Система сми в китае на современном этапе. Китайские правовое регулирование рекламной деятельности Права и обязанности журналистов, расширение влияния государства

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Чжан Жун. СМИ и власть в Китае: проблемы взаимодействия: на примере анализа содержания газеты "Пекинская молодежь" : диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Чжан Жун; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2011.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/480

Введение

Глава I. СМИ КНР в условиях изменяющейся экономической системы 11

1.1. Переход на рыночные отношения в сфере СМИ КНР в конце XX века 12

1.2. Приватизация в сфере производства информации Китая в период глобализации 18

1.3. Государственная политика в области СМИ 30

Глава II. Регулирование СМИ КНР в условиях глобализации 45

II. 1. Основные документы, регламентирующие свободу слова в Китае 49

II. 2. Права и обязанности журналистов, расширение влияния государства 62

II. 3. Регулирование Интернета 75

Глава III. Газета как часть информационного пространства Китая 103

III.1. Состояние и развитие китайских печатных изданий в начале XXI века 104

III.2. Пресса как зеркало государственной политики - на примере содержания газеты «Пекинская молодежь» 130

III.3. Изменения в прессе в новую эпоху 164

Заключение 170

Список источников и литературы 174

Введение к работе

Начало XXI века с резко усилившейся динамикой развития глобализационных процессов поставило перед мировым сообществом немало проблем. Нас интересует, в первую очередь, возникновение единого информационного пространства - факт, корнями уходящий в век предшествующий, но с усилением проникновения Интернета в массы ставший в новом веке непреложным. Если ранее представления об информационных потоках СМИ связывались преимущественно с процессом отражения всех процессов общественного развития на страницах газет, в радио- и телеэфире, то прорыв, сделанный в последнее время новейшими информационными технологиями, показал, что информационные потоки в значительной степени увеличивают свое воздействие на сферу общественного сознания, на множество факторов человеческого существования. В связи с этим встает вопрос о необходимости более пристального изучения информационного развития стран.

Для Китая это обстоятельство имеет особое значение. Страна быстрыми темпами трансформируется. Как в этой ситуации развивается система массовых информационных потоков?

Мы делаем акцент на взаимодействии власти и СМИ в рамках конкретной молодежной газеты «Пекинская молодежь», потому что именно власть, всегда являющаяся наиболее заинтересованным субъектом в деятельности СМИ, исходя из глобализационных и модернизационных процессов современности, видит в прессе большие возможности по влиянию на общественное сознание.

Именно этим определяется в первую очередь актуальность темы диссертации. При этом принимаются в расчет такие основные положения:

усиление роли государства в механизмах регуляции информационных потоков;

увеличение общественной ценности свободы слова;

необходимость правового обеспечения усиления влияния государства на деятельность прессы.

Отсюда вытекают три магистральных направления в нашем исследовании: в журналистике как деятельности, способствующей изменению социальной действительности, формируются новые типы взаимоотношений между властью и производителем информации; меняется правовое соотношение государства и СМИ; в деятельности конкретной газеты проявляются тенденции явного или завуалированного давления государства.

В данной диссертации предпринята попытка изучить феномен китайской

модели информационного пространства, где действует в основном государственное регулирование. В эпоху глобализации, вследствие интенсификации международных экономических, политических, культурных контактов изучение состояния системы «СМИ - государство» во всех странах стало актуальной научно-исследовательской проблемой, имеющей большую теоретическую и практическую значимость, как для китайского, так и мирового сообществ.

Журналистская практика, и мы покажем это в нашем анализе деятельности конкретной газеты, также нуждается в создании такой системы правового регулирования СМИ, которая не препятствовала бы, а содействовала актуализации и развитию функций СМИ в условиях изменяющейся экономической системы, способствовала оптимизации функционирования всего механизма журналистской деятельности.

Именно поэтому во главу угла в работе поставлен анализ газеты «Пекинская молодежь», так сказать, в реальных координатах времени и пространства. Именно такой анализ может показать, как реально работает механизм взаимодействия власти и журналистского коллектива, производящего тексты, публикуемые газетой...

Очевидно, что в современных условиях исследование роли СМИ в формировании нового политического дискурса в трансформируемом Китае, специфики информационного пространства КНР подразумевает и социально-политические выводы. Изучение опыта реформ Китая тем более важно, что они в том числе привели к изменению статуса и содержания деятельности самих средств массовой информации КНР. Сегодня, когда реформа все шире и все глубже охватывает все жизненные пласты китайского общества, проблема информационного обеспечения политики правительства КНР имеет сугубо практический аспект, создавая возможность для поиска оптимальной модели управления СМИ с целью обновления Китайской Народной Республики.

Объект диссертационного исследования - информационное пространство Китая под углом зрения взаимоотношений с государством, его роли в управлении журналистской деятельностью на примере молодежной газеты, информационных агентств, социальной рекламы сквозь призму процессов модернизации и глобальных технологических изменений.

Предметом исследования является текстовая деятельность газеты «Пекинская молодежь» как результат управления этой деятельностью властными структурами в условиях изменяющейся экономической системы.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, в диссертации ставится следующая цель: выявить и проанализировать основные характеристики содержания газеты как показатели взаимодействия властных структур и редакционного коллектива.

В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи:

определить возможности для свободы слова и журналистского самовыражения в КНР;

исследовать пересмотр правительством КНР политики по отношению к СМИ в ситуации усиления процессов глобализации;

рассмотреть законодательство по проблемам прессы во взаимосвязи с теми политическими, социальными и экономическими процессами, которые имели место в Китае за этот период;

рассмотреть актуальные проблемы, возникающие в творческом процессе журналистов при освещении экономию-, социополитической жизни страны;

проанализировать характеристики текстов газеты «Пекинская молодежь», свидетельствующие о взаимодействии редакции и властных структур.

Методологическую базу исследования составляют как общенаучные, так и специализированные методы познания на основе интеграции системного, сравнительно-исторического, социологического и филологического подходов. В диссертации используется совокупность приемов и способов научного анализа, целесообразность применения которых определяется характером объекта и предмета исследования. В работе используется комплекс общенаучных принципов - единства логического и исторического; глобального и локального; системного и сравнительно-исторического анализа.

Теоретическую базу диссертации составляют фундаментальные труды по теории и практике журналистики, в особенности труды по журналистике в переходных обществах ряда ученых, выступления политических деятелей КНР, руководителей СМИ, а также материалы научных дискуссий, в которых содержатся принципиальные положения, раскрывающие противоречия и проблемы в деятельности СМИ, их место и роль в жизни современного общества, рассматривающие факторы влияния на них глобализации и новых информационных технологий.

Эмпирическую базу исследования составили материалы газеты «Пекинская молодежь» (2009 - 2010 гг.), рассмотренные под углом зрения влияния властных структур на содержание прессы.

Степень исследованности проблемы. Несмотря на значительное количество работ, посвященных развитию Китая, специальных исследований состояния СМИ с точки зрения их подчиненности государственно-партийным структурам явно недостаточно. Можно отметить практически полное отсутствие в Китае и в зарубежных изданиях социологических и филологических работ монографического плана по данной проблематике. Комплексность проблемы по изучению СМИ, связанная с юридическим полем взаимодействия властных структур и прессы, практически не была изучена.

В целом исследования по Китаю охватывают чрезвычайно большой круг вопросов: от вопросов локального значения до проблем мировой значимости в области экономики, науки, техники, культуры, идеологии, социальных проблем и политики. Внимание китаеведов России к китайским реформам, их успехам и неудачам, потребностям и нуждам Китая имеет ярко выраженный практико-прикладной характер. В самом Китае вышло немало публикаций с анализом отдельных аспектов политической реформы 1 .

К вопросам китайской журналистики российские исследователи обращаются реже, уделяя наибольшее внимание изучению истории журналистики Китая. Зачастую они затрагивают лишь некоторые проблемы экономики и менеджмента СМИ Китая в условиях проводимых рыночных реформ, не уделяют должного внимания их национальной специфике и эволюции форм, методов их работы, а также преобразованию массмедийной системы в целом. Мало кто из российских исследователей занимается контент-анализом публикаций в прессе Китая. В связи с этим, место и роль журналистики в процессе трансформации китайского общества, современное состояние и перспективы развития СМИ Китая еще далеко не полностью изучены, Пока недостаточно исследований, посвященных действиям СМИ во время преобразований в Китае, хотя в настоящее время некоторые ученые и специалисты в области китайской журналистики, в частности, Фан Ханци, Ван Сяохун, Ван Цзюнь, Е Хао, Лю Хуажун, Тун Бин обращаются к эзолюции роли и функций прессы в условиях реформ и открытости КНР.

