Отмена внутренных таможенных пошлин в россии. Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ Кто отменил внутренние таможни

Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике.

Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества.

В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов. Существование внутренних таможен препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись.

Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли.

Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру.

Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества. Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.

Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства.

Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество.

Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства.

Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело».

Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».

Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества.

Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.

Тебиева Юлия Руслановна

Аспирантка СПбГЭУ, Россия, город Санкт-Петербург

E-mail:[email protected]

Научный руководитель: Иванов Кирилл Евгеньевич

Д.и.н. Профессор. Кафедра международных отношений, истории и политологии

Россия, город Санкт-Петербург


В настоящее время становится все более актуальным исследование внутренней экономической политики елизаветинского времени.

В этой связи безусловный научный интерес представляет исследование программы экономических преобразований П.И.Шувалова, сыгравшего исключительную роль в определении внутренней политики абсолютизма 50-х гг. ХУШ в., в частности, экономической реформы, следствием которой явилась отмена внутренних таможенных пошлин. Необходимость разработки темы также обусловлена отсутствием специальных исследований по данному вопросу.

Попытки унификации сборов пошлин предпринимались еще с начала XVI в., о чем свидетельствует грамота таможенникам г. Димитрова от 1521 г. На протяжении XVII в. было принято несколько указов, касающихся порядка сбора таможенных пошлин, но к середине XVIII в. складывается следующая ситуация, описываемая П. И. Шуваловым в докладе Сенату от 7 сентября 1752 г.: крестьянин, едущий в Москву «со всякими съестными и прочими припасами своего домашнего приготовления» при условии, что товаров больше чем на 2 гривны, тратил много времени на досмотр. Также Шувалов отмечает злоупотребления целовальников, главным образом, взяточничество . В качестве примера приводится путешествие крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры в Москву для продажи воза дров. На своем пути крестьянину необходимо преодолеть 4 или 5 мостов, причем, даже если он пересекает реку вброд, все равно обязан оплатить проезд. Таким образом, из 15 или 20 копеек заработка, оплатив все пошлины, оставалась едва ли половина .

Сбор таможенных пошлин неизменно сопровождался большими злодеяниями на всех уровнях. Следующим образом местные жители описывают переезд через границы: «Мы ездим по всем таможням, договариваемся, на чем оне нас пропустят, которые меньше с нас возьмут пошлины и что им на удел, также и нам какая часть останется, то ежели где сходнее, тут мы и проезжаем» .

Еще одной причиной проведения экономической реформы являлась необходимость пополнения казны. Шувалов в своем докладе предлагает пополнять казну за счет тех, «которые больше в состояние оной заплатить, нежели положенные оклады» .

Петр Иванович Шувалов предлагает перенести внутренние таможенные сборы на портовые и приграничные, а именно Санктпетербургскую, Архангелогородскую, Кольскую, Брянскую, Курскую, Смоленскую, Торопецкую, Псковскую, Павловскую, Белогородскую, Темерниковскую.

Государственные монополии, от которых в свое время Петр I отказался, как от средства финансового дохода, вновь возвращаются в царствование Елизаветы Петровны . Часто это являлось причиной недовольство купечества и, за исключением соли и вина такая торговля приносила небольшую прибыль. Многие исследователи полагают, что разработкой этого законопроекта граф Петр Иванович Шувалов занимался, в первую очередь, из собственной выгоды. Известно, что в руках Шуваловых было сосредоточенно большое количество откупов, помимо этого П. И. Шувалов занимался торговой и промышленной деятельностью.

Таким образом, главными причинами отмены внутренних таможенных сборов являются:

1) взяточничество, различные злоупотребления

2) недовольство крестьян, вызванное непомерными поборами

3) возрождение государственных монополий

4) личная выгода графа Петра Ивановича Шувалова

Литература:

1. Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011.

2. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909.

3. Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913.

4. Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. - №10164.

_____________________________________________________________________

Андриайнен С. В. Империя проектов: государственная деятельность П. И. Шувалова. СПб., 2011. С. 125

Кизеветтер А. А. К истории внутренних таможен в России. Казань, 1913. С. 52.

Полный Свод Законов Российской Империи. – Т. 13. - №10164.

Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. Пер с нем. А. В. Брауде / под ред. Ю. Д. Филипова. СПб., 1909. – С. 116.

Первый исторический опыт внедрения такого фискального проекта, как ликвидация внутренних таможен, в Российском государстве состоялся в XVIII веке и был связан с необходимостью осуществления комплексной реформы.

Краткий исторический очерк

Данный шаг способствовал формированию целостного экономического пространства в стране, требующей укрепления внутреннего финансового положения и четких юридических границ.

На рассматриваемом этапе фискальная система Российского государства находилась на стадии разработки и состояла из таких элементов, как:

  • таможенные пункты отдельных административных образований (губерний и провинций);
  • городские таможни;
  • фискальные учреждения особого подчинения;
  • портовые пункты;
  • пограничные пошлинные пункты.

Естественно, что такая структура была слишком громоздкой и неэффективной. Кроме того, интенсивное взыскание внутренних пошлин усложняло процесс централизации Российской империи.

Реформа таможенной системы: актуальные аспекты

Согласно новой концепции фискального контроля, вес таможенных сборов и пошлин был равномерно распределен по внешним пределам государства, таким образом, упрощая механизмы внутренней коммуникации, и способствуя развитию российской торговли и производства.

Иногородние купцы освобождались от необходимости уплачивать внутренние сборы, что существенно укрепляло конъюнктуру страны в целом.

Итогом реформирования стало принятие Таможенного устава (1775 год), согласно которому фактически проводилось упразднение системы морально устаревших внутренних таможен и пошлин.

Процедура расформирования внутренних таможен была прописана довольно детально – делопроизводство данных учреждений передавалось провинциальным и губернским канцеляриям, с сохранением кадрового состава служащих.

Стоит отметить, что последствия рассматриваемой реформы проявились достаточно быстро. Казна Российской империи получила весомую прибыль, а внутренняя торговля и производство ощутили значительную динамику количественного и качественного развития.

Кроме того, не стоит упускать из виду существенное возрастание доходов от внешних пошлин, которые были юридически упорядочены и урегулированы.

На 1762 год эта цифра достигала около 2 миллионов рублей, тогда как внутренние сборы даже в лучшие годы приносили прибыль, не превышающую 700-900 тысяч рублей.

Формирование экономического пространства новой эпохи - ЕврАзЭС

Ликвидация внутренних экономических границ вполне оправдала себя в условиях исторического развития России XVIII века.

Но как оказалось, данный механизм вполне эффективен и в условиях ХХI столетия, когда экономическое пространство Российской Федерации переживает новую эпоху трансформации и глобализации, связанную с созданием Евразийского экономического сообщества (Таможенного союза).

Важно: началом существование данного внешнеэкономического образования стал 2009 год, когда был принят пакет нормативной документации, регулирующей цели и задачи создания ЕврАзЭС, принципы его функционирования, перспективы дальнейшего расширения таможенных границ и другие вопросы.

Членами сообщества стали:

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Киргизская Республика.

Кроме того, действие всех нормативных постановлений, регулирующих функционирование ТС относительно границ и пошлин, распространяется также на все объекты международного административного права, на управление которыми у стран‒членов сообщества имеется исключительная юрисдикция.

Это могут быть любые объекты, находящиеся за пределами обозначенных государств.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность и обозначающим пределы фискальных границ Таможенного Союза, является Таможенный кодекс, предусматривающий создание единого таможенного пространства в рамках, оговоренных международными договоренностями странами-членами союза.

На 2009 год был принят базовый проект кодекса. Впоследствии данный документ подвергался нескольким редакциям. На 2016 год предполагается внедрение нескольких юридических нововведений, направленных на углубление и оптимизацию условий экономического партнерства.

Закономерно, что одним из основоположных вопросов при создании единого таможенного пространства, оставался аспект функционирования таможен внутреннего порядка: в каком именно формате они должны были продолжать свое существование, если, вообще, это оставалось возможным?

Вопрос внутренних экономических пределов: нормативное регулирование

Если говорить о юридическом определении экономических границ в пределах ЕврАзЭС, то статья 2 Таможенного кодекса четко оговаривает наличие единой таможенной территории и таможенной границы.

