Творческий труд.Особенности творческой деятельности. Структура и взаимосвязь наук о труде Как вы думаете, почему

Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество».

Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности;

объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;

раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы;

метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;

личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.

Оборудование : проектор, презентация, корзина с цветами, рабочие листы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока: (Заставка (СЛАЙД 1)

    Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1 минута)

    Проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадки?

Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.

II .Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. (4 минуты)

Учитель: (СЛАЙД 2.)

1. Что же такое труд?

2. Чем деятельность человека отличается от животных?

2. Составить синквейн со словом «труд».

III . Мотивационно-целевой этап

Давайте подумаем, какие качества необходимы для составления синквейна?

(ответы детей) (СЛАЙД 3)

Вы называли слова выдумка, фантазия, воображение . А каким одним словом можно назвать эти понятия?

(ответы детей предполагают «творчество»)

Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?

«ТУРД И ЧЕСТВОТВОР» (СЛАЙД 4)

«ТРУД И ТВОРЧЕСТВО» (СЛАЙД 5)

Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Как вы думаете на какие вопросы нам предстоит ответить?

(ответы детей)

План урока: (СЛАЙД 6)

1.Мастер и ремесленник

2. Что такое творчество?

3.Взаимосвязь труда и творчества

Что же нам важно выяснить на сегодняшнем уроке? Чему будем учиться?

(ответы детей)

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

Учитель: Правильно. Труд и творчество неразделимы. Каждое дело надо делать с любовью и творчеством.

IV . Работа по теме урока

Дети, издревле существовала такая группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью - ремеслом. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

Кузнечное

Гончарное

Плотницкое

Столярное

Портняжное.

Людей, которые занимались ремеслом называли ремесленниками.

Найдите, пожалуйста, на с.83 в разделе «Мастер и ремесленник» ответ на вопросы:

1.Какого человека в настоящее время мы можем назвать ремесленником?

2. Какое еще значение имеет слово «ремесленник»? (СЛАЙД 7)

Учитель: А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?

Это слово у нас зашифровано на доске:

М_ _ _ _Р. (МАСТЕР)

Ученик: Это слово «МАСТЕР».

Учитель : Кто же такой мастер?

(Ответ ученика)

Учитель: Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР». (Читаем определение) (СЛАЙД 8)

Учитель: Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.

Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.

Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?

Объясните, почему вы так думаете?

А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (СЛАЙД 9)

Содержание легенды: Жил когда-то мастер Нестор, построивший без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XVIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвел праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцатидвухглавую церковь. Она так естественно вписывалась в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» А вот имя свое запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своем творении.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:

Чему учит эта древняя легенда?

ОТВЕТ УЧЕНИКА:

Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации.

VI . Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».

Давайте попробуем сейчас найти разные определения понятия «творчество »:

- Ксюша будет корреспондентом и проведет опрос среди наших гостей на тему «Что такое творчество?» - Рома найдет это понятие в Интернете.

- Арина поработает с толковым словарем и найдет это определение.

Всем остальным ребятам я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала несколько определений творчества. Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему.

Творчество –

- создание новых ценностей;

- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;

- это особый взгляд на мир.

(Поводим итоги)

Давайте на с.78 прочитаем определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».

Обсуждение с учащимися притчи:

Что ты делаешь?

Деньги зарабатываю.

Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Предполагаемый ответ : каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)

Учитель: Какие творческие профессии знаете вы?

(ответы учащихся) (СЛАЙД 10)

Учитель: Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.

Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?

Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.

1 и 2 группы подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;

3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;

Учитель: Подведем итоги:

- 1 и 2 группы:

1) смелость, независимость, свобода

2) терпение и трудолюбие

3) любопытство, тяга к новому

4) самообразование

5) врожденный талант.

-3 и 4 группы:

1) неуверенность в себе и своих способностях

2) страх критики

3) привычка делать как все.

Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.

Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?

