Достижения заместителя директора по воспитательной работе. Самоанализ заместителя директора по воспитательной работе

Текст должностной инструкции, как правило, включает в себя несколько разделов:

Должностные обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В рамках должностной инструкции работника, который ответственен только за воспитательный процесс в учебном заведении, рассматривается довольно узкий круг обязанностей. Однако в штате образовательных организаций куда чаще встречается заместитель директора по учебно-воспитательной работе (в просторечии — завуч), круг должностных обязанностей которого заметно шире.

Не знаете свои права?

Все должностные обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса, можно разделить на несколько групп:

  1. Обеспечение методической составляющей обучения. Завуч обязан составлять, утверждать и корректировать при необходимости учебные планы для обучающихся. Важное условие — оперативность коррекции, которая может быть связана с изменением ситуации в учебном заведении или в стране. Например, при введении дополнительного урока в связи с каким-либо ЧП (террористическим актом, стихийным бедствием и т. п.).
  2. Координация работы педагогического коллектива. Заместитель директора вправе посещать уроки, кружки и внеклассные занятия с целью проведения контроля за работой учителя. Кроме этого на нем лежит ответственность за проведение своевременной аттестации педагогов и их обучение с целью повышения квалификации.
  3. Планирование. Речь идет о текущих и перспективных планах, которые должны быть составлены заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждены директором учреждения.
  4. Обеспечение учебного процесса. Это относится не только к практической части (предоставление учебных материалов, планов, пособий и т. д.), но и к материальной (обустройство классных комнат, создание условий для творчества и т. д.).
  5. Своевременное представление отчетности.

Перечень должностных обязанностей завуча, так же как и заместителя по воспитательной работе, может подлежать корректировке. Главное, как можно более детально прописать положения данного раздела должностной инструкции, чтобы у работника не возникало вопросов по поводу того, что входит в его компетенцию.

Ознакомление заместителя с должностной инструкцией должно быть подтверждено его подписью. При внесении изменений в документ сотрудник также должен с ними ознакомиться и подтвердить согласие подписью, т. к. в противном случае изменения не будут иметь юридической силы.

Утверждаю

[организационно-правовая форма, [подпись, Ф. И. О., должность

Наименование организации, руководителя или иного должностного

Предприятия] лица, уполномоченного утверждать

Должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция

заместителя директора школы по воспитательной работе

[наименование образовательного учреждения]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с заместителем директора школы по воспитательной работе и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора школы по воспитательной работе относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора школы, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.

1.2. На должность заместителя директора школы по воспитательной работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на педагогических и руководящих должностях не менее [вписать нужное] лет.

1.3. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией РФ, законами, регулирующими вопросы воспитания и образования обучающихся, Уставом образовательного учреждения, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

1.4. На период временного отсутствия заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или педагога из числа наиболее опытных работников.

2. Функции

2.1. Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:

Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися;

Методическое руководство воспитательным процессом;

Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной работы с обучающимися и ее проведение.

3.2. Координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных ему работников.

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации.

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса.

3.6. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий.

3.7. Совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов.

3.8. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными руководителями, старшим вожатым, другими педагогами классных журналов, журналов групп продленного дня и другой документации.

3.9. Оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий.

3.10. Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках.

3.11. Контролирует соблюдение учащимися Правил поведения в школе и Устава школы.

3.12. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию.

3.13. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы.

3.14. Вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы.

3.15. Ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава.

3.16. Принимает меры по пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы.

3.17. Обеспечивает выполнение классными руководителями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работу, добровольный общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда.

3.18. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися.

3.19. Оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям групп, кружков, спортивных секций и др., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев.

3.20. Организует с учащимися и их родителями мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.; организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы, содействует созданию комплексной системы воспитания.

3.21. Устанавливает и поддерживает связь школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию.

4. Права

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб образовательного учреждения, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Каргатская средняя школа №2 им. Горького

Самоанализ

педагогической деятельности заместителя

директора по воспитательной работе

Локтионовой Елены Викторовны

Каргат 2014

Российское образование стало рассматриваться сейчас как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также и возросшие запросы общества, родителей. Современное общество ожидает от школы создания условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни.

Поэтому считаю, что воспитание личности школьника является не менее важной приоритетной задачей в современном мире.