Важно: на практике единая фискальная территория означает упразднение внутренних пошлин и формирование качественно нового экономического пространства на основах взаимовыгодного сотрудничества стран ‒членов сообщества.

Естественно, фискальная система государств, которые вошли в таможенный союз, не была готова к таким радикальным преобразованиям.

На 2011 год процесс переноса внешних экономических границ только начинался, и многих беспокоила процедура упразднения системы внутренних таможен.

На этом этапе многие вопросы оставались открытыми, и, поскольку не все нормы Таможенного кодекса таможенного союза были надлежащим образом проработаны, регулирование внутренних пошлин было прерогативой таможенного законодательства стран‒членов Союза.

К примеру, значительной проблемой оставался вопрос практической реализации процесса, предполагающего устранение внутренней таможни как фискальной институции.

Уже на 2011 год в Российской Федерации было ликвидировано значительное количество таможенных пунктов, и процесс этот развивался по нарастающей. Соответственные тенденции наметились и в других странах сообщества.

На 2016 год процесс трансформации процедуры таможенных сборов в ЕврАзЭС практически завершен. Сбор пошлин в рамках сообщества ведется только в отдельных, регламентированных международными договоренностями отраслях, и не исключено, что в дальнейшем эти условия будут пересматриваться.

В эпоху Петра I Россией был сделан громадный скачок на пути промышленного развития. К 1750 г. действовало уже около ста металлургических заводов, а выплавка чугуна достигала приблизительно 2 млн. пудов. Основными владельцами заводов были по-прежнему Демидовы, которым принадлежало до 60% выплавки чугуна. На Урале они построили 9 новых заводов. Кроме них в металлургии также действовали Строгановы, Баташевы, Масловы, появились фамилии и новых предпринимателей - Осокины, Гончаровы. В середине XVIII в по выплавке чугуна Россия вышла на первое место в мире.

Несмотря на хищения возглавлявшего отечественную металлургию Шемберга, увеличивала свою продукцию и казенная медеплавильная промышленность. Стремительно развивались частные медные заводы (Твердышев, Мясников). До 1750 г. продукция медных заводов выросла втрое.

Серьезное развитие получила текстильная промышленность. А с 1725 по 1750 гг. возникло 62 новые текстильные мануфактуры (шелковые, полотняные, суконные). Правда, в суконной промышленности, наиболее привилегированной, были постоянные перебои. Продукция этих мануфактур вся шла на поставки в казну. Однако условия закупок были невыгодными и суконные мануфактуры хирели. Резкий контраст составляли шелковые заведения, работавшие на вольную продажу. Число их неуклонно возрастало. Основным центром шелковой промышленности были Москва и Подмосковье.

Развивалась и парусно-полотняная промышленность Русская парусина пользовалась большим и неизменным спросом в Англии и других морских державах. Новые предприятия этой отрасли возникали в таких городах, как Ярославль, Вологда, Калуга, Боровск. Крупным центром полотняного производства стал Серпухов. В этой отрасли промышленности процветали купцы-предприниматели Затрапезный, Тамес, Щепочкин и др. К 1750 г. уже действовало 38 паруснополотняных мануфактур.

Получает развитие производство бумаги, кожевенное, стекольное, химическое и т п. К середине XVIII в в России действовало 15 бумагоделательных, 10 стекольных, 9 химических мануфактур и др.

Производственные отношения послепетровского развития характеризуются усилением подневольных форм труда. Промышленность испытывала жесточайший голод на рабочие руки. В эпоху петровских преобразований, как уже говорилось, даже на металлургических заводах Урала наемный труд был нередким явлением, но чем дальше, тем труднее было вести дела с помощью найма. Уже в 1721 г выходит указ, разрешающий мануфактуристам-купцам покупать к фабрикам и заводам крепостных крестьян, а в 1736 г. заводские наемные становятся крепостными ("вечноотданными"). В 30-50-е годы промышленники широко пользуются правом покупки крестьян к мануфактурам, расширяя сферу принудительного труда в промышленности.