Какие чувства вы испытывали?

(ответы учащихся)

Учитель: А сейчас немного отдохнем.

V. Физкультминутка.

Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)

От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)

А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)

Золотые руки растят! (движение кисти)

Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»? (СЛАЙД 11)

Предполагаемый ответ: Золотые руки у того, кто умело, профессионально выполняет ту работу, за которую берется. Первоначально золотые руки – это руки, которым нет цены, настолько они искусны в каком-либо деле.

А знаете ли вы, чем в свободное время занимаются ваши учителя, мамы, папы? Есть ли у них какие-то увлечения? Вот у Ксюши мама – парикмахер.

Выступление Ксюши о профессии мамы.

А у Оли вся семья творческая

Выступление Оли о своей семье

Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.

Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?

(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)

(ответы учащихся)

VII Домашнее задание

Подготовить сообщение «Я и мое увлечение». Расскажите о той работе, которую вы делаете с удовольствием, творчески.

А теперь мы с вами немного поработаем.

У вас на столе цветная бумага, из которой нужно сделать цветы.

Практическая работа.

Учитель: У нас получился замечательный букет, который вы можете подарить и себе за творческую работу, и гостям и на 23 февраля, и на 8 марта.

Ребята, вы сегодня работали хорошо. Оля, Ксюша, …… у вас сегодня «5». Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.

VII Рефлексия

Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.

Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист урока.

Задание 1 . Составить синквейн со словом «ТРУД».

1. ТРУД

2._____________, _____________

3. _____________, _____________, _____________

4. ________________________________

5. ____________.

Задание 2 . Тема урока:________________________

Задание 3 . Записать слово зашифрованное на доске.

М___ ___ ___ ___ Р.

Задание 4 . Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.

Творчество –

Это создание новых ценностей;

Это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;

Это создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;

Это особый взгляд на мир.

Задание 5 . Прочитать притчу:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

Что ты делаешь?

Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

Строю собор!»

Вопросы для беседы.

Как вы понимаете притчу?

Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?

Задание 6 . Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.

1 и 2 группы подберут и запишут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей:

__________________________________________________________________ .

3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей:

__________________________________________________________________

Понятие «труд» и «творчество».

Труд – Это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. Носит «тягостные усилия»

Труд – это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (адм. Экон.), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Подчеркивание тягостной, принудительно стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества, трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и софиальных фатокров увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.

Понятие труд и творчество противопоставляются. Иноземцев пишет, что наиболее принципиальный мотив творческой деятельности – стремление индивида реализовать себя в свободной независимой от внешних материальных условий активности.

Задачи управления человеческими ресурсами на уровне государства.

1. Регулирование занятости населения.

2. Регулирование общих условий и уровня оплаты труда

3. Регулирование взаимоотношений между работодателем и наемными работниками.

4. Повышение общего уровня и квалификации трудоспособного населения.

5. Разработка законодательных актов в сфере труда, занятости и социальных отношений. Гражданский кодекс РФ

Задачи управления человеческими ресурсами на уровне предприятия

1. Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.

2. Анализ рынка труда и управление занятостью.

3. Отбор и адаптация персонала.



4. Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного персонала.

5. Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.

6. Организация трудовых процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп.

7. Разработка систем мотивации эффективной деятельности.

8. Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда.

9. Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.

10. Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей.

11. Решение этических проблем труда.

12. Управление конфликтами.

13. Профилактика девиантного поведения.

Объем работ по каждой из этих функция зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.

Структура и взаимосвязь наук о труде.

Проблемы в науках о труде: производительность труда, человеческий капитал, условия труда, проектирование трудовых процессов, нормирование труда, планирование численности персонала, отбор обучение и аттестация, мотивация, формирование доходов и оплата труда, взаимоотношения в трудовых коллективах, рынки труда и управление занятостью, маркетинг персонала, контроллинг персонала, организация управления персоналом.