Большое значение для данного исследования имели работы, посвященные изучению взаимосвязи политики и прессы. Это публикации Вэй Иочжэн, Засурского Я.Н., Ивлевой И.Д., Корконосенко С.Г., Прайса М. Э., Прохорова

"Ли Теин. О демократии. Пекин, Изд. Синьхуа, 2004; Чжао Цуньшэн и др. Дэн Сяопин и современный Китай и мир. Пекин, Изд. Пекинского университета, 2002; Чжан Чуаиьпин. Логика рынка и социализм. Пекин, Изд. Жэньминь чубаньшэ, 2002; Юй Цзухуа, Ван Гохуа. История современной политической мысли Китая. Цзинань, 2003; Шэнь Лижэнь. Теория модернизации Дэн Сяопина и практика. Нанкин, 1998.

Е.П., Рихтера А. Г., Сидорова В.А., Федотовой Л. Н., и др. Комплексная теория исследований функционирования СМИ в политической сфере представлена в работе петербургских авторов «Журналистика в мире политики». Ряд исследователей занимается проблемой взаимоотношений журналистики и власти: Буянов М.Л., Варустин Л.Э., Вертешин А.И., Кондратенко С.А. и другие. В работах Вершинина М.С, Власова А.И, Грачева М.Н, Григорьева М.С, Дмитриева А.В, Кривова В., Никитова В.А, Нисневича Ю.А, Попова В., и др., раскрываются отличительные черты политических коммуникаций, показывается, как осуществляется публичный диалог между обществом и властью.

В целом же проблематика диссертации находится в области, мало исследованной наукой о журналистике и юриспруденции в КНР. В стране происходят кардинальные общественные изменения и сопутствующая этому явлению смена ориентиров, переоценка доныне существовавших в жизни ценностей. Новые технологии вызывают выработку новых концепций информационного права в КНР. Присущие современному законодательству в области СМИ противоречия затрудняют применение на практике существующих нормативных актов. Эта проблематика до сих пор открыта для научного поиска.

Хронологические рамки исследования охватывают период, начавшийся в 1978 г. Это обусловлено тем, что в течение данного периода в КНР произошли важные события политического и экономического характера, в корне изменившие деятельность СМИ. Наибольшее внимание в исследовании уделено взаимодействию власти и прессы в первом десятилетии XXI в.

На защиту выносятся следующие основные положения:

    В КНР печатные издания, особенно партийно-правительственные, являются одним из наиболее используемых властью каналов политических коммуникаций.

    Власти КНР выстраивают механизм политического управления прессой, который влияет на содержание газет не без ущерба для полноты тематического освещения современной жизни.

    Палитра субъектов дискурса в информационном пространстве Китая имеет явные лакуны, хотя ясно, что корректировка основных экономике-, социополитических параметров жизни общества должна происходить с помощью диалога шіасти и общества. Роль СМИ в этом процессе в стране явно недооценена.

4. В условиях глобализации оказывается сомнительной сама политика
полностью контролировать СМИ. В связи с этим власть КНР переживает
период апробации новой техники регулирования и подчинения
информационного рынка.

5. Новые принципы организации государственного управления
информационными потоками определяются современной ситуацией с сетевыми
компьютерными технологиями, их распространенностью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано для получения надежной информации о содержании сегодняшней прессы в стране; о законодательстве по проблемам СМИ КНР в данный период; способствовать улучшению качества работы редакционных коллективов и журналистов.

Апробация исследования. Результаты исследования опубликованы в ряде статей автора, докладывались на Межвузовской конференции РУДН (апрель 2010 г.)

Структура диссертации определена ее целями и задачами работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Приватизация в сфере производства информации Китая в период глобализации

Как видно из рисунка, изменения произошли в структуре отделов. Если раньше в ней неизменно присутствовал отдел социального образования, который играл роль проводника идеологических доктрин Коммунистической партии Китая, то сейчас в условиях появления в экономике Китая рыночных элементов, происходит его упразднение, как неэффективного с экономической точки зрения органа. Медийные организации становятся более ориентированными на прибыль и на коммерческий успех, и на смену отделу социального образования приходит отдел рекламы, который в значительной степени способствует коммерциализации их структуры. Кроме того, у управляющей структуры организации возникает возможность разработать контент для как минимум двух независимых друг от друга каналов. Появление рекламных проектов красноречиво говорит об изменении системы финансирования, и, следовательно, системы фактического владения информационными компаниями. Сокращение зависимости от государственных структур вылилось в сокращение или даже прекращение финансового дотирования СМИ. В результате информационными органами был сделан упор на индивидуальный, самостоятельный поиск средств дообеспечения в рамках новой рыночной системы. Это произошло в определенной степени благодаря рекламе.

Несмотря на изменения системы подчинения, государство не отказывается от цели определять и направлять удовлетворение культурных потребностей населения в рамках основных идеологических установок своей политики через информационные органы. Власти уделяют особое внимание распространению передач, не имеющих коммерческого интереса: общественно-политических, образовательных, детских, документальных. Телевидение обязано удовлетворять потребности граждан получать своевременную информацию о важнейших событиях, происходящих в стране и в мире, а так же о деятельности государственных органов, политических партий, общественных объединений.

С усилением глобализации в мире в Китае происходит существенный пересмотр стратегии государства по отношению к информационному обмену на территории страны. Так как глобализация влечет за собой унификацию информации на широком пространстве, а установление международных информационных связей отчасти сопровождается вымыванием национальных особенностей и традиций в этой информации7, во властных структурах возникает потребность к повышению собственной роли в процессе контроля над информационными потоками.

Органы государственной власти делают все возможное, чтобы сохранить целостность национального информационного пространства. В то же самое время целесообразность государственного властного управления и тенденции к сохранению контроля над информационным полем нередко становятся предметом критики в обществе.

Подытоживая анализ тех изменений в информационном пространстве КНР, начало которым положила новая экономическая политика Пекина, мы можем определить, в чем они состояли применительно к отношениям государственных структур и СМИ: - переход к новой системе экономического развития, позволяющей совместить рыночные методы хозяйствования с социалистической системой управления и перераспределения, вынес на передний план необходимость реструктуризации информационного блока в стране; 7Монро Э. Прайс. Масс-медиа и государственный суверенитет: Глобальная информационная революцию и ее вызов власти. M., Изд. Институт проблем информационного права. 2004 определенная независимость, возможность оптимального расходования внутреннего бюджета информационных агентств, привлечения инвестиций вылились в резкое увеличение количества информации, в частности, рекламного характера, производимой данным сектором; - высвобождение новых экономических рычагов в системе функционирования СМИ, сокращение государственного финансового обеспечения поставило перед новыми владельцами, «управленцами» информационных компаний задачу поиска наиболее рентабельных способов существования; -появление нового формата информационного продукта - рекламы, в чрезвычайной мере эффективно формирующего вкусы, предпочтения и настроения китайского общества, в купе с возросшей самостоятельностью СМИ, настоятельно требовало от государственных структур создания новых, соответствующих механизмов контроля за информационными потоками. 1.2. Приватизация в сфере производства информации Китая в период глобализации Необходимость создания новых механизмов контроля за информационными потоками была связана не только с тем, что, начиная с 1992 г., были произведены некоторые структурные изменения в управлении внутриредакционного характера, но и с учетом более радикальных шагов государства по реформированию всей информационной структуры.

Мировые тенденции в информационной среде в эпоху глобализации является, в том числе, и постоянное стремление разных стран вывести данную сферу из-под государственного контроля. Это касается как системы распространения сигнала, так и выпуска телепрограмм. Процесс глобализации во многом содействовал увеличению числа частных компаний, которые более динамично могли ориентировать на многочисленные «нишевые» многонациональные аудитории с разветвленными информационными потребностями. Частное телерадиовещание может приносить доход лишь в случае, если телевизионное предложение имеет масштабные системы распространения, охватывающие значительную аудиторию, позволяющее соотнести выдаваемую информационную продукцию с требованиями и предпочтениями различных групп населения. В странах Центральной и Восточной Европы частичная или полная приватизация государственных телерадиовещательных систем частным сектором стала неотъемлемым элементом демократизации всех процессов. В сфере информации и развлечений значение приватизации не ограничивается вопросом эффективности. Помимо экономических выгод, это приводит к ограничению влияния государства, что, безусловно, способствует демократизации общества.