Эксплуатация на таких мануфактурах была чудовищная, хотя посессионные крестьяне не отдавались в рекруты и имели право подачи челобитной в Берг- и Мануфактур-коллегии, коим и были подсудны. В 1752 г правительство пыталось регулировать меру эксплуатации на "посессиях", устанавливая число непосредственно работающих на фабрике не более 1/4 всех посессионных крестьян данной фабрики (для полотняных) или не более 1/3 (для шелковых).

Таким образом, сфера крепостного труда резко расширилась. "Посессии" были распространены главным образом в текстильной (полотняной и суконной) промышленности.

Дворянское государство в XVIII в резко расширяет и практику приписки государственных крестьян к фабрикам и заводам.

Приписные крестьяне работали главным образом на уральских металлургических заводах (по 100-150 дворов на доменную печь, по 30 дворов на молоте и по 50 дворов на медеплавильной печи). Работы их были вспомогательными, а шкала оценки работ в 2-3 раза ниже расценок для наемных рабочих.

Наконец, еще одна сфера применения принудительного труда - помещичьи вотчинные предприятия. В России существовала государственная винная монополия и поставка вина казне являлась делом очень доходным. Это скоро поняли владельцы таких имений, которые были расположены в плодородных, но отдаленных от рынков сбыта районах юг Тамбовской губернии. Воронежская, Курская, Пензенская губернии, Слободская Украина и т д. Здесь очень быстро возникают крупные винокуренные заводы с применением труда своих же крепостных.

Другая отрасль промышленности, где проявилось дворянское предпринимательство, - суконная и отчасти парусно-полотняная промышленность. Организованная на основекрепостного труда, дворянская суконная промышленность получила распространение в основном в южных районах страны Воронежская, Курская, частично Тамбовская губернии и др. Здесь были, как правило, мелкие предприятия на 2-3 десятка станов. Но были и крупные. К концу 60-х годов общее число суконных мануфактур в стране достигает 73 единиц.

Все названные нами разновидности крепостного подневольного труда в промышленности иллюстрируют одну из своеобразнейших черт российской экономики XVIII столетия. Заимствование капиталистической технологии, по сути, привело к созданию в промышленности особых форм труда, почти ничем не отличимых от рабства. Во второй половине XVIII в резкое усиление в стране крепостничества было продиктовано в немалой степени необходимостью поддерживать эти очаги "рабства".

Наличие в России XVIII в широкого распространения в промышленности крепостных форм труда вовсе не означало отсутствие эволюции капиталистических отношений. Основным руслом развития капиталистических отношений была уже знакомая нам сфера крестьянских промыслов.

В условиях крайнего ограничения свободы передвижения населения внутри страны, резкой изоляции городского населения от сельского, фактического отсутствия притока сельского населения в города городское население в России увеличивалось крайне медленными темпами (а в 40-50-х годах даже уменьшилось). В целом же оно составляло не более 4% населения страны Город, с точки зрения экономической, был довольно слабым, и его промышленность далеко не отвечала потребностям развивающегося народного хозяйства.

Одной из ярчайших особенностей экономического развития России являлось появление промышленных центров не столько в городе, сколько в селе. Так, с конца XVII - начала XVIII столетия появились десятки торгово-промышленных поселений, где население сосредоточивало свое внимание не на земледелии, а на "промыслах". Это - владимирские села Дунилово, Кохма, Палех, Мстера, Холуй, нижегородские села Павлове, Ворсма, Безводное, Лысково, Богородское, Городец, Работки, множество ярославских, костромских, тверских и т д. сел и деревень. К середине XVIII столетия многие из них по количеству населения были крупнее, чем иной город. В с Павлове, например, к середине века население составляло свыше 4 тыс. человек. И, по словам Страленберга, "жители этого города все суть замошннки или кузнецы и известны всей России". Иначе говоря, процесс общественного разделения труда сложился так, что в каждом конкретном селе развивалась специализация преимущественно какого-то одного вида производства. В таком селе все или почти все были либо сапожниками, либо бондарями, либо ткачами и тд.