Новые условия деятельности побуждают весь педагогический коллектив на обновление содержания воспитания, поиск новых эффективных форм организации работы с учащимися.

Если воспитание сегодня выделяется как приоритетное направление, то и роль заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе является, по моему мнению, очень значимой.

Мой общий педагогический стаж работы – 13 лет. В должности заместителя директора по ВР – 5 лет. За всё время педагогической практики накоплен определённый опыт работы. Свою деятельность заместителя директора по воспитательной работе я осуществляю с учётом специфики образовательного учреждения, особенностей социума и социального заказа; моя деятельность направлена на осуществление качественной воспитательной работы в школе и создание необходимых условий. Как заместитель директора стараюсь совершенствовать свою деятельность: своевременно прохожу курсы повышения квалификации, занимаюсь самоподготовкой. В 2011-2012 учебном году была отмечена грамотой Управления Образования Каргатского района.

Изучение документов, определяющих государственную политику в области образования (Закон РФ «Об образовании», и др.) даёт мне возможность чётко определять цели и задачи воспитания, определять приоритеты успешности воспитательной работы.

Цель : создание условий для развития, саморазвития, самореализации личности ученика - психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

    Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

    Привлечение классных руководителей и классов к участию во внутришкольных и районных мероприятиях.

    Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества.

    Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

    Реализация внеурочной деятельности ФГОС.

Наша школа имеет замечательное наследие. На протяжении всей её жизнедеятельности, школа добивалась хороших результатов, славилась спортивными достижениями, достижениями в учёбе и воспитании, компетентными педагогами.

В настоящее время школа отвечает всем современным требованиям: созданы все условия- кадровые и материальные для реализации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Учебно-воспитательный процесс сопровождается социально-психологической службой. В наличии имеются все необходимые специалисты. Третий год успешно реализуются новые стандарты в начальной школе. Сложилась система занятости детей во внеурочное время.

Воспитательная система имеет свои традиции, которые я стараюсь поддерживать и вносить что-то новое.

Одной из приоритетных задач, которую я считаю наиболее актуальной и значимой – это сохранение здоровья ребёнка. Школа уже 3-й год успешно реализует региональный проект «Школа-центр физической культуры и здорового образа жизни». Исходя из потребности современного времени, образа современного ученика в рамках проекта реализуются следующие программы:

    «Психологическое здоровье ребёнка», основная цель которой -сохранение психологического здоровья ребёнка и психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Особое внимание в рамках подпрограммы уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами, детьми, находящимися на индивидуальном обучении и детьми, обучающихся по спец. программам.

    «Мы за здоровое будущее». Программа разработана для учащихся начальной школы и нацелена на создание условий, способствующих укреплению здоровья учеников первой ступени обучения, улучшению динамики показателей уровня здоровья, развития системы работы по совершенствованию ЗОЖ.

    «Патриотическое воспитание школьников».

Основные задачи программы - это:

Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

Разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

Разработка научно-методических рекомендаций по проблемам патриотического воспитания;

Таким образом, реализация данных программ охватывает все стороны воспитательного процесса в целом.

За время реализации данного проекта в школе сложилась определённая система работы по здоровьесбережению, есть результаты реализации данного проекта (Приложение1).

В школе сформирована структура, ответственная за осуществление воспитательной деятельности и дополнительного образования; функционирует методическое объединение классных руководителей. В МО классных руководителей входит 15 педагогов. Руководство МО осуществляется следующим образом: в начальной школе функционирует МО классных руководителей (1-4 классы) и МО классных руководителей средней и старшей школы (5-11 классы).

Непосредственными воспитателями и наставниками учащихся являются классные руководители. Я координирую их работу, стараясь способствовать созданию благоприятного морально-психологического климата в школе, отношений сотрудничества и доброжелательности в педагогическом и ученическом коллективах. В работе с классными руководителями считаю эффективным использование индивидуального подхода к педагогам в зависимости от опыта и стажа работы.

Основными воспитательными формами , которые рекомендую классным руководителям, считаю:

    классный час

    классные собрания учащихся – как демократическую форму коллективной жизни класса

Необходимым условием успешной работы с классом является его активное участие во внутришкольных мероприятиях. Степень участия класса зависит от формы проведения. Традиционные мероприятия, к которым я привлекаю классные коллективы к участию, это- «Осенний бал», «Сладкая ярмарка», тематические выставки, «Новогодний калейдоскоп», 23 февраля, Неделя экологии и др.