Приватизация СМИ связана с появлением минимальных, но необходимых условия для возникновения плюрализма мнений, а значит, и возможностей для реализации свободы слова и общественных дискуссий. Приватизация в информационной сфере в ряде случаев способствует повышению эффективности работы предприятий, находившихся прежде под контролем государства, но и приводит к изменению содержания программной политики СМИ. Приватизацию не следует рассматривать просто в качестве перевода имущества, находившегося в общественной или государственной собственности, в собственность частную. Обстоятельства и факторы развития этого процесса приобретают особое значение, если поставить вопрос о возможности общественного контроля над производством и распространением информации и о соотношении такого контроля и государственного вмешательства. Приватизация может выступать как отражение изменений в соотношении предпочтений властных сил и их политических оппонентов в стране. В некоторых государствах возникновение частных компаний было необходимо для разрушения монополии государственной системы институтов, несмотря на стремление властей сохранить политический статус-кво.

Государственная политика в области СМИ

Авторитаризм властей КНР в вопросах контроля над средствами массовой информации вполне понятен многим китайцам, даже тем, кто относится к нынешнему политическому руководству отнюдь не лояльно. Многие зарубежные исследователи отмечают, что полная свобода слова в совершенно особых, специфических китайских условиях чревата весьма серьезными последствиями. В какой мере эти последствия имеют внутринациональный характер, или претендуют на международный статус - вопрос остается открытым. В частности, применительно к Интернету это звучит как «китайские власти боятся выпустить джинна из бутылки».

Однако желание Китая - быть если не впереди, то хотя бы не позади планеты всей на фронте информационных технологий. Тем более, что последние связаны с новыми возможностями для стабильно развивающейся китайской экономики и крепнущих позиций китайского бизнеса на международных валютно-финансовых и торговых рынках. Китайские власти были поставлены перед дилеммой: "отпустить" Интернет, проигнорировав возможные угрозы государственным интересам, или "зажать в тиски", упуская многие выгоды использования Сети в экономических целях. В результате недолгих и не афишируемых широко дебатов китайцы решили, как и во многих других случаях, подойти к проблеме комплексно.

Наблюдение за работой пользователей ведется на местах и начинается уже с момента регистрации пользователя. Для того чтобы стать пользователем Интернета, физическое лицо должно пройти проверку в местном полицейском отделении и предоставить провайдеру справку установленного образца. Для физических лиц существует целый набор разнообразных наказаний: от денежных штрафов до лишения права пользования Интернетом на определенный срок. Требования, предъявляемые к корпоративным пользователям, на порядок строже, чем к физическим лицам. Проверка на благонадежность той или иной компании, желающей

"вступить" в Интернет, занимает иногда несколько месяцев. Для солидных коммерческих компаний или государственных организаций, имеющих штатную службу безопасности или первый отдел, практикуется снятие блокировок в интересах бизнеса. Однако любые "шалости" сотрудников этих компаний тщательно фиксируются на специальном оборудовании, и нарушители режима строго наказываются. В фирмах ведется журнал, где аргументируется посещение каждого сомнительного сайта.

На предприятиях и в фирмах практикуется опыт коллективных e-mail адресов, типа «@public», когда целой группе работников присваивается один и тот же адрес, а переадресация корреспонденции производится через системного оператора или дежурного администратора локальной сети.

Безусловно, такие меры могут осложнять оперативность работы бизнес-пользователей Интернета. Особенно тогда, когда речь идет об использовании Интернета при работе с зарубежными партнерами. Однако система "разнесенного тотального контроля" работает очень гибко и предусматривает различные послабления для определенных категорий пользователей, таких, например, как ученые-исследователи или работники средств массовой информации.

К тому же "меры обеспечения безопасности" в условиях динамично развивающейся экономики и рыночных отношений являются для властей больше средством самоуспокоения и успокоения наиболее консервативно настроенной части населения. По утверждению экспертов из компании China Internet Corp., принадлежащей государственному монополисту рынка информационных услуг - агентству новостей "Синьхуа", за период с 1996 г. по настоящий момент в Китае не было зафиксировано ни одного случая использования систем электронной коммерции в целях пропаганды оппозиционных политических взглядов. Пользователям, интересующимся запрещенными ресурсами, открыты возможности обходить правительственные фильтры через открытые каналы на гонконгских серверах. Диссиденты внутри Китая очень активно используют электронную почту для ведения переписки с зарубежными товарищами и даже вьшускают за пределами страны электронные журналы и бюллетени, содержащие информацию из китайских источников.

По мнению чиновников министерства информационной индустрии, защита национальных интересов не должна становиться тормозом общего развития информационных технологий, которые на сегодняшний момент являются одним из главных инструментов приобщения китайцев к достижениям мировой культуры, науки и техники. На сегодняшний момент, по оценке China Internet Information Center, более 80% подключенных используют Интернет как источник получения данных в области науки и техники. При этом 78% пользователей в Китае - это молодые люди в возрасте от 21 до 35 лет. Понятно, что значительные препоны в пользовании Интернетом не в интересах китайского государства, взявшего курс на технологическое перевооружение промышленности и создание целой сети так называемых техноиндустриальных парков высоких технологий по всей стране. Тем более что Интернет, помимо всего прочего, очень удачно вписывается в далеко идущие планы правительства Китая в области глобального информационного присутствия.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в начале XXI века китайская власть оказалась не готовой к резко возросшей насыщенности информационных потоков и к уровню воздействия глобальных информационных сетей на те или иные процессы в рамках национального пространства. Изменения в законодательстве были внесены лишь после ухудшения психологического климата между различными этническими группами в стране. Были предприняты попытки ограничения свободного неконтролируемого информационного поля, а также шел активный поиск эффективного взаимодействия государства и источников информации на основе общего объекта их воздействия - гражданского населения. Ситуация показала справедливость тезиса о том, что информационная политика - это инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей. Субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность, как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах. Как мы подчеркнули, в Китае существует ряд соответствующих постановлений и актов по регулирования деятельности СМИ.

Надо признать, что преобразования в сфере информационной политики КНР находятся на начальном этапе и продолжаются в настоящее время. В практике партийных организаций сложились и развиваются различные методы и формы политического руководства средствами массовой информации. Характерный для современного этапа отход от командно-административных методов, поиск новых средств воздействия на различные сферы жизни, в том числе и на деятельность редакционных коллективов, углубляющаяся демократизация общественной жизни побуждают партийные комитеты менять тактику работы, приближать ее к нуждам журналистов, работающих на переднем крае перестройки.

Права и обязанности журналистов, расширение влияния государства

Пресса как зеркало государственной политики - на примере содержания газеты «Пекинская молодежь» Выбор данного направления для изучения связан с тем, что в настоящее время средства массовой информации приобрели огромное значение. Каждый из нас не раз замечал, что, обсуждая одно и то же событие, разные источники приводят разные факты. Журналист - это творческая личность, и в процессе своей работы он испытывает на себе давление многих факторов. Это может быть авторитет редактора, который хотел бы видеть подачу материала в другом ключе; традиции, которые иной раз, как шоры, закрывают истину от журналиста; групповое влияние, когда действует механизм конформности. Существует точка зрения, что журналистский материал в принципе не может быть объективным.

Учитывая специфику филологии как совокупности наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, укажем, что для анализа содержания газеты важнейшей задачей является учет работы над текстом. Для журналистики текст - это главное. Журналистика определялась в истории, прежде всего, как литературно-публицистическая деятельность в журналах и газетах, а уже во втором, собирательном, значении как периодические издания. Несмотря на то, что современное лексическое значение слова "журналистика" намного шире (это "общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через каналы массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, кино и др."), текст остается первоосновой любого журналистского труда. Таким образом, язык -основное средство журналистики.

В XX веке гуманитарными науками (от лингвистики до социальной антропологии) бьшо накоплено много ценного в отношении оптимизации работы с текстом, как в отношении содержательного анализа действительности в этом тексте, так и учета широкого конкретно-исторического контекста при интерпретации.

Одна из ведущих функций журналистской деятельности, наряду с идеологической - это его культурно-образовательная или культурно-просветительская функция. Журналистика должна четко и ясно трансформировать адресату (читателю, слушателю, зрителю) ценности конкретного исторического периода. В этом заключается ее выше определенная функция, цель которой - обогатить внутренний мир человека. Адресат журналистского труда сам выберет то, что для него значимо и важно, принимаемо и ценно.

Газета, как печатное СМИ, требует от читателя активного включения внимания и интеллекта; она является оптимальной площадкой для организации общественного дискурса с целью достижения согласия по наиболее важным на каждом этапе для развития политической системы і социально-экономическим вопросам. «Пекинская молодежь», выходя с 1993 г. и будучи основана Коммунистическим Союзом Молодежи Китая, является городской газетой. Целевая аудитория газеты - читатели от 18 лет и выше. Ежедневный тираж - 800 000 экз134. Постоянными рубриками этого издания являются: «Новости Китая», «Новости из-за рубежа», «Общество», «Экономические новости», «Культурные новости», «Спорт», «На следующей неделе», «Фотография», «События», «Диалог», «Чтение», «Обзор», «Компьютер», «Здоровье» и др.

