Презентация "формирование регулятивных ууд". Презентация "диагностика регулятивных универсальных учебных действий" Регулятивные ууд и система оценивания презентация

Диагностика сформированности познавательных УУД

Презентацию подготовили : Булыгина А., Валкановская Р., Колотовкина А., Пасевин В., Смертина В., Якимова М .



Диагностика познавательных УУД

Диагностика особый вид деятельности , представляющий собой установление и изучение признаков , характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения , о пределять пути их предупреждения и корректировать процесс обучения

Первый уровень

Второй уровень

(индивидуальный, персональный ) – осуществляет учитель, классный руководитель

(внутришкольный ) – осуществляет администрация школы


Диагностика обладает возможностями:

  • Отслеживание динамики развития индивидуальных достижений;
  • Получение учителем представления о каждом из учащихся ;
  • Возможность успешной дифференциации обучения;
  • Определение зон ближайшего развития .

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.


1.Личностный

2.Регулятивный (включающий также действия саморегуляции)

3.Познавательный

4.Коммуникативный

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий , соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:



Общеучебные

Логические

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Применение методов информационного поиска;
  • Структурирование знаний;

Постановка и решение проблемы

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Анализ;
  • Синтез;
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно - следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Формулирование проблемы;
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • Извлечение необходимой информации;
  • Определение основной и второстепенной информации;
  • Свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей;
  • Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Знаково-символические действия:

  • Моделирование
  • Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям


Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи.

  • Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности л огических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение , выделять общее и различное , осуществлять классификацию, сериацию , логическую мультипликацию ( логическое умножение),устанавливать аналогии.

При обучении различным предметам используются учебные задачи.

С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки.

Общий прием решения задач включает:

  • знания этапов решения (процесса);
  • знание методов (способов) решения;
  • знание типов задач;
  • знание оснований выбора способа решения;
  • владение предметными знаниями:
  • понятиями; определениями терминов; правилами; формулами; логическими приемами и операциями.
  • понятиями;
  • определениями терминов;
  • правилами;
  • формулами;
  • логическими приемами и операциями.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

- декодирование/считывание информации ;

- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;

- умение строить схемы, модели и т. п.

Моделирование


Этапы учебного моделирования:

  • предварительный анализ текста задачи;
  • перевод текста на знаково-символический язык , который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
  • построение модели;
  • работа с моделью ;
  • соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Моделирование

Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами , которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения


Методика «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия»

Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества

Оцениваемые универсальные учебные действия: логические универсальные действия.

Метод оценивания : индивидуальная работа с ребенком.

Описание задания : 7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраивают в один ряд (на расстоянии 2 см друг от друга).

Возраст: 6,5-7 лет.

Существует два варианта


Методика «Проба на определение количества слов в предложении»

: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их. 1101. Скажи, сколько слов в предложении. 2. Назови первое слово, второе и т. д. Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Возраст: 6,5-7 лет.


Методика «Кодирование» (11й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов

Оцениваемые универсальные учебные действия : знаково- символические действия - кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Описание задания : ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ.


Диагностика универсального действия общего приема решения задач

Критерии оценивания : умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.

Описание задания : все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что по% лученный ответ правильный.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей.

Возраст : 6,5-10 лет.


Методика «Нахождение схем к задачам»

Оцениваемые универсальные учебные действия : моделирование, познавательные логические и знаковосимволические действия.

Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения

Метод оценивания : фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.

Описание задания : учащемуся предлагается найти соответствующую схему к каждой задаче. В схемах

числа обозначены буквами .

Возраст : 7-9 лет.


Коррекция познавательных УУД в 1 классе. Упражнение «Раздели круги».

Цель: научить ребёнка классифицировать предметы, развивать восприятие цвета, величины, формы.

Задание: большие и маленькие, чёрные и белые круги разделены на 2 группы; ребёнку необходимо рассказать, по какому признаку разделены круги (по цвету, по величине, по цвету и величине).


Упражнение «Летает – не летает».

Интернет – ресурс : http://azps.ru/training

Цель: развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Инструкция: Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.


Упражнение «Назови слова».

Интернет – ресурс: http://www.coolreferat.com

Цель: развитие гибкости ума.

Инструкция: Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Например: «Назови слова, обозначающие деревья (зверей, транспорт, овощи, фрукты и др.)»