На основе этих проблем можно дать характеристку предметов этих наук.

Физиология труда изучает воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе трудовой деятельности. Результаты: организация кол. работы, управление конфликтных ситуаций, разработка систем мотивации.

Эргономика является научной основой проектирования человеко-машинных систем, в том числе станков, пультов управления, инструментов, транспортных средств.

Наука о безопасности труда исследует весь комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасности трудовой деятельности. Выводы этой науки особенно важны в химической и металлургических производствах, ядерной энергетике, при работе на большой высоте, при низких и высоких температурах.

Социология труда исследует взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах. Анализируют проблемы обусловленные различием людей по признакам: пол, возраст, национальность, раса, образование, воспитание, политическая ориентация, имущественное положение, отношение к религии, место иерархии предприятия.

Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решение им. проблем, управление конфликтами.

Наука об организации труда чаще всего рассматривается как теоретическая основа проектирования трудовых процессов и рабочих мест. Общепризнанно, что важнейший проблемой организации труда является оптимизация взаимодействия и кооперации труда.

Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и з/п., планирования численности.

Нормирование труда как наука исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, соотношений между численностью персонала различных групп и количеством единиц оборудования.

К науке об управлении персоналом принято относить проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления и т.д. Наряду с этим существует широкое толкование управления персоналом. В этом случае объектами исследования становятся все рассмотренные выше проблемы труда и управления персоналом.

Понятие качества жизни

Ноосфера – это сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы, при котором биосфера целенаправленно преобразуется путем деятельности человека направленной на рациональное ее использование. Отсюда в концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены и ограничения на удовлетворение некоторых потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям можно отнести: охрану окружающей среды; меры по безопасности производства и продукции; сохранение ресурсного потенциала регионов и т.п.

Центральными задачами в концепции качества жизни часто провозглашают:

· обеспечение физического и морального здоровья общества;

· расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания;

· гармонизация условия труда и т.д.

Итоги этой Конференции явились первым, документально оформленным сигналом для человечества о том, что существует императив выживаемости, который требует отказа от прежних моделей развития мировой цивилизации и перехода на модель управляемой социально-природной эволюции. Такая постановка проблемы и заставляет обратиться к категории качества жизни, впервые введенной в научный оборот Джоном Гэлбертом и Форрестером в 60-х годах в связи с попытками моделирования траекторий промышленной динамики.

В настоящее время под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными, социально-культурными, экологическими и демографическими компонентами жизни человека.

Качество жизни может характеризоваться степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам и/или традициям, а так же по отношению к уровню личного восприятия.

Сочинение «Творчество и труд».

Под трудом я понимаю деятельность, которая нужна для получения каких-либо благ. Людям характерно заниматься планированием своих действий, улучшать процесс труда, разрабатывать уникальные технологии и упрощать изготовление. Это всё требуется для достижения поставленных целей.

Проявление сообразительности

Если в производственный процесс регулярно вносить что-то новое, можно избежать рутины, превращая работу в творчество. Человек занимается собственным развитием и провоцирует прогресс, находя непривычные пути решения имеющихся задач.

Я считаю, что труд и творчество существуют неразрывно друг от друга. С их помощью человек способен получать необходимые для себя блага. Чтобы лучше всего понять их связь, можно сравнить работу ремесленника и талантливого мастера. Первый каждый день создает миски из глины, постоянно повторяя одни и те же действия. Он не стремится сделать свою работу творческой, а выполняет однотипные задачи. Талантливый мастер, напротив, не сможет заниматься скучной работой, а будет подходить к ней творческим образом. Такой человек захочет усовершенствовать миски, сделав посуду более удобной для пользования. Также, его миски наверняка будут украшены различными узорами, что превратит их в настоящее произведение искусства. Конечно, выполнение подобной миски займёт у него больше времени, нежели миска ремесленника, однако он в результате получит уникальный продукт. Такие вещи ценны с художественной и практической точки зрения. Таким образом, творческий мастер и ремесленник, создавая посуду, изготавливают совершенно разные предметы.