В своей деятельности наиболее приемлемой считаю технологию КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) . В настоящее время это эффективный метод воспитания и развития учащихся в классном коллективе, в школьном ученическом сообществе в целом, т.к. он основан на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. В текущем учебном году данная технология получила наибольшее развитие. С начала учебного года классными коллективами были проведены следующие мероприятия: «День учителя», «Осенний бал», «Сладкая ярмарка», «Новогодний бал», «Смотр патриотической песни».

Критерием эффективности воспитательной работы в школе служат показатели уровня воспитанности. С 2009-2010 учебного года

Для успешной работы школы в области воспитания является сотрудничество с другими организациями. На протяжении многих лет школа взаимодействует с Домом детского творчества - на базе школы действуют творческие объединения и кружки по интересам («Палитра», «Сказочный мир детства», «Ступени» и т.д.); с Детской юношеской спортивной школой –работают спортивные секции по волейболу и баскетболу; со Школой искусств г. Каргата. Учащиеся нашей школы не только обучаются там, но и посещают открытые мероприятия, концерты, организованные школой искусств. Не первый год школа сотрудничает с историко-краеведческим музеем г. Каргата. Сотрудники музея организовывают для наших учащихся экскурсии, часы общения, лектории к памятным датам.

Большое внимание уделяю безопасности жизнедеятельности обучающихся: в школе проводятся декады безопасности дорожного движения (сентябрь, март). Данные декады включены в общешкольный план воспитательной работы, в планы ВР классных руководителей. К проведению таких декад привлекаю социального педагога, работников полиции, оформляются агитационные стенды, конкурсы рисунков, плакатов, проводятся акции, ставшие традиционными в нашей школе – «Мы за безопасность дорожного движения», «Пешеход, будь внимателен!». Ежегодно участвуем в районном конкурсе агитбригад «Зелёная волна».

Добиться положительных результатов в воспитании возможно только в тесном взаимодействии с родителями. Основными формами взаимодействия с родителями традиционно являются родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся по плану классных руководителей: в начальной школе – не менее 1 раза в четверть, в средней и старшей школе – 1 раз в триместр.

Родители привлекаются классными руководителями к различным видам деятельности: помогают проводить родительские собрания, участвуют в классных праздниках, творческих делах: «Сладкая ярмарка», «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта» и др.

В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями (например, присутствуют на школьном Совете профилактики).

Сформирован Совет школы, который уполномочен решать вопросы воспитания и обучения учащихся.

Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей не только с администрацией школы, но и с учителями-предметниками.

В связи с внедрением Федерального государственного стандарта начального общего образования большое внимание уделяю организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Третий год мы работаем по новым стандартам, за данный период времени есть определённые результаты - внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружков, спортивных секций с различными видами деятельности, экскурсий, конкурсов, соревнований, поисковых исследований, общественно-полезной практики, позволяющими в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Необходимо отметить, что увеличилось количество кружков по интересам в 2013-2014 г., разработано Положение о группе продлённого дня, привлечены педагоги Дома творчества к проведению кружковой работы, третий год ведётся кружок «Разговор о правильном питании».

Считаю, что материально-техническая база для проведения воспитательной работы достаточная. В 2008-2009 году произошло значительное улучшение МТБ школы. Имеется: компьютерный класс, мультимедийные проекторы, принтеры, ксероксы, музыкальная аппаратура, музыкальный центр, сканер, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска. Укрепилась спортивная база школы, имеется в достаточном количестве спортивное оборудование, 2 спортзала, лыжная база, на территории школы есть стадион, волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, в школе установлен скоростной интернет, имеется локальная сеть, сайт школы.

Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы:

    Активно ведётся работа по здоровьесбережению:

    стабильное количество учащихся, посещающих спортивные секции; увеличилось количество учеников начальной школы, посещающих спортивные секции по общей физической подготовке;

    стабильное и результативное участие в спортивных соревнованиях разного уровня;

    увеличилось количество внутришкольных спортивных соревнований;

    проведение общешкольных Дней здоровья;

    согласно плану ВР школы проводятся тематические недели безопасности;

    проводится ежедневная утренняя зарядка в 1-4 классах.

    Ведётся мониторинг уровня воспитанности.