«Регулятивные УУД» - Формирование рууд средствами математики. Дневник – помощник в саморазвитии школьника. Самоконтроль. Задание 6 – состав числа и зрительная опора для рассказа о числе. 2) Обучение самоконтролю и самооцениванию в соответствии с технологией оценки учебных успехов. 2. Технология: этапы, алгоритм. Дидактический материал.

«УУД в школе» - 2. Коммуникативные УУД. Общеучебные УУД. 1.3. Познавательные УУД. 1.2. Регулятивные действия (продолжение). Направление ПР «Внедрение ФГОС второго поколения». Функции универсальных учебных действий. 1.2. Регулятивные действия. Личностные ууд. 1.3. Познавательные УУД (продолжение) Логические УУД. Универсальные учебные действия –.

«УУД в начальной школе» - Текст и задания интегрированной контрольной работы для учащихся 1 класса Зубр. Покажи начало предложений большой буквой. Сформированность различных групп УУД. В мониторинге участвовали 467 обучающихся первых классов из 8 образовательных учреждений. Критерии – умение соотносить цель и вид деятельности (регулятивные УУД).

«УУД по ФГОС» - Для мальчиков персонаж - мальчик, для девочек - девочка. Личностные УУД. Методологические. Опытно-экспериментальная деятельность. Постановка и решение проблем. Логические, включая знаково-символические действия. Личностные. Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить СЕБЯ. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

«Лучевая диагностика» - Эндокардит. Актуальные вопросы рентгенологии. ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ ПЕРИКАРДА(продолжение) II. Гипертрофическая кардиомиопатия. Накопление в околосердечной сумке содержимого невоспалительного происхождения - при гемодинамических нарушениях и общих отеках (гидроперикард) - при кровотечении (гидроперикард) - при свищах, разрывах, медицинских манипуляциях (пневмо-, хилоперикард).

«Программа диагностики» - Двигательная активность. Три основные составляющие здорового образа жизни. Wi-FIT принцип работы Комплексная диагностика / Питание. Для диагностики физического состояния организма необходимо выполнить комплекс тестов. Психологическое здоровье. Показания ЧСС фиксируются с помощью диагностического устройства.

Занятие 3. К вопросу о критериях и способах оценки уровня сформированности УУД обучающихся Мельникова Елена Валерьевна, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Ив. ГУ» , к. п. н. Иваново,

Критерии оценки сформированности УУД соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия: — в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия; — действие в словесной, или речевой, форме; — действие в уме - умственная форма действия.

Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития. Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.

Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т. е. в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата. Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.

Критичность действия определяет меру осознания действия в его функционально-структурной и содержательной и характеристиках и рефлексии выбора оснований выполнения действия. Освоенность действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.

Уровни сформированности учебных действий: 1) отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения); 2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму); 3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия); 4) адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем); 5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия); 6) обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Личностные действия обеспечивают ценностно — смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Три вида личностных действий (применительно к учебной деятельности): * самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), т. е. принятие ребенком социальной роли ученика; * смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («Ради чего я учусь? »); * нравственно-этическая ориентация, т. е. обеспечение личностного морального выбора школьника (определяют поведение ребенка).

Критерии оценивания личностных универсальных действий Самоопределение. 1. Внутренняя позиция школьника: — Положительное отношение к школе. — Чувство необходимости учения. — Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. — Предпочтение классных коллективных знаний индивидуальным занятиям дома. — Предпочтение социального способа оценки своих знаний (отметка) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). 2. Самооценка: — Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. — Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» . — Осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» . — Способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Критерии оценивания личностных универсальных действий Смыслообразование. 1. Мотивация учебной деятельности: — Сформированность познавательных мотивов. — Интерес к новому. — Интерес к способу решения и общему способу действия — Сформированность социальных мотивов. — Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. — Сформированность учебных мотивов. — Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. — Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности К ним относятся: Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения знаний, связанных с этим затрат времени. Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия (в случае расхождения с эталоном, реальным действием, и его результатом). Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция — способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в случае мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней). План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соответствии с определенными условиями. Контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений). Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причины неудачи, отношение к успеху и неудаче). Мера разделенности действия (совместное или разделенное). Темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Регулятивные учебные действия, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): — Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; — Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; — Преодоление импульсивности, непроизвольности; — Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; — Умение адекватно воспринимать оценку и отметку своей работы; — Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в р учебной деятельности; — Умение различать объективную трудность поставленной учебной задачи и субъективную сложность. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей: — Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; — Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; — Формирование основ оптимистического восприятия мира.

Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются: — постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценить результаты своей деятельности. — предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности; — организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика; — формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Тогда оценка становится необходимой для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать; — формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; — организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка.

Примером дифференцированных критериев оценки «письма» в начальной школе могут служить: сохранение высоты букв и их элементов; сохранение ширины букв и их элементов; соблюдение наклона; соблюдение расстояний между словами; аккуратность выполнения работы внесение исправлений должно соответствовать принятым нормам. Соблюдение каждого из критериев обозначается квадратами разных цветов (например, красный, зеленый, синий, черный) и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних, контрольных, классных письменных работ).

Другим способом представления оценок могут стать «графики продвижения» , которые позволяют детям отследить свой рост и определять задачи и направления дальнейшей работы.

Оценка успешности решения математических задач к завершению начальной ступени образования может быть основана на следующих критериях: адекватность преобразования текста задачи в графическую модель с представлением условий задачи; адекватность оставления знаковой модели, в которой математическая формула должна соответствовать графической схеме; правильность вычислений; выполнение проверки результатов.

Объект оценки Предмет оценки Процедур ы оценки сформированность личностных универсальных учебных действий эффективность деятельности системы образования, ОУ внешние мониторинговые исследования с использова-нием неперсонифицированных потоков информации; психологическое консультирование. Оценка личностных результатов

Оценка личностных результатов Осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программ развития.

Внутренняя оценка личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного роста учащихся: Характеристика достижений и положительных качеств учащихся. Определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка. Система психолого-педагогических рекомендаций.

Оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов или администрации при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную подготовку в области возрастной психологии

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: умение выбирать средства для организации своего поведения; умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; умение тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Объект оценки Предмет оценки Процедур ы оценки сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий а) уровень сформированности данного вида действий б) б) уровень присвоения универ-сального учебного действия а) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка. Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов Выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД (см. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли)

Оценка метапредметных результатов В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии и др. и с учетом характера ошибок можно сделать вывод о сформированности РУУД и ПУУД. Сформированность КУУД (совместная, командная работа в планируемых результатах по технлогии, музыке, физической культуре)

Основные инструменты для диагностики метапредметных результатов освоения ООП

Группы умений, проверяемых диагностической работой

Оценка метапредметных результатов: Линейка достижений: навыки исследования В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде-ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ______

АЛГОРИТМ ЗАПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ Составление технологической карты предполагает следующую работу: 1. Поиск информации в теоретических источниках о конкретном универсальном учебном действии. 2. Определение возрастных критериев. 3. Разбивка собранной информации по уровням (низкий, средний, высокий). 4. Подбор диагностического материала для учителей и психологов. 5. Написание рекомендаций для учителей школы.

Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД. Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. !!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК Реализация требований ФГОС в УМК «…» обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации урочной и внеурочной деятельности.

Русский язык Литература Английский язык Математика Биология География История Обществознание Основы духовно-нравстве нной культуры и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Структурные элементы учебников (базовая и вариативная часть, маршрутный лист, проверочные и тренинговые листы, справочное бюро) Типовые сквозные задания (информационный поиск, работа в паре, творческие, дифференцированные задания, интеллектуальный марафон) Формы организации учебной и внеурочной деятельности (работа в паре, в группе, коллективный диалог, мини-исследование, проекты)

Смысловые акценты УУД Русский язык Литература Математика География История Биология личностные жизненное самоопределе ние нравственно-этическ ая ориентация Смыслообразова ние нравственно-этическ ая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, биология, технология, физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникатив-ны е использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов. Направленность учебных предметов на развитие УУД