Как и всякая китайская газета, «Пекинская молодежь» имеет отдел пропаганды КПК. Этот отдел следит за материалами и имеет полномочия корректировать содержание газеты. Сотрудники должны понимать политику, проводимую партией, и знать основные постулаты теории коммунизма и социализма. Большинство сотрудников являются членами партии. Карьера сотрудников напрямую связана с этим обстоятельством.

Финансовая политика газеты «Пекинская молодежь» является подконтрольной власти. Редакция, как и вся пресса Китая, находилась на балансе государства. И в отношении содержания газета «Пекинская молодежь» находится под правительственным контролем. Власти могут закрыть газету, когда им что-нибудь не понравится, наказать редакторов.

Поскольку газета «Пекинская молодежь» издается под патронажем КПК, она в огромной степени является официальным вестником, но в ней публикуются и материалы по вопросам общественной жизни, которые привлекают молодую аудиторию. Это, безусловно, влияет на формирование мировоззрения у молодежи. Газета старается воспитывать молодых людей в духе патриотизма, укрепления моральных ценностей, верности государственной политике. Таким образом, газета является трибуной для выражения государственной молодежной политики. Пропаганда КПК занимает важное место в этой газете. Как и вся пресса, газета «Пекинская молодежь» обязана придерживаться принципов служения народу, социалистической идеологии, распространять научно-технические и культурные знания в интересах экономического развития и социального прогресса. В центре внимания газеты находятся проблемы образования и воспитания молодежи.

Пресса как зеркало государственной политики - на примере содержания газеты «Пекинская молодежь»

Принято полагать, что в основе близости СМИ и власти в первой половине 90-х годов в КНР стоит их идеологическое родство: в самом деле, четвертая власть не могла бы реализовать свою концепцию реформ, не имея политических союзников, то есть людей, способных осуществить на практике намеченные идеи.

В данный момент в Китае идет активное противодействие государственных структур угрозе их власти со стороны новейших информационных технологий. Все активнее звучат призывы к нормативному урегулированию и необходимости сохранения контроля над информационным потоком. Впервые оказывается, что такие явления, как возможность формального права, с одной стороны, и всеобщее стремление к установлению новых норм, с другой, существуют одновременно, причем одно явления сигнализирует о наличии другого. Однако именно сегодня рынок настолько объемен, а технология настолько вездесуща, что любые попытки создания институтов регулирования, особенно в информационной сфере, похожи на строительство замков из песка: эти сложные произведения могут быть сметены мощным потоком информационных волн. Одновременно существует и цель общества предотвратить моральное разложение и распространение непристойностей через СМИ, защитить порядок и общественную безопасность.

Тенденции развития рыночной экономики вынудили китайские СМИ войти в новую ситуацию. В связи с этим в настоящее время китайская пресса служит двум группам, - это КПК и рыночная политика. Профессор Ли Чинчуан пишет, что китайские СМИ - это шизофреник, который имеет капиталистическое тело, но носит социалистическое лицо167. Китайские СМИ играют посредническую роль между контролем КПК и рыночными отношениями. Пресса ищет важную для нее середину в отношениях с партийными органами и процессом создания коммерческой модели журналистики. И с этим отчасти справляется, радуя лидеров и простых читателей. Китайская пресса изменяется из подконтрольной КПК структуры в партийную публичную корпорацию. Вместо прямолинейного информационного воздействия на народ, СМИ КНР помогают решать социальные конфликты и/или содействуют их легитимности.

В целом мы можем характеризовать китайскую прессу таким образом. Она по-прежнему находится под большим влиянием партийного руководства. Как сказал бывший президент Цзян Цзэминь, "мы настаиваем на принципе - пусть расцветают тысячи цветов. СМИ в КНР имеют свободу, но эта свобода должна подчиняться и служить интересам государства и общества168. Насколько ей это удается, может показать анализ с применением метода анализа содержания информации, находящийся на страницах газет, что мы и продемонстрировали выше. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере деятельности газеты.

Можно охарактеризовать нынешнюю ситуации в анализируемой газете, как относительную свободу прессы в выборе ею способов, методов и масштаба информирования общества о его состоянии и политике КНР. Происходит так называемый процесс дедраматизации проблемы, выведения ее из разряда первостепенных, наиболее значимых, но при этом имеющей определенное место в пространстве публичного дискурса. В этом заметно влияние неформальных практик институтов и их агентов в частности, формирующих государственную политику и управление, о чем в особенности свидетельствовали данные, полученные в результате мониторинга СМИ. В основном газета подает информацию в соответствии с установками; транслируемыми агентами управления партийной прессы.

Китайские власти постоянно ужесточают цензуру против проявлений западной культуры на телевидении и в других средствах массовой информации. Власти требуют от выступающих в СМИ избегать употребления в речи английских слов, а также тайваньского и гонконгского акцентов, и поощряют использование пекинского языка, соответствующего государственному стандарту. И газета «Пекинская молодежь» уделяет большое внимание воспитанию языковой культуры у молодых китайцев. Многим не нравится, что футбольные фанаты постоянно ругаются во время матчей. «Пекинская молодежь» опубликовала большую статью, в которой болельщиков обвиняли в употреблении нецензурной брани, грязных оскорблений. «Уровень футбола в КНР постоянно повышается. Одновременно необходимо повышать и культуру поведения на трибунах»,-отмечал автор газеты.

В целях создания правильного образа жизни редакция опубликовала свой протест «бесстыдникам», порочащим честь нации. Мужчины снимали с себя майки и рубашки летом. В ответ читателей просили присылать в редакцию фотографии обнаженных по пояс знакомых или просто прохожих, затем эти снимки размещались в газете с детальным описанием того, где это сняли, и кто осмелился снять рубашку.

Газета много пишет о различных недостатках и коррупции чиновников, но воздерживается от критики компартии и политической системы в целом. Компартия КНР за последнее время приняла несколько новых документов, устанавливающих ограничения на распространение информации. Так, согласно новым правилам, все критические материалы как печатных, и электронных СМИ, перед публикацией должны согласовываться с местными чиновниками. Прессе указано на необходимость уделять повышенное внимание позитивным сторонам жизни в Китае, в частности, подчеркивается, что во время телевизионных программ, посвященных чиновникам -коррупционерам, необходимо «указывать на то, что случаи коррупции являются единичными, а большинство китайских чиновников придерживается высоких моральных принципов»169.

Обобщая деятельность СМИ в новых условиях,- автор диссертации приходит к выводу, что в последние годы китайская пресса стала богаче по содержанию, в ней появились новые жанры: выступления парламентских корреспондентов, эксклюзивные интервью, портреты политических лидеров, журналистские расследования. Пресса широко отражает проблемы, связанные с безработицей, образованием, коррупцией, разрывом между городом и деревней и т.д. Журналисты ищут способы привлечения внимания читателей к актуальным проблемам, стремятся активно воздействовать на их решение. Наряду с положительными тенденциями, активно влияющими на процесс демократической трансформации общества, в диссертации показаны и негативные явления, тормозящие этот процесс: неэффективность критики прессы и контроля общественного мнения; погоня за сенсацией; «дутые» сведения в положительной пропаганде; нехватка внимания к нуждам народа. Проблемой является несовершенство системы обеспечения права личности на свободу информации. Несмотря на тенденции в развитии демократии, общество не получает информации, адекватной реальным процессам.

В отличие от многих зарубежных медиаиндустрий СМИ Китая являются одной из значимых частей политической системы страны и выполняют важнейшую функцию в процессе построения социализма под руководством Коммунистической партии Китая. То есть специфика китайских СМИ заключается в том, что они стали одним из главных инструментов выстраивания, поддержания и укрепления существующего строя. Но с другой стороны современные реалии таковы, что в любом случае средства массовой информации Китая обязаны следовать правилам рыночной экономики, соответствовать современной философии управления, чтобы держаться на плаву и самим зарабатывать деньги на своё развитие.У Хаотянь. Анализ ситуации китайских СМИ в Китае, Чэньду, 2014. С. 74 Можно сказать, что сформировалась довольно уникальная система китайских средств массовой информации. То есть китайские СМИ с одной стороны развиваются при финансовой поддержке государства, а с другой стороны в условиях экономической конкуренции стараются зарабатывать самостоятельно, в основном тем, что предоставляют площадь печатных изданий, места в эфире для рекламы товаров и услуг. Но экономические условия на сегодняшний день таковы, что полагаться лишь на государственную поддержку, как в прошлом, сейчас уже невозможно. Тем более, что в последние годы наряду с так называемыми традиционными СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио), быстро развиваются интернет и новые СМИ (социальные сети и прочее). Ведь новые современные средства массовой информации более конкурентноспособны, чем прежние СМИ. Кроме того, медиаэкономика развивается всё успешней и успешней, а в результате границы медиаиндустрии, телекоммуникаций, компьютерной индустрии становятся всё более размытыми. Такое расширение границ содействует реструктуризации системы управления. В этом контексте китайская медиаиндустрия вступила в новый этап реструктуризации и развития. За последние годы китайская медиаиндустрия сохранила быстрые темпы роста: по статистике в 2014 году общая стоимость продукции медиаиндустрии Китая составила 6701.2 млрд юаней, что на 15,1 процента больше по сравнению с предыдущим годом. В 2015 она составила 7600.5 млрд юаней, что на 13,4 процента больше по сравнению с предыдущим годом.