    Достаточно хорошо развита система работы с родителями. Основные формы работы с родителями- родительские собрания, проведение мероприятий внутриклассных и школьных с участием родителей. В каждом классе действует родительский комитет, на уровне школы – Совет школы.

    На хорошем уровне ведётся работа по вовлечению учащихся в кружковую работу. В текущем учебном году увеличилась фактическая занятость учащихся по сравнению с 2012-2013 учебным годом на 17%. Открыты новые объединения: кружок «Шахматы», «Кукольный театр», «Весёлая страна детства».

    Успешно реализуется внеурочная деятельность в рамках ФГОС: разработано положение о ГПД, занятость учащихся во 2 половине дня осуществляется через кружковую работу и планы ВР классных руководителей. Каждый год составляется воспитательный план работы, в котором предусмотрена реализация всех направлений внеурочной деятельности учащихся. В 2013-2014 учебном году увеличилось количество объединений по всем направлениям внеурочной деятельности.

Считаю, что успешность воспитательной работы зависит, прежде всего, от сплочённой и слаженной работы всего педагогического коллектива в целом. Воспитательный процесс- процесс долгий, требующий постоянного внимания, контроля. Во многом его успешность зависит от контингента детей, социального уровня семьи, поэтому необходимо его «прогнозировать», ставить задачи, приемлемые именно в этом детском коллективе. Задачи, над которыми предстоит работать в следующем учебном году:

    Усиление роли семьи в учебно-воспитательном процессе;

    Совершенствование классного и школьного самоуправления;

    Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;

Приложение 1

Критерии

Сентябрь 2011-2012 г.

Май 2012-2013г.

Всего обучающихся

275

(%)

Всего обучающихся 285

(%)

Распределение по физкультурным группам

Основная

группа

163

169

Подготовительная

группа

Специальная медицинская

группа

ЛФК

Освобожденные от занятий

Распределение по уровню физического развития

(количество учащихся %)

высокий

146

146

средний

105

105

низкий

Занимающиеся в спортивных секциях (количество учащихся %)

Школьные спортивные секции

3/59

спортивные секции вне школы

Количество обучающихся, принявших участие в

физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Праздники здоровья

269

269

День бегуна

146

146

Лыжня зовет

Конкурсы, Олимпиады

Физкультурно-спортивной направленности

Внутришкольные соревнования

167

167

Школьные Спартакиады

Приложение 2

Занятость учащихся

2012-2013 уч.год

2010-2011 (261)

2011-2012 (256)

2012-2013 (275)

2013-2014(285)

Наименование кружка, объединения

2000-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

«Гвардейцы»

+

+

+

+

+

«Кукольный театр»

-

-

-

-

+

«Шахматы»

-

-

+

-

+

«Аэробика»

-

-

-

+

-

«Наш край»

-

-

-

+

-

«Надежда»

-

-

-

-

+

«Интеллектуальный»

+

+

+

+

-

«Весёлая страна детства»

-

-

-

-

+

«Сказочный мир»

-

-

-

-

+

«Математический»

-

+

+

-

-

«Занимательная психология»

+

+

+

-

-

«Палитра»

-

-

+

+

+

«Ступени»

-

-

-

+

-

«Разговор о правильном питании»

-

+

+

+

+

«Радиоэфир»

-

-

-

+

+

«Бионика»

-

-

-

+

+

«Этикет. Час общения»

-

-

-

+

+

«В гостях у сказки»

-

-

-

+

+

Спортивная секция (волейбол, баскетбол) старшая, средняя группа (юноши)

+

+

+

+

+

Спортивная секция (волейбол, баскетбол) старшая, средняя группа (девушки)

+

+

+

+

+

Спортивная секция (волейбол, ОФП) младшая группа

+

+

+

+

+

Приложение 3

Мониторинг уровня воспитанности

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

ВУР

СУР

НУР

Приложение 4

Кол-во в ПДН

% от общего числа

Кол-во в ВШУ

% от общего числа

занято

ПДН

ВШУ

2009-2010

4 - 57%

2010-2011

5 - 62%

1-12%

2011-2012

6- 66%

1-100%

2012-2013

2 -25%

2-40%

Приложение 5

Достижения учащихся

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Смотр-конкурс лагерей дневного пребывания (район)

Военно-патриотическая игра «Зарница» (район)

Районный конкурс «Семья в объективе» (район)