Я отношусь к тем людям, которые не смогли бы ежедневно выполнять однотипную работу. Я стараюсь в повседневной жизни чаще проявлять свою смекалку и фантазию. Со временем начинаешь замечать, что жизнь изменяется в лучшую сторону, если к ней подходить творчески. Важно отметить, что общество не способно развиваться без творческого подхода, поэтому стоит оригинально подходить к выполнению своего дела.

К тому же, работа, в которой вы проявляете свой энтузиазм и вносите что-то новое, выполняется с большим удовольствием. Я не могу представить свою жизнь без творчества, так как оно занимает весьма важное место и позволяет мне раскрыть себя с лучшей стороны.

По определению А. Маршалла, труд - это "всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы" (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевон-су, который относил к труду "только тягостные усилия", Маршалл подчеркивает, что "большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда" [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, " а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег" [Там же].
Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - ЭТО деятельность, выполняемая "под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости" [Иноземцев. С. 15].
Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.
В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда1. Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова "труд" и "трудно", "работа" и "раб" имеют общие корни2. По известному определению Аристотеля, "раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб" (Цит. по: [Вебер. С. 294]).
С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.
Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более 2/3 населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает 1/3. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. разд. 3.3), именно те, кто занят преимущественно творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.
Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.
Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет
наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.
Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: "Это не от меня, это свыше!" [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории "Сотворение мира". Смысл восклицания Гайдна близок тому, что писал Платон тысячелетием ранее в диалоге " Пир":
"- ...Гении представляют нечто среднее между богом и смертным.
Каково их назначение?
Быть истолкователями и посредниками между людьми
и богами Пребывая посредине, они заполняют промежуток
между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью" [Платон. С. ИЗ].
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не
менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].
Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг, посвятил творчеству такие строки.
"Уйти нам трудно от мирских забот, Но Вечность постигает только тот, Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный". (Выделено авт. - Б. Г.; цит. по: [Чечин].)
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть "не зависимой от внешних материальных условий", особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно-полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много
радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.
Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени
Из рассмотренных представлений о сущности и видах труда следует, что при анализе понятия " труд" необходимо выделять два основных аспекта: содержание и мотивы. Первый - это развитие человека и производство благ, второй - мотивы, побуждающие человека трудиться.
Таким образом, можно дать следующее определение:
Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага* Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.




Ж Животное выполняет всегда одни и те же дей- ствия. Это условные и безусловные рефлек- сы, данные природой. Подробнее о них ты уз- наешь на уроках биологии. Н Ни одно животное не создаёт чего-то нового. Н Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско- лько времени на это понадобится. Т Планирование – То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.




Мастер и ремесленник Ремесленником Ремесленником назы- вают человека, владе- ющего ремеслом. Ремесло Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б Быть ремесленником – значит заниматься ка- ким-то ремеслом.


Г Главное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч- но ручной. С Среди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер Мастер – человек достигший высокого мас- терства (искусства) в своём деле. Он вкла- дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.


Что такое творчество Творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове- ка, но и для других. В Выдумка, фантазия, воо- бражение неотделимы от творчества. Т Творчество отличает дея- тельность очень многих лю- дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.


Творчество в искусстве. У ви- деть Умеешь ли ты не только смотреть, но и ви- деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос- кое? У слы- шать Умеешь ли ты не только слушать, но и слы- шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П Про людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув- ства красоты».


З Заполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ЕЦ Ш Шкатулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ЕЦ С Создатель, автор. _ _ _ _ ЕЦ П Постройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ЕЦ П Похвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л А Р Т В О Р Д В О Р М О Л О Д


Домашнее задание: § §10, сс, З Задания в рабочей тетради: 1-3, сс

Что еще почитать