Сегодня медиаиндустрия Китая в основном состоит из трех частей. Во-первых, это - традиционные средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы, книги, фильмы и т.д. Во-вторых, это - сетевые СМИ, в том числе видео-сайты, поисковая система, социальные СМИ. В-третьих, это - мобильные средства массовой информации, к ним относятся мобильные приложения на базе интернета, мобильные развлечения, мобильный поиск. В Китае традиционные средства массовой информации занимают место после комитета правительства и медиа-группы. Сетевые СМИ и мобильные средств массовой информации являются важным инструментом в работе операторов связи и операторов мобильных сетей, участвующих в секторе средств массовой информации. Важно отметить следующий момент. В структуре китайских СМИ с появлением новых средств массовой информации произошли большие изменения. В 2014 году (кроме фильмов) традиционные средства массовой информации: газеты, телевидение, журналы, радио, книги и аудиовизуальные промышленности занимали 48,3% от медиаиндустрии на общем рынке, интернет-сервис составил 41,7% от медиаиндустрии в целом. В общем, традиционные и новые медиа тогда примерно составляли равные доли. В 2015 году сложилась аналогичная ситуация. Но затем быстрый рост новых средств массовой информации создал серьезную угрозу существованию традиционных СМИ. Если проводить анализ медиа с количественной точки зрения, то в 2014 году существовало 1912 газет, 9885 журналов, 581 пресс-издательств, 397 аудио и видео выпусков, электронных изданий, 168 радиостанций, 182 телевизионных станций. В общем, количество газет, прочих периодических изданий, книг, аудио, видео отраслей, а также издательств и медиа-фирм почти не изменилось за последнее десятилетие. С одной стороны такой расклад выглядит неплохо, а с другой - этот факт говорит об отсутствии жизнеспособности традиционных СМИ, о том, что они не развиваются, не растут. К тому же конкуренция стала более серьёзной. Так количество интернет-страниц "WWW", что представляет собой новый тип медиа, на сегодняшний день достигло 268 млн сайтов по сравнению с 150.4 млн сайтов, что было в недавнем прошлом, то есть увеличилось почти в два раза. Быстрое развитие новых средств массовой информации, значительный рост интернет- пользователей и пользователей мобильных телефонов привели к тому, что традиционные СМИ уже не могут достичь подобных темпов развития. Ниже приведена таблица, которая ясно показывает процесс развитая китайских СМИ:

Источники данных: Главное управление печати и публикации, SAIC, CNNIC.

Виды газеты

Виды журнала

Издательство

Аудио и видео издательства

Издательства Электронной Публикации

Радио станции

телевизионная станция

Радио и телевидения

Количество киноэкранов

Использователь мобильного телефона(десять тс.)

Фиксированный телефон(десять тс.)

доменное имя(десять тс.)

Использователь интернета(десять тс.)

Использователь интернета через мобильный телефон(десять тс.)

Данная таблица демонстрирует сегодняшнюю ситуацию СМИ КНР.

С 2010 года медиарынок Китая стали успешней и успешней осваивать так называемые социальные медиа. Они стали завоёвывать всё большую популярность у аудитории, у потенциальных пользователей. Что понимается под определением «социальные медиа»? Это социальные сети, интернет-СМИ, предоставляющие людям больше возможностей, чем традиционные СМИ, участвовать в общественном обсуждении тех или иных вопросов, высказывать своё мнение на какое-либо событие. В общем, эти медиа с такими целями и создавались. Понятие «социальные медиа» появилось сравнительно недавно в связи с возникновением ряда новых технологий и интернет-ресурсов (онлайновые социальные сети, видеохостинги и т.д.). Можно выделить два наиболее часто встречающихся подхода к понятию «социальные медиа»: как к технологиям и как к разновидности интеренет-сайтов. На практике технологии тесно переплетены с функционирующими с их помощью виртуальными пространствами. Наиболее популярные сайты, которые обычно относят к категории социальных медиа (Facebook, Twitter, LiveJournal, Wikipedia, YouTube и т.д.), обладают уникальным интерфейсом и работают на основе определённого набора технологий, которые делают этот сайт уникальным средством коммуникации. В рамках данной работы под социальными медиа понимается категория веб-сайтов, предоставляющих возможность публикации, обмена и обсуждения контента широким кругом пользователей. Под «веб-сайтом» понимается место в интернете, которое определяется своим адресом (URL), оно имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Выражение «широкий круг пользователей» указывает на то, что для осуществления вышеназванных видов деятельности от пользователя не требуется наличие специальных знаний и навыков (программирование, профессиональная фото_, видеосъемка, умение писать тексты и т.д.). Тихонова С.В. Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть // «Полис», 2007. № 3. Американский исследователь Шон Картон (Sean Carton) в своём блоге так определил социальные сетевые медиа: слово «социальный» значит коммуникация, то есть люди общаются друг с другом, а медиа -- это техники, которые являются средством передачи информации, то есть техники, которые помогают людям получать информацию и общаться друг с другом. В американской Wikipedia так определено значение социальных медиа: «Социальные сетевые медиа -- это медиа, направленные на распространение информации через социальные взаимодействия, созданные с помощью высоких и доступных технологий. Социальные сетевые медиа используют интернет и веб-технологии для преобразования медиавещательных монологов в социальные диалоги. Они поддерживают демократизацию знаний и информацию, превращая людей из потребителей в производителей контента».

Социальные новости. Здесь особенность заключается в том, что можно новости не только читать, но и комментировать их.

Социальный обмен. Эта форма позволяет пользователю создавать контент, загружать, а также и обмениваться видео или фотографиями с другими людьми.

Социальные закладки. С их помощью пользователи имеют возможность сохранить свои закладки в интернете и использовать их в любом месте или делиться ими с другими людьми.

В настоящее время в Китае существует более чем 50 веб-сайтов, которые предоставляют услуги микроблоггинга. Быстрое развитие социальных медиа является движущей силой изменения формы социальных структур. Среди различных социальных медиа микроблог стал самым популярным, он также является одним из самых активных сетевых приложений. С августа 2009 года компания Сина начала предоставлять услуги микроблога. А ещё до октября 2010 года было объявлено, что количество зарегистрированных пользователей уже достигло 50 миллионов, к концу декабря 2012 года зарегистрированных пользователей Сина микроблогов стало уже более 500 миллионов. Благодаря своим социальным свойствам, Сина микроблог стал важным инструментом для народа для того, чтобы выражать своё мнение. Важно сказать о следующей особенности новых СМИ. Особенность выражается в следующем. Большой объём информации, ранее опубликованной традиционными СМИ, вторично передаётся через платформу микроблога. Поэтому социальные медиа значительно обогатили каналы распространения информации. Большую конкуренцию микроблогам составил появившийся следом за ними мессенджер Wechat. Он обладает свойством мгновенной связи, поэтому не удивительно, что этот мессенджер сделал серьёзный вызов микроблогу. Прежде всего, успех мессенджера Wechat заключается в возможности осуществления бесплатного голосового общения. В то же время он представляет информацию о местоположении, контактах друзей, моде и новостях. Эти возможности также привлекательны для пользователей. В настоящее время этот мессенджер стал наиболее перспективным видом мобильной связи, самой большой информационной платформой. А микроблог также является важной платформой создания и обслуживания определённого бренда. Так большинство компаний используют микроблог, чтобы пропагандировать свои продукты и услуги. Например, в 2011 году микроблогом Сина воспользовались 50 тысячи компаний. Чжань Вэй. Развитие китайских СМИ в 2011 году // Издательство общественной науки, 2012. (микроблоги в Китае 2011 года) В настоящее время микроблог Сина и Wechat являются самыми популярными социальными медиа в Китае, они обладают огромной базой поддержки пользователей. Конкуренция между ними будет продолжаться.

