Презентация на тему «Радиация вокруг нас. Радиация вокруг нас Презентация на тему радиация вокруг нас

Радиоактивность появились на земле со времени ее образования, и человек за всю историю развития своей цивилизации находился под влиянием естественных источников радиации. Земля подвержена радиационному фону, источниками которого служат излучения Солнца, космическое излучение, излучение от залегающих в Земле радиоактивных элементов.

  • Радиоактивность появились на земле со времени ее образования, и человек за всю историю развития своей цивилизации находился под влиянием естественных источников радиации. Земля подвержена радиационному фону, источниками которого служат излучения Солнца, космическое излучение, излучение от залегающих в Земле радиоактивных элементов.
  • Радиоактивное излучение.
Ионизирующие излучения (ИИ) существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли.
  • Ионизирующие излучения (ИИ) существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли.
  • Впервые поражающее действие ионизирующего излучения было отмечено в 1878 г. в Саксонии (Германия). У 75% шахтеров, добывающих железную руду, было обнаружено заболевание раком легких.
  • Оказалось, что горная порода характеризуется высоким содержанием урана. Причиной заболеваний был радиоактивный газ радон, накапливающийся в воздухе плохо вентилируемых шахт.
  • Радон - наиболее распространенный источник радиации.
  • Это невидимый, не имеющий ни вкуса, ни запаха, тяжелый газ (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Он высвобождается из земной коры повсеместно. Его концентрация в закрытых помещениях обычно в 8 раз выше, чем на улице. Лучшая защита от него - хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат. Другие источники поступления радона в жилые помещения - вода и природный газ. При кипячении воды радон улетучивается, в сырой же воде его намного больше. Основную опасность представляет его попадание в легкие с парами воды. Чаще всего это происходит в ванной при приеме горячего душа. Под землей радон смешивается с природным газом и при сжигании того в кухонных плитах, отопительных и других нагревательных приборах попадает в помещения. Годовая доза облучения людей естественными источниками составляет примерно
  • 30-100 мбэр (0,03-0,1 бэр).
Уменьшение воздействия радона в помещениях. Большую часть этой дозы человек получает от радионуклидов, попадающих в его организм вместе с вдыханием воздуха, особенно в непроветриваемых помещениях.
  • Уменьшение воздействия радона в помещениях. Большую часть этой дозы человек получает от радионуклидов, попадающих в его организм вместе с вдыханием воздуха, особенно в непроветриваемых помещениях.
  • К биологической защите следует отнести мероприятия: занятие физкультурой, закаливание, хорошее и полноценное питание .
  • В то же время злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками истощает нервную систему и, следовательно, снижает устойчивость организма к ИИ.
  • 0,003-0,3 бэр
  • 0,01-0,1 бэр
  • 1 мкбэр
  • 0,02-0,1 мбэр
  • 18-35 мбэр
  • Просмотр телепрограмм
  • На расстоянии 2 метров
  • Проживание возле АЭС.
  • Облучение за год
  • Полёт на космическом
  • Корабле в течении 1 часа
  • «Рентген» зубов
  • «Рентген» Грудной
  • клетки
  • Различается чувствительность отдельных органов к радиоактивному излучению.











1. Ионизирующее излучение 1895 г. – В.Рентген г. – А.Беккерель г. – М.Кюри и П.Кюри.


– потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. Ионизирующее излучение – потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество вызывают в нем (превращение нейтральных атомов и молекул в электрически заряженные неустойчивые частицы). При прохождении через вещество вызывают в нем ионизацию (превращение нейтральных атомов и молекул в электрически заряженные неустойчивые частицы).