Районный конкурс «Я люблю тебя, Россия» (район)

«Я-будущий учитель» (район)

«Весенняя капель» (региональный)

участие

Участие

«Стартующий подросток» (район)

КВН (район)

«Зелёная волна» (район)

«Любимые игры» (область)

участие

«Здоров – значит счастлив» (область)

«Призывник» (район)

участие

«Думские гонки» (область)

«Мне не нужен бумажный дневник» (область)

Учатие

«Зелёная планета» (район)

Участие

«Созвездия» (район)

Межрегиональная школа КВН (региональный)

1,2,1

Областная акция «Мы за здоровый образ жизни» (область)

участие

Районный форум молодёжи «Развитие территории. Нам здесь жить» (область)

участие

участие

участие

Районный конкурс «А ну-ка, мальчики!» (район)

Участие

Районный конкурс «А ну-ка, девочки!» (район)

участие

«Безопасное колесо» (район)

участие

«Умники и умницы» (район)

«Салют победы» (район)

Приложение 6

Участие в методической работе и распространение опыта

Учебный год

Где заслушивалась

Форма представления опыта

2012-2013

район

Выступление на районной августовской конференции

район

Организация и проведение районного МО учителей зам.директоров и учителей физической культуры

район

Организация и проведение районного семинара «Реализация регионального проекта «Школа-центр физической культуры и ЗОЖ»

область

Выступление на региональной конференции «Организация школьного мониторинга по физической подготовленности учащихся»

Основой для разработки должностных инструкций служат , утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника , специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» (в ред. от 31.05.2011).

На сегодняшний день, в связи со сменой образовательной модели можно представить следующую иерархию основных принципов деятельности по воспитательной работе в школе:

Гуманистическая направленность: внимание всегда направлено на личность обучающегося, на обеспечение его прав и свобод;

Принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса в школе: участие в нем самих школьников, их родителей, педагогов.

Принцип системности: обеспечение системы субъектного взаимодействия всех участников воспитательного процесса в образовательной организации (далее — ОО).

Принцип целесообразности и природосообразности: при выборе конкретной формы организации воспитательного процесса в школе учитываются цели воспитания, возрастные особенности учащихся, индивидуальные, их ценностные ориентации, уровень развития внутришкольного коллектива.

Специфика деятельности заместителя директора по воспитательной работе в школе определяется типом ОО, составом обучающихся и педагогов, системой, традициями. Она находит отражение в характерностях жизнедеятельности внутришкольного коллектива, доминирования отдельных методов воспитания, основанных на объединении урочной и внеурочной деятельности.

Приоритетным направлением деятельности заместителя директора по воспитательной работе в школе является формирование курса на нравственность, ценность ориентаций учащихся, соответствующих актуальным интересам детей и социальному заказу органам воспитания, отраженному в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» устанавливаются меры, затрагивающие воспитательный процесс в школе, нацеленные в том числе на социализацию детей. Среди них:

— внедрение новейших программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование гражданской этичности, либеральности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите своей Родины, формирование положительного отношения молодых людей к службе в Армии;

— комплексная профилактика отрицательных явлений в детской среде: внедрение новых методов борьбы с безнадзорностью, наркоманией, детским алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка действенного механизма профилактики девиантного поведения среди детей и подростков;

— внедрение результативных механизмов взаимодействия образовательного учреждения с представителями гражданского общества, различных конфессий, печатных изданий, телевидения, родительских объединений в области воспитательного процесса в школе и социализации детей.

Основные задачи заместителя директора по воспитательной работе в школе

Деятельность заместителя директора по воспитальной работе в школе направлена на создание благоприятной среды и комфортного психологического климата, а также на координацию усилий педагогов и родителей, непосредственно учавствующих в воспитательном процессе. Из этого вытекают следующие задачи:

Создание условий вхождения в социальную жизнь для каждого ребенка, учитывая культурный уровень и возрастные особенности;

Формирование общешкольного коллектива как воспитательной системы.

Развитие в школе воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с коллективами педагогов и родителей, внешкольными учреждениями, создание предметной среды).

Организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения.

Диагностика, коррекция, регулирование воспитательного процесса в школе, личностного пути развития каждого ребенка.

Направления работы заместителя директора по воспитательной работе в школе

Целью управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе в школе является организация функционирования системы «педагог — обучающийся — родитель».