  • Формирование регулятивных УУД
  • Корнеева В.И
  • учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5
Регулятивные УУД - умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность.
  • УУД (общеучебные умения) – самое главное, что должно остаться после школы.
  • Регулятивные УУД - умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность.
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
  • Регулятивные УУД (ФГОС.Раздел II. П. 11)
  • 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
  • - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • - преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • - умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • - умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
  • 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей
  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
  • ПЛАНИРОВАНИЕ
  • КОНТРОЛЬ
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
  • КОРРЕКЦИЯ
  • ВОЛЕВАЯ
  • САМОРЕГУЛЯЦИЯ
  • ОЦЕНКА
  • Планирование действий
  • Оценка деятельности
  • ребенком
  • Обсуждать и сравнивать
  • полученные результаты
  • собственной деятельности
  • Использовать разные
  • способы оценки
  • Поощрение за
  • активность
  • для того чтобы…(цель)…
  • надо…(действие)
  • Я затруднялся, потому что…, сейчас я могу лучше,
  • у меня не получилось, так как…,
  • мне надо повторить ….)
  • У меня получилось, я научился, я смог,
  • я справился хорошо с заданием, так как …,
  • я использовал,
  • поэтому у меня получилось и т д
  • Цветные и графические способы оценки,
  • графики продвижения
  • Ты молодец, но обрати внимание,
  • ты хорошо постарался…
  • Разные формы
  • деятельности
  • организация взаимной проверки заданий,
  • - взаимные задания групп,
  • -обсуждение участниками способов своего действия
  • ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
  • ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
  • ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
  • 1. опора на личный жизненный опыт обучающихся;
  • 2. использование занимательного игрового материала;
  • 3. создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
  • 4. выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
  • 5. моделирование цели урока, введение понятия «задача»;
  • 6. постановка цели не только на отдельный урок, но и на длительный период времени
  • 7.обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • 10.работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • 11.использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • 12.составление своего плана решения учебной задачи.
  • ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
  • - «преднамеренные ошибки» - прием «составление заданий с ловушками»
  • поиск информации в предложенных источниках,
  • задания на аналогии,
  • - прием «разноцветные поправки»
  • - диспут;
  • - взаимоконтроль;
  • - «ищу ошибки»
  • - КОНОП
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • «задания – ловушки»
  • - «сопоставления своих действий и результата с образцом»;
  • - «умные вопросы»
  • - «составления задачи по чертежу»;
  • - «обоснованный отказ от выполнения заданий»
  • - « орфографические или математические софизмы»
  • ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУУД
Зачем нужно такое упражнение?
  • Чтобы научить выделять учебную задачу необходимо ставить вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений:
  • Зачем нужно такое упражнение?
  • Что ты осваиваешь, когда его делаешь?
  • Какие слова взяты в скобки и почему?
  • Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием?
  • Приведи свои примеры.
  • Учебные задачи и конкретное задание – не одно и то же.
  • Из личного опыта
Детям предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагаю обнаружить ученикам.
  • ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ
  • Детям предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагаю обнаружить ученикам.
  • Предлагаю неполное решение задачи, ученики должны завершить его.
  • Для решения предлагаю задачу с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.
  • Предлагаю решение задачи, которое содержит принципиальные пробелы, их необходимо найти ученикам.
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
  • Игра «Лесенка»
  • Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
  • Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:
  • Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
  • Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.
Ученики получают карточки с примерами:
  • Игра «Число-контролер»
  • Ученики получают карточки с примерами:
  • Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.
  • Упражнение «Исправь ошибки».
  • Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили.
  • « Проверка-сверка».
  • Во время чистописания после написания букв дети сверяют по кальке правильность начертания. Затем находят и выделяют зеленой точкой самую удачную букву.
  • выбирать средства для организации своего поведения;
  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;
  • тормозить ненужные реакции.
  • Критерии сформированности у учащихся регуляции своей деятельности
  • Степень помощи
  • -Условия, при которых оказывается помощь
  • 1. Действие выполняется неуверенно
  • 2. Возникают трудности, остановка
  • 4. Действие выполняется ошибочно повторно
  • 5. Неправильно выполняется все задание
  • Критерий сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности
  • РЕЗУЛЬТАТ СФОРМИРОВАННОСТИ РУУД 1. Ученик умеет составлять план действий. 2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости. 3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. 4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 5. Ученик способен к волевому усилию. 6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. 7. У ученика сформирован внутренний план действий. 8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
  • 9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. 10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
  • 11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
  • ГЛАВНОЕ
  • Все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
  • Наша задача - помочь ученикам засиять!!!

Что еще почитать