Альфа-излучение (α) в воздухе – не более 10см, в биоткани – до 0,1 мм. полностью поглощаются листом бумаги. Бета-излучение (β) в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. одежда наполовину ослабляет их действие. Гамма-излучение (Ƴ) в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов


Характеристика степени опасности излучения Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 г вещества. Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 г вещества. Доза облучения (бэр). Доза облучения (бэр). 1 бэр = 1 Р


2. ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ ИСКУССТВЕННОЕ Ядерное производство Атомные электростанции Ядерно-энергетические установки Специальные военные объекты Медицинская рентгеновская аппаратура Бытовые излучатели ЗЕМНОЕ Естественные радиоактивные вещества (радон и др.) ЕСТЕСТВЕННОЕ КОСМИЧЕСКОЕ Звездные взрывы Солнечные вспышки







Закрепление 1.Какие виды излучения вы теперь знаете? 2.Какое из них самое опасное? 3.В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения? 4.Радон – это искусственный или естественный источник излучения? 5.Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах? 6.Какова годовая доза естественного облучения?
19



Игра «Лови ошибку» Всем известно, что стюардессы очень красивы и молоды. Среди них нет пожилых женщин, так как они уходят на пенсию в 35 лет. Это связано с тем, что авиакомпании не хотят нанимать уже не молодых женщин. Всем известно, что стюардессы очень красивы и молоды. Среди них нет пожилых женщин, так как они уходят на пенсию в 35 лет. Это связано с тем, что авиакомпании не хотят нанимать уже не молодых женщин.


Используемые источники

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11

Презентация к уроку




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить учащихся с последствиями радиоактивного излучения на живые организмы и элементарными правилами защиты от радиоактивного излучения;
  • способствовать расширению знаний о радиоактивном излучении;
  • воспитывать у учащихся более внимательное отношение к экологическим проблемам.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Средства активизации познавательной деятельности учащихся: создание мультимедийной презентации о радиоактивном излучении.

Задания для подготовки к уроку: подготовить сообщения по темам:

  • «Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений»;
  • «Внешнее и внутреннее облучение человека»;
  • «Источник радиации – родон»;
  • «Последствия облучения людей»;
  • «Правила безопасного поведения при радиационных авариях».

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Слайды 1-4

– После Чернобыльской трагедии человек понял, насколько «коварна»
и опасна ядерная энергия, что нужны надежные системы контроля за ней. Она может не только служить людям источником энергии, но и нести им разрушения и беды.
С 1949 по 1963 г. в России производились испытания ядерного оружия. за этот период осуществлено 138 воздушных и 28 наземных ядерных взрывов. Те люди, которые подверглись облучению, на 39% чаще болеют раком: срок их жизни сокращается в среднем на 10 лет; у облученных родителей рождаются дети, которые ослаблены яи утратили иммунные свойства; возросла смертность, число врожденных уродств и рождение умственно отсталых детей.
Отрицательные воздействия ядерных взрывов можно перечислять долго. По сегодняшний день люди не уверены в том, что им не грозит страшная беда, ведь еще точно не известны все отдаленные последствия облучения.
В результате взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС людям пришлось покинуть обжитые места, забыть свои любимые улицы, рощи, дома. Они уже никогда не смогут туда вернуться.
Здесь пусто! Здесь смерть!
Невидимая, без огня, без вкуса, без запаха.
В обличье радиоактивных излучений. Это страшно.
На 300 верст от Чернобыля эта смерть виде радиоактивной пыли рассыпана по полям, лесам, домам.

2. Выступления учащихся

На экране демонстрируются слайды 5-27 .

3. Итог урока

Слова учителя. Человек должен всегда помнить, что природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом: «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать десятки связей и ходов на перед, а главное – всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.

4. Домашнее задание. Слайд 28

Внешнее облучение организма создают космические лучи, воздействие природных или искусственных излучателей, находящихся в воздухе, в земле, стенах помещения, или используемых в производственных, научных, медицинских и бытовых целях. Существенную роль играет при этом местонахождение человека. Чем выше он находится над уровнем моря, тем сильнее его облучение, ибо толщина и плотность воздушного слоя атмосферы по мере подъема уменьшаются, снижая ее защитные свойства. Так, люди, проживающие в местности, располагающейся на уровне моря, в год получают дозу внешнего облучения, в 6 раз меньшую, чем живущие на высоте 4000 м. На высоте 12 км доза облучения за счет космических лучей увеличивается примерно в 25 раз