Работа с педагогическими кадрами

Цель работы с педагогическими кадрами — организация взаимодействия классных коллективов.

1. Методическая работа с классными руководителями.

Цель: повышение профессиональных знаний, умений классных руководителей.

Основные формы и методы: методические объединения, лекции, семинары, дискуссии, круглые столы, педагогические чтения, деловые игры, «мозговой штурм», психолого-педагогические консилиумы, открытые мероприятия.

Результат: удовлетворенность классных руководителей занятиями и практическое использование обсуждаемых вопросов в работе при организации жизнедеятельности классного коллектива.

2. Инструктивно-методическая работа с педагогами.

Цель: анализирование и постановка оценки жизнедеятельности коллектива, координирование деятельности всех сотрудников, учавствующих в воспитательном процессе в школе для достижения намеченной цели.

Основные формы и методы: оперативные совещания, планерки, отзывы, информирование, анализ и самоанализ, отчеты и самоотчеты.

Результат: высокая осведомленность педагогического состава, ритмичность и гласность в работе, своевременная коррекция и устранение недостатков, согласованность действий, скоординированность, точная организация труда.

3. Индивидуальная работа с педагогами.

Цель: оказание преподавателям помощи в воспитательном процессе в школе, конкретно в практической деятельности.

Основные формы и методы: консультации, беседы, советы, практический показ.

4. Обмен опытом работы.

Цель: обобщение передового педагогического опыта воспитательной работы в ОО.

Основные формы и методы: педагогические советы, научно-практические конференции, круглые столы, педагогические чтения, дискуссии, открытые мероприятия.

Результат: практическое использование обсуждаемого опыта работы.

5. Координация работы с предметными методическими объединениями.

Цель: выработка единых подходов и требований к этике взаимоотношений, согласование планов организации внеурочной деятельности обучающихся по предметным циклам, реализация целей воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: заседания предметных методических объединений, педагогические советы, доклады, выступления, публикации, методические разработки, планирование.

Результат: скоординированность и согласованность в действиях на основе единого планирования, определенные традиции, гуманистический дух взаимоотношений, единство взаимодействия педагогов в воспитательном процессе в школе на основе педагогической этики.

6. Работа с педагогами дополнительного образования.

Цель: оказание педагогам методической поддержки, координация их деятельности с общешкольным планом воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: методические объединения, личные консультации, педагогические советы, беседы.

Результат: на основе единого планирования действия педагогов становятся более скоординированными, согласованными, учителя применяют на практике обсуждаемые вопросы при организации дополнительного образования.

Работа с ученическим коллективом

Цель: организация жизнедеятельности общешкольного коллектива на основе сотрудничества по интересам нескольких групп обучающихся.

1. Организация общешкольных коллективных творческих дел (КТД).

Цель: развитие у учеников инициативности, организаторских способностей, как важной части воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: групповые и массовые мероприятия по методике КТД.

Результат: обучающиеся довольны развитием общешкольного коллектива, они развивают свои организаторские способности, в учебном учреждении формируются определенные традиции.

2. Работа с органами ученического самоуправления.

Цель: создание необходимых условий для развития ученического самоуправления, обеспечение социальной защиты учащихся в рамках воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: общешкольное собрание, заседания органов ученического самоуправления, дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм, информирование, анализ и самоанализ, отчеты и самоотчеты.

Результат: отношения демократизируются, в школе развиваются определенные традиции, обучающиеся развивают организаторские способности.

3. Индивидуальная работа с обучающимися.

Цель: оказание обучающимся помощи в индивидуальном порядке в рамках воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: психолого-педагогическая поддержка и консультирование, беседы, советы.

Результат: социальная защищенность обучающихся.

Работа с родительским коллективом и внешкольными организациями в рамках воспитательного процесса в школе

Работа с родительским коллективом

Цель: организация взаимосотрудничества родителей с ОО в рамках воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: собрания для родителей, дни открытых дверей, родительский лекторий, консультирование педагога-психолога.

Результат: родители детей довольны результатами жизнедеятельности общешкольного коллектива, использование рекомендаций педагога-психолога по воспитанию в рамках семьи.

Работа с внешкольными организациями

Цель: организация жизнедеятельности общешкольного коллектива путем взаимодействия с общественными и социальными институтами.

Основные формы и методы: информирование, консультации, дни открытых дверей, практическая помощь, занятия в клубах, кружках и секциях, групповые и массовые мероприятия.

