок, поданных участниками закупки. Оценка заявок на участие осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки, установленными документацией. Критерии оценки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие каждой заявке присваивается порядковый номер. Заявке на участие, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие, которая поступила ранее других заявок на участие, содержащих такие условия.

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках, должны оцениваться и сопоставляться такие заявки по критериям, указанным в документации.

Основными критериями оценки заявок на участие могут быть:

  1. цена договора (один из существенных критериев);
  2. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  3. качество работ, услуг и (или) квалификация участника при осуществлении закупки на выполнение работ, оказание услуг;
  4. расходы на эксплуатацию товара;
  5. расходы на техническое обслуживание товара;
  6. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  7. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  8. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
  9. Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях договора, обо всех участниках размещения заказа, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в процедуре закупки, предложение которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем в проведении процедуры закупки условий. Протокол в день его подписания размещается заказчиком на официальном сайте.

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверить участника закупки на банкротство можно на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве .
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25 % от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения необходимо также подтвердить декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью по статьям 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя также не должно быть административных наказаний в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участник ранее был судим за данные правонарушения, но при этом судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик имеет полное право принимать участие в закупке.
  5. Лицо, принимающие участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. В требованиях не должно быть прочих ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом № 504 от 31.12.2017).

Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Что еще почитать