Монолог катерины почему птицы не летают. Почему люди не летают, как птицы? Драма Катерины

Небо с давних пор привлекает людей своей красотой и безграничностью. Чувство полёта дарит ощущение свободы и независимости, а панорамы, которые открываются с высоты, на которых парят птицы, совершенно неописуемы по своей красоте. Вопрос о том, почему люди не летают, наверное, можно отнести к разряду философских. Но давайте рассуждать логично.

Почему люди не летают: особенности физиологии

Невозможность летать во многом объясняется физиологией человека. Первое, что мешает подняться над землёй человеку – отсутствие крыльев. Лишь некоторые животные и птицы обладают этим удивительным устройством. "Но, ведь человек сам может сделать себе крылья?" - скажите вы, и будете правы. Дело в том, что одних только крыльев недостаточно для того, чтобы летать. Есть ещё два параметра, которые необходимы для полёта. Первый из них – масса тела. Птицы и другие летающие животные обладают исключительно небольшой массой тела. Кстати, даже кости птиц гораздо легче костей животных, для ещё большего облегчения массы тела. Второй момент – обтекаемая форма тела. Если вы посмотрите на птиц, а потом на самолёт или вертолет, то можете увидеть сходство в форме. Всё дело в том, что для полёта важна обтекаемость, она позволяет снизить сопротивление воздушным потокам.

Итак, как вы теперь понимаете, физиологически человек летать не может. Но это еще не всё, что мешает людям оторваться от земли.

Почему люди не летают: психологическая составляющая

Природа очень мудро наделяет существ различными качествами. Казалось бы, если люди в течение долгого времени пытались бы научиться летать, то когда-нибудь у них бы это получилось, ведь адаптация проявляется и на физиологии. Но, строение тела, это ещё не все.

У человека существуют психологические барьеры, которые не позволяют им летать. В первую очередь, это страх высоты. Он присущ практически каждому человеку, а связан с тем, что мы привыкли ходить по земле, а когда организм оказывается на высоте, он ощущает себя в опасности.

Кроме того, существует страх большого пространства. Он появляется из-за того, что все мы живем в небольших квартирах, работаем в небольших офисах. А когда места становится предельно много, у организма возникает отторжение и страх, ведь он не знает, как себя вести в этой ситуации.

Надеюсь, теперь вы понимаете, что не только из-за строения тела мы не можем летать, а еще из-за того, что психологически не способны к этому.

На сегодняшний день, человеком изобретено множество летательных аппаратов, но даже они возбуждают страх у некоторых людей. Именно поэтому некоторые люди бояться летать на самолёте и т.п. У страха самолёта две составляющие. Первая – боязнь высоты и замкнутого пространства. Про неё мы уже говорили выше. Вторая – страх попасть в авиакатастрофу. Особенно часто он возникает у мнительных людей, а также у лиц с повышенной тревожностью. Психологи утверждают, что работать с этими фобиями возможно, нужна лишь готовность клиента к работе.

Итак, теперь вы знаете, почему люди не летают. Но, так или иначе, никто не отменял полёт мысли или полёты во сне. Учитесь летать!

Монолог Кулигина

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить...

Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице; а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные — волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик-другой, ну и гуляют парочками. Да вот пара!

Популярный монолог Катерины из произведения Островского "Гроза"

Отчего люди не летают?
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь! Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...Попробовать нешто теперь?!...А какая я была резвая! Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. А какие сны мне снились, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то...Ох, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю. Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что...Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, как прежде, райские деревья да горы,а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...

Марфа Игнатьевна Кабанова - божий одуванчик. Так она себя ассоциирует в городе Калинове. Так ли это?

Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Тупая, невежественная, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели. Варвара, дочь Кабанихи, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.

Вера Кабанихи в Бога и принципы соединены с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо, за то, что он любит жену больше, чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться. Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию: «нечего жалеть такую жену, ее надо живую в землю закопать..."

Кабаниха, с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему — это самая зловещая фигура в городе. Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.