Результат: использование воздействия социума, реализация средового подхода в воспитательном процессе в школе.

Разделы: Социальная педагогика

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца…

Микеланджело Буонарроти

Годы – это понятия точные, отформованные небесной механикой. Годы, прожитые семьей, не сверяются со звездными часами – они являются делом рук человеческих. И, когда мы говорим о прожитом, то имеем в виду не прошедшее время, а те события, которые выстаивали и облик семьи, и историю семьи. Что ж, наверное, в этом и состоит логика жизни: каждое поколение привносит в этот мир свой вклад, выстраивая ряд за рядом пирамиду цивилизации.

В семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув глубоко в мир человеческих отношений, полный таинственных загадок, нередко скрытых от глаз. Большинство этих загадок так и не разгадано. Семья – это микрокосм всего мира. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, – ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир – нужно изменить семью.

Отношения в семье – это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое. В нашем урбанизированном и индустриальном мире социальные институты должны быть экономичными, практичными, эффективными, а главное – человечными. Значение и воспитательную роль семьи как структурной единицы общества трудно переоценить. Ее микроклимат создает атмосферу, которая поддерживает интерес ребенка к творчеству, самореализации.

На сегодняшний день в обществе возникла необходимость для духовного, равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Семья по отношению к школе выступает уже не только как потребитель и заказчик, но, и, что очень важно, как партнер. Поэтому, поднимая вопрос семейных ценностей в условиях общеобразовательного учреждения, в первую очередь нужно подразумевать неоценимую связь семьи и школы в одном общем деле – воспитании личности ребенка.

Хочется отметить, что именно наш округ признан лауреатом престижной национальной премии общественного признания “Семья России” среди субъектов Российской Федерации, церемония вручения которой прошла в Москве в Государственном Кремлевском дворце в мае текущего года. Поддерживая государственную политику в области пропаганды семьи, семейных ценностей, лучших традиций семейно-бытовой культуры, наша школа реализует основные направления работы с семьей, поставленные на современную основу. Данные отношения развиваются через систему гуманистических отношений детей, учителей, родителей и взаимосвязанную деятельность в единой воспитывающей среде. Все участники создают содружество взаимозаинтересованных в результатах этой деятельности индивидуумов. Отношения детей и взрослых приближаются по своему характеру к отношениям, свойственным хорошей семье.

Встав на путь создания “школы семейного общения”, мы почувствовали необходимость поиска не только новых форм работы с родителями, но и нового стиля взаимного доверия и сотрудничества, предполагающего единство целей, стратегии и тактики воспитания дома и в школе.

Поэтому целью данного проекта можно назвать содействие формированию нравственно ориентированной личности ребенка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности при условии взаимовыгодного сотрудничества семьи и школы.

Для реализации данной цели определены следующие задачи :

– способствовать формированию нравственной позиции школьников;

– создать необходимые условия для проявления и развития индивидуальности каждого учащегося, его способностей;

– способствовать дальнейшему развитию отношений единства трех коллективов (“ядра воспитательной системы”): педагогического, ученического и родительского, где педагоги – управляющая подсистема, а ученики и родители – управляемая (и субъекты собственного развития) (см. схема воспитательной системы школы, рис.1 );

– содействовать развитию совместной деятельности детей и родителей в сфере досуга, тем самым способствуя возрождению национальных традиций семейного воспитания, приобщению детей к семейным истокам, изучению своей родословной, воспитанию нравственных и духовных начал личности и семейной общности;

– осуществлять социально-педагогическую поддержку трудных подростков путем вовлечения их в различные формы детского творчества и спорта, а также корректировку воспитания в отдельных семьях, особенно неблагополучных.

Основным показателем эффективности, действенности являются личность ребенка, его самочувствие в школе и дома, включенность в деятельность, его ценностные предпочтения. Одним из важных результатов взаимодействия педагогов, детей и родителей является воспитательное пространство, где царят добро, культ знаний, терпимость.