Несмотря на бурное развитие социальных медиа, в последние годы телевизионные средства массовой информации по-прежнему остаются крупнейшим медиа на китайском рынке. В 2012 году доходы радио и телевидения достигли 313,5 млрд юаней. Для того чтобы справиться с потерей молодых зрителей, в последние годы индустрия телевидения постоянно проводит мероприятия по обновлению содержания программ. Так телеканал Чжэцзян ТВ выпустил программу "Китайский хороший голос", которая обеспечила успех телеканала. Интерес у аудитории также вызвали, к примеру, документальный фильм "Китай на кончике языка", программа о браке канала «Цзянсу ТВ» - "Без искренней заинтересованности не беспокойте" и т.д. Большое количество успешных телевизионных программ также способствует развитию телевидения в условиях жёсткой конкуренции с новыми медиа. Сегодня работникам телевидения, чтобы оказаться в выигрыше, необходимо тщательно изучать интересы аудитории, работать над формой подачи информации, программ и следить за откликом телезрителей на ту или иную передачу, чтобы учесть его в дальнейшей своей деятельности и сделать программу ещё успешней и интересней. Кроме обновления содержания телепродукта, сегодня также укрепляется сотрудничество между телевидением и обществом. "Открыто развивать телевидение" - это главная современная цель телеиндустрии. Центральная телевизионная станция ССTV активно развивает сотрудничество с главными веб-сайтами, например, Лэши и Соуху. Платформа ТВ становится более открыта для Интернета и других новых средств массовой информации. Цифровые медиа сейчас также активно развиваются. В 2012 году общее количество пользователей цифровых ТВ составило более 200 миллионов. В целом, телевизионная промышленность Китая постоянно развивается под воздействием новых медиа, но в процессе развития всё ещё существует много проблем. ТВ следует активней участвовать в различных сферах для того, чтобы найди пути и средства для своего дальнейшего развития.

А китайской прессе из-за широкого распространения новых средств массовой информации с трудом удаётся удерживать свои прежние позиции, тем более добиваться новых успехов и достижений. В 2012 году в Китае общая сумма газетной рекламы на рынке составила около 68550 млн, что ниже на 12,6 процентов по сравнению с предшествующим годом. По статистике научно-исследовательских институтов за последние десять лет доходы от китайской газетной рекламы в 2012 году первый раз упали. В этом же году тираж газет в разных регионах Китая сильно снизился. В Южном Китае, Восточном Китае и Северном Китае степень снижения достиг 12.3%-17.5%-16.1%. В слаборазвитых районах пресса испытала ещё большее сокращение аудитории. В настоящее время молодёжи, которая читает газетные печатные издания, становится всё меньше и меньше. Появилась проблема, связанная и с тиражом газет. Согласно статистическим данным Press Association Китая, в 2011 году потребность в газетной бумаге снизилась на 7% по сравнению с прошлым годом. Причём уровень снижения в большом городе меньше, чем в маленьких городах. Причина снижения продаж в основном заключается в том, что новые средства массовой информации также оказывают большое влияние и на газеты. Так с появлением новых медиа читатели стали меньше и меньше покупать печатную прессу. Кроме того, на рынке конкуренция между газетами становится сильнее и сильнее. Для того чтобы справиться с тяжелой экономической ситуацией, почти все крупные газеты создали электронную версию, чтобы через цифровые каналы расширить свою аудиторию и предоставить читателям знакомиться с прежним продуктом с помощью современных технологий.

Интересно то, что журналы, в отличие от газет, показали довольно стабильные темпы развития в 2012 году, доход от рекламы в журналах сохранил свой рост. Такие результаты говорят о том, что журналы предназначены для людей с солидным положением в обществе, хорошими стабильными доходами. И журналы по-прежнему пользуется спросом у своей презентабельной аудитории.

В процессе развития СМИ система контроля со стороны государства играет важную роль. Надзорные функции выполняет правительственное ведомство, административные правоохранительные органы осуществляют профессиональное управление и контроль регулируемых организаций. В Китае медиаиндустрия обладает двойственным свойством, которое выражается в сочетании экономической и культурной составляющих. Экономическое свойство означает, что СМИ в Китае могут зарабатывать деньги. А культурное свойство означает, что содержание средств массовой информации может и должно влиять на мировоззрение людей.

Система СМИ в Китае прошла четыре основных этапа развития. Первый относится к 1958-1978 годам. Этот этап характеризуется главенствованием государственной монополии, когда политический и общественный интерес слились воедино. Второй этап характеризуется зарождением индивидуальных интересов под политическим контролем (1979-1991). Третий этап - это стадия расширения индивидуальных интересов и распада общественного интереса (1992-2002). На четвёртом этапе происходит восстановление баланса между индивидуальными и общественными интересами (2003 - по настоящее время).

Можно утверждать, что информационная деятельность СМИ очень важна и нужна в жизни каждого человека, СМИ влияют и на развитие личности. Ли Лянжун. Введение в журналистику / Лянжун Ли. - Шанхай: Издательство «Фуданский университет», 2009. С. 14 Люди испытывают потребность в информации и знаниях. Немаловажно то, что сейчас сбором и распространением информации занимаются специализированные учреждения. Таким образом, медиаиндустрия стала важнейшим производителем и распространителем знаний, а также становится главным каналом взаимодействия между различными компонентами общества. Ту Чжэнфэн. Надзор и регулирование китайской медиа-индустрии, 2014. C.27 Важно то, что деятельность СМИ по производству и распространению информации оказывает большое влияние на политическую, экономическую, культурно-нравственную и прочие стороны нашей жизни, такое мощное влияние обуславливает сама общественная жизнь.Го Цингуан. Теория и практика коммуникации. Пекин: изд-во Китайского народного университета, 1999. С.160

Надо сказать о том, что в традиционной системе СМИ Китая государственные ведомства отвечают за макро-управление медиа, то есть государство играет роль и составителя закона о СМИ, и надзирателя исполнения этого закона. Кроме того, данные учреждения также отвечают за надзор за осуществлением закона медиаорганизаций. Такая ситуация приводит к сочетанию политической функции и функции регулирования. Впрочем, такое положение дел весьма затрудняет координацию работы по надзору и управлению. Поэтому восстановление системы регулирования в этом вопросе имеет решающее значение для развития медиаиндустрии Китая. Получается, что с одной стороны нужно укрепить законы о СМИ, а с другой стороны надо правильно определить место правительства для развития медиаиндустрии.Би Юй. Обсуждение десяти тенденций в развитии китайской медиаиндустрии // Перестройка экономической системы, 2005, №1.

Расскажем о том, что в Китае правительство выполняет две функции в процессе развития СМИ. Одну функцию правительство выполняет как орган политического управления и предоставляет разные общественные услуги для СМИ. А другую функцию выполняет так называемое экономическое правительство, играющее роль управления национальными активами.Чжан Чжи. СМК на современном этапе, 2004, №2. С. 76

Теперь перейдём к характеристике традиционных регулирующих органов СМИ. Ими являются: Отдел пропаганды ЦК КПК, Главное управление радио, кино и телевидения и Главное государственное управление КНР по делам печати и издательств. Кроме того, в системе управления СМИ существуют определённые органы, которые выполняют различные функции. Так с 1998 года Главное управление радио, кино, и телевидения начало отвечать за развитие национального местного радио и телевидения. По законопроекту, ратифицированному государственным советом КНР, Главное управление радио, кино и телевидения взяло на себя ответственность за развитие национального радио, телевидения, рекламы и телевизионной карьеры. Теперь узнаем из каких отделов состоит Главное управление. В него входят: законодательный отдел; кабинет главного редактора; государственное агентство по вопросам кино; отдел социального управления; отдел образования; отдел финансового управления; отдел науки и техники; отдел иностранных дел; отдел охраны; партийные органы.

Какие же функции выполняют партийные органы? Итак, им присущи следующие обязанности:

Исследовать и формировать политику СМИ, контролировать общественное мнение, направлять создание программы радио и телевидения, координировать темы, руководить и планировать систему управления радио и телевидения.

Составлять нормативные акты о СМИ, разрабатывать правила управления СМИ, а также планы развития, контролировать радио, телевизионные, спутниковые программы.

Управлять развитием информационных технологий радио и телевидения. Проводить разработку технической политики и стандартов.

В соответствии с государственными законами и правилами обеспечивать передачу радио телевизионного вещания. Назначать частоту передачи и участвовать в разработке генерального плана национальной информационной сети.

Руководить центральной народной радиостанцией КНР, Международным радио Китая и центральной телевизионной станцией CCTV. Координировать информацию, передаваемую ими.

Разрабатывать проекты о сотрудничестве с другими странами в сфере СМИ.

Выполнять другие поручения Центрального комитета партии и государственного совета.