Внутреннее облучение зависит от радиоактивных веществ, попадающих внутрь организма человека с вдыхаемым воздухом, продуктами питания, водой. Вдыхаемые с аэрозолями радиоактивные газы попадают в дыхательную систему. Из нее они проникают в кровь, лимфу, желудочно-кишечный тракт и разносятся по всему организму, оседая в различных органах и тканях: костях, печени, селезенке, щитовидной железе и др. При вдыхании воздуха через нос задерживается до 83% радиоактивной пыли. Второй путь попадания радиоактивных веществ внутрь организма человека - пищеварительный тракт. Из него эти вещества всасываются в кровь и попадают в различные органы человека. Поступление радиоактивных веществ в организм человека через кожу возможно при открытых ранах и повреждениях.

1 слайд

Исследовательский проект: «Радиация вокруг нас» Проблема: « Влияет ли на естественный радиационный фон г. Кувшиново - Калининская АЭС?» Руководитель проекта: Смирнова Надежда Ивановна- учитель физики МОУ КСОШ №1 Выполнили проект: Орлова Влада- ученица 9 «а» класса Жукова Светлана-ученица 9 «а» класса

2 слайд

Задачи проекта: Измерение природного радиационного фона в районе г.Кувшиново; Выяснить направление ветра в окрестностях г.Кувшиново, относительно расположения г. Удомля; Влияние радиации на окружающий мир.

3 слайд

Назначение проекта: Установление межпредметных связей (физика, география,биология); Оценить состояние радиационного фона; Выяснить оказывает ли влияние Калининская АЭС на радиационный фон нашего города Рассмотреть вопросы влияния радиации на живой мир.

4 слайд

План: Проверка радиационного фона вокруг г. Кувшиново в течении месяца; Выяснить расположение г. Кувшиново относительно Калининской АЭС (г. Удомля) Построение таблицы распределения радиационного фона с учётом направления ветра; Радиация и последствия.

5 слайд

Возможность гибели населения от радиации после применения ядерного оружия многими «экспертами» считается маловероятной. Радиоактивность – неотъемлемый элемент нашего бытия, который в условиях научно – технического прогресса, эксплуатации различных ядерных установок (в том числе реакторов АЭС) пробрел важное значение в проблеме безопасности жизни и здоровья людей.

6 слайд

7 слайд

Результаты исследований: С – З ВЕТЕР 9 - 12 мкР СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР 10 – 13 мкР С – В ВЕТЕР 7 – 12 мкР ЗАПАДНЫЙ ВЕТЕР 9 – 12 мкР ШТИЛЬ 9 мкР ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР 9 – 10 мкР Ю – З ВЕТЕР 10 – 11 мкР ЮЖНЫЙ ВЕТЕР 8 – 12 мкР Ю – В ВЕТЕР 12 мкР

8 слайд

Выводы по результатам исследований: г. Кувшиново находится на юго-западе Тверской области относительно г. Удомля; Калининская АЭС (г. Удомля) расположена на севере Тверской области относительно г. Кувшиново; Результаты измерений радиационного фона по сторонам света составили (см. таблицу); Естественный радиационный фон не должен превышать 30мкР/ч, а данные измерений составляют 8 – 12 мкР/ч, а в юго-западном направлении из 34 дней ветер дул 3 дня. Вывод: Влияние радиационного фона АЭС на естественный фон вокруг нашего города отсутствует. направление ветра количество дней северный 7 северо-западный 5 западный 5 юго-западный 3 южный 7 юго-восточный 1 восточный 3 северо-восточный 4

9 слайд

10 слайд

Радиоактивное загрязнение окружающей среды сопровождает все звенья сложного хозяйства атомной энергетики: добычу и переработку урана, производство тепловыделяющих элементов, работу АЭС, хранение и регенерацию топлива. Происходит загрязнение грунтовых вод тритием, практически, на всех АЭС, что приводит к замещению части молекул воды в живых организмах молекулами трития, а это ничего хорошего организму не дает. Главная биоэкологическая опасность от нормально работающей АЭС - загрязнение биосферы плутонием, а это практически навечно (период его полураспада – десятки тысяч лет).

Что еще почитать