Катерина: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

(А. Островский)

Люди не летают так, как птицы, но мечта о полётах сопровождает человечество из века в век. Человек хочет летать сам, физически, – например, при помощи приспособлений, имитирующих крылья. Подобное желание рождается у него из чувства внутреннего полёта. Вот как передаёт это чувство героиня Островского: это когда стоишь на горе – и так и тянет тебя лететь!

Душа человека рвётся в небо. Это является не столько физическим желанием, а может, и категорически не физическим, а душевным переживанием, рождаемым печалью от собственной отягощённости и привязанности к земле. Люди рискуют своими жизнями, чтобы испытать чувство полёта, но никогда не удовлетворяются им полностью. Потому что желание духовной свободы не заменишь выбросом адреналина, хотя это и сильное эмоциональное переживание.

Эта статья не о тех, кто летает во сне или наяву. А о наших духовных полётах и о том, что мешает человеку постоянно испытывать то невероятное состояние душевного подъёма, которое возносит его на высоты имана. Почему нам не удаётся постоянно пребывать в состоянии религиозного подъёма? Что мешает оставаться на высоте духовности перманентно?

Ответ, как ни странно, предельно прост: наши привязанности привязывают наши крылья к земле. Бесконечные мирские удовольствия кроме приятности несут в себе опасность: если мы полюбим их, они могут превратиться в канаты, которые привяжут нашу духовность к этой дунье и будут мешать расправляться крыльям нашей души. Такими же канатами бывают зачастую и не всегда несущие в себе радость суета, быт, хлопоты – они тоже могут лишить нас умения летать душой.

Весь день – как день: трудов исполнен малых

И мелочных забот.

Их вереница мимо глаз усталых

Ненужно проплывёт.

<…>

И к вечеру отхлынет вереница

Твоих дневных забот.

Когда ж в морозный мрак засмотрится столица

И полночь пропоёт, –

И рад бы ты уснуть, но – страшная минута!

Средь всяких прочих дум –

Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта

Придут тебе на ум.

И тихая тоска сожмёт так нежно горло:

Ни охнуть, ни вздохнуть,

Как будто ночь на всё проклятие простерла,

Сам дьявол сел на грудь!

<…>

Вот так примерно, как в стихотворении Блока, и происходит: дневная суета настолько сковывает нашу духовную жизнь, что не просто не даёт расправиться крыльям, а придавливает к земле. Поэт нашёл меткое сравнение: «сам дьявол сел на грудь». Нечто похожее и происходит с нами, когда дела мирские одерживают над нами победу. Фактически это шайтан осёдлывает нашу жажду высоты.

Это вовсе не значит, что необходимо удалиться полностью от жизни человечьей и стать отшельником. Монашества нет в Исламе – оно не предписано для мусульман. Но соотношение между тем, как много места в нашем сердце занимают мирское и духовное, должно быть в пользу последнего, как ноль к сотне. Потому что бытовые дела и любимые наши приятности можно совершать таким образом, чтобы эти приземлённые и привычные действия становились актом поклонения (ибадатом), – а можно, делая то же самое, вместо приближения к Всевышнему Аллаху отдаляться от Него. Всё дело в нияте (намерении сердца) и в том, чем занято наше сердце в течение дня. Недостаточно просто словесного утверждения «я живу ради Аллаха», недостаточно перед каждым действием произнести вызубренную священную формулу «бисмилляхи ррахмани ррахим». Необходимо обратить своё сердце к Создателю и сосредоточиться на Нём. Не каждый сможет достичь такой постоянной концентрации, и произнесение «бисмилля…» напоминает и направляет наше сердце в правильном направлении.

Очень часто мы любим супруга (супругу) ради себя любимого, забыв о любви ради Аллаха, и тогда эти отношения становятся для нас такими же, как употреблённая ради удовлетворения своего нафса шоколадка. А могут быть одним из самых достойных способов любить Всевышнего Господина и поклонением Ему. Так же и отношения с родственниками, работа, домашние дела, произведение и выращивание потомства, покупка жилья, любимое хобби, отмечание праздников и преодоление будней – всё это имеет две возможности осуществления.