Это было типичное мелкотоварное производство. Иногда мелкие товаропроизводители нанимали дополнительно 1-2 рабочих. С течением времени практика употребления наемного труда расширялась. Так, в г. Павлово-Вохна в 80-х годах XVIII в употреблялся наемный труд в 141 мастерской. В процессе конкурентной борьбы неизбежно выделяются две группы. Одна из них состоит из вынужденных жить лишь продажей своего труда; вторая группа очень немногочисленная, но ее составляют товаропроизводители, употребляющие наемный труд. Со временем из них выделяются более крупные. Так из недр мелкого товарного производства постепенно вырастает производство мануфактурное, появляются капиталистические мануфактуры. Однако из-за сезонности производства и краткосрочности найма рабочих процесс укрупнения проходил очень медленно и численность крупных производств оставалась небольшой.

Ярким примером подобного процесса служит история текстильного производства с Иванове Владимирской губернии. Все жители этого села с конца XVII столетия занимались ткачеством. Основная продукция - холсты, а главное - ивановское полотно. К 80-х годам XVIII в у 37 владельцев текстильных заведений работало уже от 2 до 15 наемных рабочих.

Первые мануфактуры с Иванова появились в 40-х годах XVIII в Владельцами их были Г. Бутримов и. И Грачев. Выделение крупных предприятий из массы мелких активно идет примерно с 60-х годов.

Разумеется, указанное развитие протекало в обстановке крепостного права. Богатые капиталисты-крестьяне, подмявшие под себя десятки разоренных, стяжавшие капиталы через торговые махинации и грязное ростовщичество, в свою очередь, оставались крепостными своего барина, целиком зависели от его произвола.

И тем не менее, подобный процесс развития капитализма наблюдается и в других районах. Концентрация шелкоткацкого производства и появление мануфактуры происходят в подмосковных селах. Текстильные мануфактуры появляются в Костромской губернии (например, предприятия Талановых в Кинешме). Большое место здесь занимает так называемая рассеянная мануфактура, работники которой работают у себя по домам, в светелках.

Укрупнение мелкотоварного производства, растущее применение наемного труда в XVIII столетии можно наблюдать и в других отраслях производства - в металлургии и металлообработке, кожевенном деле, химической промышленности и т п Встречаются предприятия капиталистического типа и в крупнейших городах России (Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и др.) В стране постепенно формируется капиталистический уклад.

В торговой политике правительство Елизаветы по инициативе П.И. Шувалова в декабре 1753 года приняло важное по своим последствиям решение об отмене внутренних таможенных пошлин и всех 17 мелочных сборов, тормозивших развитие всероссийского рынка. Потери от сбора внутренних пошлин правительство компенсировало увеличением сборов от внешней торговли, оборот которой уже в 1750 году возрос по сравнению с 1725 годом в два раза. Указ 1753 года, отменивший внутренние таможенные пошлины, повысил сбор при заключении внешнеторговых сделок до 13 копеек с рубля вместо ранее взимавшихся 5 копеек. Принятые правительством меры заметно активизировали внутреннюю торговлю. Таможенная реформа Шувалова покончила с важнейшим наследием средневековья - экономической раздробленностью России. Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789-1799 годов, а в Германии - только к середине XIX века.

Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 по 1760 год российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт - с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье - конопля и лен, в меньшем объеме - уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности. Доля стран Востока во внешнеторговом обороте России не превышала 17%. На Восток продавали металлические изделия, холст, посуду, отчасти нефть, а оттуда привозили шелк, хлопок, шерсть, причем ввоз здесь преобладал над вывозом. Значительная доля внешнеторговых операций осуществлялась на Макарьевской ярмарке (на Волге, к югу от Нижнего Новгорода), куда каждое лето приезжали негоцианты из Казахстана, Хивы, Бухары и Самарканда, из Персии, Польши, с Кавказа и других мест.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Причины возврата таможенных пошлин

В современном мире достаточно часто осуществляются процедуры импорта и экспорта. За каждую операцию, касающуюся передвижения товара, декларант должен выплачивать денежные средства в пользу таможенных органов.

Определение 1

Под плательщиками таможенных платежей понимают субъекты (юридические или физические лица), у которых возникает обязанность выплаты таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товара через государственную границу.

Таможенную пошлину на ввозной товар исчисляют в зависимости от базы исчисления таможенной пошлины.

Ставки, установленные на вывоз товара, устанавливаются на уровне законодательства государств – членов Союза.