В настоящее время в Китае не разработаны специальные законы о радио и телевидении, но закон уголовного права, закон об авторском праве, закон о хранении государственных секретов, закон о рекламе и закон о защите прав потребителей включают в себя положения о радио и телевидении. Административная деятельность радио и телевидения опирается на основные административные правила, местные правила и ведомственные правила. Административные правила, одобренные Государственным советом о радио и телевидении, включают в себя следующие пункты:

Административные меры спутниковых наземных приёмных средств для приёма телевизионных программ, передаваемых с помощью иностранных спутников.

Административные меры о кабельном телевидении.

Правила о создании наземного объекта приёма спутникового телевидения.

Правила управления радио и телевидения.

Правила о защите оборудования средств вещания.

В разных провинциях, например, в провинции Шанси, Цзянсу и Синьцзян ещё созданы региональные правила для СМИ. Так СМИ являются важной силой на пропагандистском фронте Китая, поэтому пропагандистская функция стала важным элементом радио и телевизионного менеджмента.

И ещё несколько слов скажем об особенностях пропагандистской функции китайских СМИ. Так в различные годы Центральный комитет Центральной партии Китая создавал разные правила, касающиеся пропаганды. Например, в 1948 году были созданы правила об обращении за указаниями и представлении сообщения в работе пропаганды. В 1954 году вышла резолюция по улучшению работы в газетах. В 1981 году появилось решение о политике продвижения пропаганды текущих газет. В 1989 году вышли правила об усилении гласности и идеологической работы. В 1997 году - некоторые правила о запрещении платной новости. В 2002 году - правила о наказании сотрудников радио и телевидения в положении нарушения правил.

Чтобы гарантировать нормативное развитие СМИ, государством также используются разные административные меры. И эти меры играют важную роль в системе развития СМИ. Административные меры такого руководства включают в себя следующие позиции:

Разработку политики, планов и стандартов в СМИ, в том числе и политики программы.

Административную лицензию. Так открытие радиостанций, телеканалов, монтаж спутниковых приёмных сооружений и иных актов должны осуществляться после рассмотрения и утверждения соответствующих органов.

Осуществление ежегодного контроля деятельности радио и телевизионных станций.

Административные штрафы. То есть, создана система наказания нарушителей законов и нормативных актов путём предупреждений, штрафов, конфискаций незаконных доходов и незаконного имущества. Один из способов наказания - прекращение вещания и отзыв лицензии.

Меры по контролю содержания СМИ стали важным способом для укрепления позиций средств массовой информации на медиарынке.

Chinese media

The report observes Chinese media there is information about the hamper of major news agencies in china and then characteristics. Administrative tasks of Chinese media committee are also presented.

Несмотря на рыночные реформы, все СМИ по-прежнему являются государственной и партийной собственностью, в эту сферу запрещено привлекать иностранные инвестиции, на всех уровнях жестко контролируется политическая направленность сообщений печатных и электронных СМИ.

Проект закона о печати с середины 80-х гг. находится на рассмотрении парламента.

Формируется нормативно-правовая база деятельности СМИ. Принят ряд положений, которые впервые в истории КНР регулируют исполнение конституционного права граждан на свободу печати. Реализация данного права оговаривается запретом на публикацию материалов, наносящих ущерб «единству, территориальной целостности и суверенитету КНР». Имеются статьи идеологического характера, пресекающие публикацию материалов, идущих вразрез с «базовыми принципами конституции КНР»

Рыночная действительность, внешнеэкономические интересы, в т.ч. необходимость принятия соответствующих мер и в этой сфере при вступлении КНР в ВТО, вносят коррективы в жесткие идеологические схемы. В стране резко увеличилось число коммерческих изданий - вечерних, утренних, молодежных и рекламных газет, практически вобравших в себя ранее запрещенные политические и общественно-бытовые рубрики. В прошлом стандартная для всех СМИ политическая информация стала дополняться подробностями из жизни зарубежной и местной политической элиты, напрямую затрагиваются острые внутриполитической темы, в т.ч. проблемы безработицы, образования, коррупции. Пресса и телевидение стали более адресными, отвечающими политическим и культурным запросам разнообразных групп населения. Так, ЦТВ ежедневно работает на 10 телеканалах, конкурирующие с ним Пекинское и Шанхайское - на 6 и 5.

На сегодняшний день в Китае выпускается 2160 газет, 7916 журналов, на центральном и провинциальном уровне имеется 294 радио- и 560 телестанций (всего - 950 телеканалов, из них 35 ретранслируются через спутники на всю территорию КНР и зарубежные страны); работают два телеграфных агентства: «Синьхуа» (информация по экономике, внешней и внутренней политике) и «Чжунго Синьвэньдэ» (внешнеполитическая пропаганда). В информационной сфере занято 550 тыс. чел. В стране уже 8 млн. пользователей Интернет (ежегодный прирост на 30-40 %). Идет процесс реформирования управления

СМИ, за последние три года создано 15 газетно-журнальных концернов и 75 образовательных телецентров.

Важнейшими «стратегическими задачами» руководство Государственного комитета печати КНР считает: проведение дальнейших структурных реформ в отрасли - выведение основных СМИ из подчинения правительственным ведомствам, усиление борьбы с нелегальной издательской деятельностью, в т.ч. и с пиратскими печатными и электронными изданиями (компакт-диски), подконтрольную «интернетизацию» китайского общества, создание новых влиятельных СМИ, «соответствующих мировому престижу КНР и способных успешно конкурировать на внешнем рынке».

Примечания 1.

Ли Динсинь Михайлов С. А. У Ли Чжан Хэфэн Чиу Джуэй-Хуэй. Журналистика Китая. М., 2006. - 244 с. 2.

Национальные модели информационного общества / Отв. ред. и сост. Е. Л. Вартанова, науч. ред. Н. В. Ткачева. - М.: Изд-во ИКАР, 2004. - 142 с. 3.

Общие и специфические свойства интернет-СМИ // Лукина М. М., Фомичева И. Д., СМИ в пространстве Интернета.- Серия «Интернет-журналистика», выпуск 1. - М.: 2005. - 47 с. Раздел III Вопросы философии, отечественной истории и культуры в литературе и журналистике Дальнего Востока

О. А. Сысоева

Дальневосточный государственный гуманитарный университет,

УДК 327 (510)

Котельников Алексей Анатольевич Alexey Kotelnikov

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ КНР НА ПРИМЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FEATURES OF FUNCTIONING OF ELECTRONIC MEDIA OF PRC ON THE EXAMPLE OF THEIR ACTIVITIES’ REGULATION

Рассматриваются особенности функционирования электронных СМИ КНР на примере регулирования их деятельности, анализируется нормативно-правовая база СМИ, методы регулирования и требования, предъявляемые к содержанию и качеству публикуемой информации

Елючевые слова: средства массовой информации, Китай, Интернет, нормативно-правовая база СМИ, методы регулирования СМИ

The article discusses the features of electronic media functioning on the example of China’s regulatory environment, analyzes the legal base of the media, management practices and the requirements to content and quality of published information

Key words: media, China, Internet, legalbase of media, media management practices

Компьютеризация и глобализация являются основными направлениями развития современного общества. Стремительный прогресс в сфере новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, массовое использование их достижений в общественной жизни, включая сферу коммуникации, привели к изменению традиционных средств массовой информации и способствовали возникновению нового, ранее не существовавшего канала распространения информации - сети Интернет. Интернет обладает рядом специфических технологических, коммуникационных и информационных особенностей, что вызвало появление принципиально новых СМИ, соединяющих в себе различные виды традиционных и электронных СМИ, предоставляющих пользователям интерактивно и индивидуально использовать каналы средств массовой информации и другие оригинальные услуги. Далее в статье будет использоваться термин «электронные СМИ».

Для деятельности средств массовой информации система регулирования деятельности СМИ имеет основополагающее значение, т.к. создает «правила игры» в данной области.

В соответствии с действующим российским законодательством, под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Отсюда следует, что Интернет, обладая рядом характеристик, присущих СМИ, в целом не является средством массовой информации. В настоящее время не существует законодательного акта, обязывающего владельцев сетевых СМИ регистрировать их. Однако часть электронных СМИ проходят процедуру регистрации в добровольном порядке.

В Китайской Народной Республике Интернет относится к средствам массовой информации. Как и в ряде стран, в КИР на самом раннем этапе развития Интерне-

та и электронных СМИ создана нормативно-правовая база для регулирования их деятельности.

В отличие от Российской Федерации, в Китае нет закона прямого действия, регулирующего деятельность СМИ. В настоящее время в стране существует ряд законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность каждого конкретного вида СМИ. Сложилась следующая иерархия нормативно-правовых актов: Конституция КИР, базовые законы, административные законоположения, местные законоположения, законоположения особых административных районов Сянган, Аомэнь и провинции Тайвань, отраслевые установления, международные договоры

В последние годы в «Закон Китайской Народной Республики об авторском праве» были внесены поправки, а также обнародованы и стали действовать такие нормативные акты, как «Положение о защите программного обеспечения компьютеров», «Положение об осуществлении Закона об авторском праве», «Порядок применения административных наказаний за нарушение авторского права», «Положение об управлении коллективными владельцами авторского права» и др.