То, что мы делаем ради Аллаха, – может вознести нас на немыслимые высоты. Эти действия приводят нас к душевному парению, когда мы замираем в восторге и понимаем, чувствуем, осознаём, какое это чудо – вера! Легче всего подобное состояние даётся тем, кто только начал соблюдать религию Аллаха. Первое огорчение неофита – что это не будет постоянным его состоянием. То, о чём говорилось выше, постепенно начинает снова завоёвывать свои позиции в сердце верующего, и полёт затрудняется привязками. Сохранить и поддерживать себя на вершине духовной чистоты беспрерывно – это работа. Фактически это то, что предстоит нам делать ежечасно, пока мы живы. Потому что «мы живы» – это шанс.

Он с вечера крепко уснул

И проснулся в другой стране.

Ни холод утра,

Ни слово друга,

Ни дамские розы,

Ни манифест футуриста,

Ни стихи пушкиньянца,

Ни лай собачий,

Ни грохот тележный –

Ничто, ничто

В мир возвратить не могло...

Спишите отрывки из монологов Катерины - героини драмы А. Остров­ского «Гроза». Найдите служебные части речи и междометия, разберите их по плану За (см. приложение).

Я говорю (от)чего люди не летают так как птицы? Знаешь мне иногда кажет(?)ся что я птица. Когда стоишь на горе так тебя и тян..т лететь. Вот так бы разбежалась подн..ла руки и полетела.
Я жила н..(об)чём н.. тужила точно птичка на вол.. . Мам..нька (во)мне души (не)ча..ла нар..жала меня как ку­клу работать не пр..нуждала что хочу бывало то и делаю. Знаешь как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас рас­скажу. Встану я бывало рано коли летом так схожу на ключик умоюсь принесу с собой водиц.. и все-все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много.
Обидели меня чем-то дома а дело было к вечеру уже темно я выбежала на Волгу села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли вёрст за десять!
Эх Варя не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай Бог этому случит(?)ся! А уж коли очень мне здесь опостын..т так не удержат меня (ни)какой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить так и н.. стану хоть ты меня реж..!
Ночи ночи мне т..желы. Все пойдут спать и я пойду всем ничего а мне как в м..гилу. 4

1. Найдите в лексике и оборотах речи Катерины элементы разговорной речи и просторечия.
2. Какие черты характера проявляются в высказываниях героини?
3. Прочитайте выразительно приведённые отрывки.

В детстве мечта летать подобно птицам носит весьма прагматичный характер – нам кажется, что было бы восхитительно, если бы у людей были крылья и они смогли бы полететь куда угодно. Со временем желание обладать крыльями преобразовывается обретает более символический характер – в сложных психологических ситуациях, кажется, единственно возможным вариантом благополучного развития событий остается полет, подобно птице.

Главная героиня пьесы Островского «Гроза» находится в сложной ситуации практически всю свою жизнь. В детстве она испытала материальное затруднение, став замужней женщиной, узнала о психологическом, моральном давлении. Испытуемый накал эмоций выражается у девушки в качестве мечтаний с элементами фантастики – ей хочется по воле волшебства очутиться в мире без проблем и негодования.

Монолог Катерины:

«Отчего люди не летают? … Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?…

И до смерти я любила в церковь ходить! … А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют …

Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу… А какие сны мне снились… какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то …

Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак.

Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается.

Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью… не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне… как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…»

Итог: Катерина по своей сути очень тонкая и чувствительная натура, ей сложно отстоять свою независимость, избавится от психологического давления со стороны свекрови, из-за этого девушка страдает. Она чистая и добрая душа, поэтому и все ее мечты обозначены чувством нежности и позитива. Она не видит возможности испытать счастье в реальной жизни, но в своих снах и грезах она может все: и летать по воздуху как птица, и прислушиваться к нежному воркованию.

Что еще почитать