Для правильного определения тарифа очень важно использовать верную классификацию товара, правильно определить страну происхождения и рассчитать базу.

Обязанность по уплате возникает в случае, если:

  1. товар перемещается через границу Таможенного союза. Данная обязанность возникает в случае, если был ввезен иностранный товар на территорию Таможенного союза,
  2. если данный вид товара входит в список товаров, подпадающих под обязательное таможенное обложение.

Возврат таможенных пошлин происходит в том случае, если они подлежат возврату. Необходимые документы вместе с заявлением подают в налоговую службу, где осуществлялось декларирование товара. В случае, если порядок использовался в формате централизованного вида, то заключается соглашение с применением указанных условий. Реверсирование возможно использовать не позднее трех лет с момент, когда взыскали уплату.

Причины, по которым декларант переплатил сумму таможенных пошлин, могут быть разные, но не во всех случаях, переплаченную сумму можно вернуть. Поэтому перед тем, как подготовить документы, необходимо понять в какие организации необходимо обратиться. Помимо этого, очень много зависит от самой компании. Так, например, во многих компаниях, которые перевозит определенную продукцию через таможню, все трудности принято решать в момент рабочего процесса.

Как правило известно, какую сумму организация перечисляет таможне за постоянную перевозку товара. Данные денежные средства именуют платежами. Однако, к концу года при подведении итогов, руководство порой замечает переплату. Причины этому совершенно разные. Например, таможенный орган не соглашается с количеством отсканированных документов. В этом случае можно сделать вывод, что таможня переквалифицировала груз самостоятельно. В результате вместо текущей таможенной пошлины, ее уплатили в двойном размере. Еще может возникнуть такая ситуация, когда таможня не согласилась с декларационными документами. Корректировка в этом случае произошла самостоятельно. Как итог, стоимость платежей увеличили.

Порядок возврата таможенных сборов

В случае, если порядок урегулирования спорной ситуации соблюдался, но при этом таможенный орган отказался возвращать платежи, то плательщик может обратиться в суд. Плательщик должен:

  1. обратиться в судебные инстанции,
  2. написать и предъявить заявление, в котором указана информация о том, что он хочет вернуть излишне оплаченную пошлину.
  3. доказать в суде при необходимости, что он заплатил излишнююсумму.

Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению прилагают следующие виды документов:

  • официальную бумагу, которая подтверждает, что перечисление авансовых транзакций прошло,
  • бумаги, которые указаны в части 4-7 текущей статьи (в зависимости от статуса лица),
  • другие документы, которые предоставляются лицом для подтверждения обоснованности возврата.

Заявление на возврат таможенных платежей

По закону таможенный орган обязан вернуть излишне уплаченные деньги, которые уплатили при ввозе товара в виде пошлин. Если контролирующие звено самостоятельно обнаружило оплату выше указанной суммы, то в течении месяца оно обязано предупредить плательщика о выявленном факте. Дополнительно прилагаются опциональные документы, которые характеризуют стоимость реверсирования.

Плательщиком подается специальное заявление о возврате пошлин, которые он уплатил. Данная форма утверждена Приказом ФТС России №2520, и к ней прилагаются перечисленные документы. Срок рассмотрения такого заявления не должен быть свыше одного месяца с того момента, когда данное заявление было подано совместно с документами.

На сегодняшний день разбор споров между плательщиками и таможенными органами тянется достаточно долго. Зачастую это происходит из-за отказов в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин. Адвокатские услуги в данной сфере являются одними из самых востребованных на рынке юридических услуг. Так, в 2016 г. было рассмотрено свыше 300 тысяч дел по данному вопросу, сумма же по всем этим искам составила свыше 3,5 миллиардов рублей. Если рассматривать исход споров в процентном соотношении, то 94% дел было решено в пользу плательщиков.

Возврат таможенных пошлин достаточно сложная и спорная процедура. Таможенные органы априори не заинтересованы в возврате денежных средств плательщику. Так возникают длительные судебные тяжбы, что достаточно сильно влияет на экономическую составляющую субъекта. Декларант, зачастую, для отстаивания своих интересов, обращается за помощью к юристам. В большинстве случае суд все же становится на сторону декларанта.

Что еще почитать