В Китае вопросам контроля за содер-

жанием контента в Сети уделялось большое внимание с началом развития в стране Интернет. 1 февраля 1996 г. Государственный совет опубликовал «Временный порядок управления международной объединенной сетью компьютерных информационных сетей в КНР. 20 мая 1997 г. в данный Временный порядок были внесены изменения в ст. 13, регламентирующую требования к контенту в Сети. В 2000 г. в связи с повышенным вниманием китайского государства к стремительному развитию электронных СМИ в стране появились первые законодательные акты, непосредственно регулирующие деятельность электронных СМИ, - «Порядок осуществления информационных услуг в Интернете», «Временный порядок публикации новостей на Интернет-сайтах» и «Порядок оказания услуг электронных объявлений в Интернете». Три указанных законодательных акта регулируют деятельность электронных СМИ в области регистрации, опубликования новостей и предоставления услуг электронных объявлений.

В ст. 15 «Порядок осуществления информационных услуг в Интернете» определена информация, которую поставщикам электронных услуг запрещено производить, копировать, публиковать и распространять:

1) высказывания против основных принципов, устанавливаемых Конституцией КИР;

2) нарушение государственной безопасности, разглашение государственной тайны, подрыв государственной власти, разрушение единства государства;

3) нанесение ущерба репутации и интересам государства;

4) разжигание религиозной вражды и национальной дискриминации, нарушение единства нации;

5) нарушение религиозной политики государства, пропаганда ереси и феодальных суеверий;

6) распространение слухов, нарушение социального порядка, расшатывание социальной стабильности;

7) пропаганда непристойности, пор-

нографии, азартных игр, насилия, убийств, угроз, подстрекательство других лиц к совершению преступлений;

8) оскорбление или клевета, нарушение интересов других лиц;

9) другая информация, запрещенная законодательными или административными актами .

Статьей 17 данного Порядка установлено, что когда поставщик информационного продукта «подает заявление о выходе на биржу или о сотрудничестве с иностранными предпринимателями, он должен сначала получить согласие управляющего органа информационной индустрии Государственного совета; причем доля иностранного капитала должна соответствовать правилам соответствующих законов и административных положений.

«Временный порядок публикации новостей на Интернет-сайтах» регулирует информационное содержание, предоставляемое Интернет-сайтами. Статья 2 Порядка дает определение понятия «публикация новостей»: это возможность «посредством Интернета опубликовывать и перепечатывать новости». Статьей 5 данного документа установлено, что только «Интернет-сайты, законно создаваемые новостными СМИ центрального уровня или органами исполнительной власти центрального уровня, новостными СМИ провинций, автономных районов имеют право публиковать новости после получения соответствующего разрешения. Остальным новостным СМИ запрещено создавать собственные новостные сайты». Они имеют право создавать только свою страницу на тех новостных сайтах, которые уже получили разрешение на создание собственных сайтов.

В отношении сайтов, не созданных новостными СМИ, но публикующих новости, Порядок устанавливает требования, предъявляемые к их учредителям (ст. 9) и источникам информации: Комплексные СМИ, публикующие новости, учрежденные неновостными СМИ, в соответствии с законодательством после получения разрешения могут заниматься опубликованием новостей (ст. 7). Разрешение касается только ново-

стей, купленных комплексными сайтами у новостных СМИ, причем сами новостные СМИ, в свою очередь, должны соответствовать определенным требованиям.

Статья 14 определяет условия работы с зарубежными источниками информации: «Новости, публикуемые со ссылками и на новостные Интернет-сайты, расположенные за рубежом, а также зарегистрированные за рубежом новостные СМИ и сайты, должны быть одобрены Пресс-канцелярией ГосударствеиногосоветаКИР» .

Таким образом, практически единственным источником новостей китайских электронных СМИ являются новостные СМИ, главным образом, традиционные, получившие разрешение на создание своих сайтов. Китайские неновостные СМИ не имеют права брать интервью или делать репортажи. У таких СМИ есть право только редактировать приобретенные материалы, не нанося ущерба оригинальному содержанию.

«Порядок оказания услуг электронных объявлений в Интернете» предписывает хозяйствующим субъектам, оказывающим информационные услуги посредством Интернета, в случае предоставления услуг по размещению электронных объявлений, при регистрации лицензии подать специальное заявление. Порядком регламентируются условия и ограничения в части содержания электронных объявлений. Статья 10 Порядка устанавливает, что «хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по размещению электронных объявлений, должны в установленном месте опубликовать номер лицензии или регистрационный номер, правила предоставления услуг по размещению электронных объявлений и информацию о юридической ответственности пользователей.

Статьей 14 Порядка хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по размещению электронных документов, предписывается хранить в течение 60 дней содержание электронного объявления, время опубликования, интернет-адрес или доменное имя. Данная информация должна предоставляться соответствующим государственным органам по их запросу .

В последующем юридическая база регулирования деятельности китайских электронных СМИ дополнилась рядом нормативно-правовых актов, развивающих и конкретизирующих положения, рассмотренные в названных документах.

Кроме правового регулирования, в Китае существует административный контроль за деятельностью электронных СМИ. До принятия соответствующих законодательных актов административные документы были практически единственным средством регулирования процесса функционирования электронных СМИ.

В октябре 1999 г. Государственное управление по делам радиовещания, кинематографии и телевидения КИР обратило внимание на факты несанкционированного распространения китайскими коммерческими интернет-сайтами информации, полученной из зарубежных СМИ и СМИ Особого административного района Сянган. В качестве меры реагирования было разработано и опубликовано «Извещение об укреплении управления программами радиовещания, кино и телевидения, передающими общественности посредством информационных сетей», в котором указывалось, что на территории КИР для распространения программ кино и телевидения различными информационными сетями (включая Интернет) необходимо сделать заявление Государственному управлению по делам радиовещания, кинематографии и телевидения КИР. Натерритории КИР информационным сетям запрещалось использовать названия «сетевая радиостанция», «сетевой центр», «сетевое телевидение» и т.д. Названные мероприятия заложили основу для разработки последующих законов .

С мая 1997 г. Пресс-канцелярия Госсовета КНР стала отвечать за деятельность электронных СМИ. В апреле 2000 г. в структуре Пресс-канцелярии появилось т.н. Пятое управление, которое в китайских СМИ также именуется как «Сетевое управление», ответственное за координацию работы электронных СМИ, за планирование и строительство новостных интернет-сайтов, за работу по организации сотрудни-

чества международных новостных обменов в сети Интернет.

Кроме законодательных и административных методов регулирования деятельности электронных СМИ, в КНР существуют специальные документы, касающиеся вопросов размещения информации в Интернете, издаваемые Коммунистической партией Китая, а также установочные статьи, публикуемые, как правило, на страницах газеты «Жэньминь Жибао». Кроме того, выступления руководителей КНР по данной проблематике также играют важную роль в регулировании деятельности электронных СМИ.

Таким образом, к особенностям функционирования электронных СМИ в КНР в части регулирования их деятельности относятся:

1) постоянно обновляющаяся нормативно-правовая база;

2) решающая роль государственного и партийного контроля за деятельностью СМИ;

3) единые методы регулирования деятельности средств массовой информации как в отношении традиционных СМИ, так и в отношении электронных СМИ, связанные с регламентацией требований к содержанию и качеству информации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Комплексный анализ основных характеристик Интернета как средства массовой информации. Структура, типы, цели интернет-журналистики и блогов, выявление их особенностей, сходств и различий. Роль и значение интернет-журналистики в системе новых медиа.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Особенности и задачи Интернет-журналистики. Роль средств массовой информации и коммуникации в развитии интернета. Виды интернет-публикаций. Законодательная база и WEB–журналистика. Лексические особенности интернет-пространства. Типичная структура сайта.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Исследование особенностей развития средств массовой информации в сети Интернет, который является многофункциональным средством передачи информации и предлагает большое число различных форм общения. Аудитория отечественных интернет-СМИ. Роль журналиста.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Интернет как средство массовой информации (СМИ). Интернет-СМИ как часть медиасистемы. Место и роль интернет-журналистики в системе российских СМИ. Типология интернет-ресурсов. Действующие сетевые источники новостной информации региона и их аудитория.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Зависимость основных свойств интернет-журналистики от технических особенностей интернета. Развитие авторских интернет проектов в России. Gazeta.ru. Кризис авторских проектов. Веб-обозрения. ПаравозовNews. История развития российского интернет сообщества.

Что еще почитать