Для изучения эффективности школы семейного общения может быть использован следующий диагностический инструментарий : так, показателем воспитанности учащихся являются сформированность нравственной направленности, креативность личности, социальная адаптивность, развитость коммуникативной культуры; показателем сформированности благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе может быть эталонность школьного коллектива в восприятии его членов, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Программа работы с неблагополучными семьями в МОУ “СОШ № 9” “Стратегия семьи”

Правовые основы индивидуально – профилактической работы с неблагополучными семьями в МОУ “СОШ № 9”

Основным документом, регламентирующим деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в отношении несовершеннолетних и родителей, является Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах системы безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних от 24.06.1999г. № 120-03.

Индивидуальную профилактическую работу выполняют:

  • органы управления социальной защиты населения в пределах своей компетенции в отношении родителей и их законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию или отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних, либо жесткого обращения с ними (подпункт 1п.1.ст.12).
  • учреждение социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям выявляет несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении, осуществляют реабилитацию этих лиц (подпункт 1.2 п.5 ст. 13)
  • школа – выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а так же не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию, а так же выявляет семьи в социально опасном положении и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей (подпункт 2.3 п. 2 ст. 14)
  • подразделения по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную работу в воспитании несовершеннолетних, а также их родителей и законных представителей, не исполняющих свои обязанности, отрицательно влияющих на их проведение либо жестоко обращаются с ними.

Общие положения

  1. В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие ребенка, нарушаются его права.
  2. Неблагополучные семьи не могут самостоятельно решить проблемы воспитания детей, им необходима квалифицированная целенаправленная помощь.
  3. Дети из неблагополучных семей нуждаются в поддержке педагогов.

Роль преподавателей в работе с неблагополучными семьями

  1. Создание на занятиях благоприятных условий для усвоения учебного материала.
  2. Эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей.
  3. Организация поддерживающих занятий.

Работа социального педагога с неблагополучными семьями

  1. Создание банка данных о неблагополучных семьях и детях из данных семей, обучающихся в школе.
  2. Определение с помощью педагога– психолога причины неблагополучия.
  3. Планирование работы с данными семьями совместно с администрацией школы, классными руководителями, психологом, организатором по работе с семьей, инспектором.
  4. Выявление детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите, совместно с органами опеки решать вопросы защиты прав ребенка.
  5. Совместно с завучем по воспитательной работе вовлекать детей из неблагополучных детей в кружки и секции по интересам.
  6. Создание неблагоприятной обстановки в группе вокруг ребенка из неблагополучной семьи.
  7. Установление отношений партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
  8. Работа с учащимися класса по повышению статуса ребенка из неблагополучной семьи.
  9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Развернутый план социально-педагогической работы с различными типами семей

  1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
  2. Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
  3. Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.
  4. Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.
  5. Поддержка семьи опекунов.
  6. Работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям.
  7. Защита интересов опекаемых.
  8. Законодательное просвещение.
  9. Многодетные семьи:
  10. Содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций.
  11. Организация благотворительной помощи.
  12. Рекомендации по организации семейного досуга.
  13. Профориентационная работа.
  14. Законодательное просвещение.
  15. Неполные семьи:
  16. Оказание необходимой помощи в получении пособий.
  17. Психолого-педагогическое консультирование.
  18. Профилактика асоциально-аморального поведения.
  19. Организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь).
  20. Законодательное просвещение.
  21. Проблемные семьи:
  22. Изучение динамики развития проблемы семьи.
  23. Общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье.
  24. Законодательное просвещение.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций.

Изучение личностных особенностей членов семьи.

Составление карты семьи.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

Составление программы работы с неблагополучной семьей.

Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Основные аспекты работы

1. Как выявить семьи группы повышенного риска.

Признаками социального неблагополучия могут быть:

  • неравный брак, конфликты между членами семьи, приемные родители, сожители или разведенный (одинокий) родитель;
  • условия жизни семьи: недостаток жилищной площади, безработица, социальная изоляция родителей;
  • нежеланный ребенок, трудновоспитуемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.

2. Педагогическое просвещение родителей.

– диагностический этап, позволяющий выявить реально существующие проблемы семьи, ценностные ориентации родителей, уровень их культуры;

– консультативный, когда в беседе с вами родители определяют свои вопросы, проблемы, удобные для них формы и методы обучения (образовательный заказ);

– непосредственно процесс обучения, проходящий в различных формах, в соответствии с пожеланиями родителей;

– мониторинговый этап, помогающий проследить результаты обучения, понять, насколько они соответствуют пожеланиям и позитивному развитию родителей, семьи в целом.

3. Требования к педагогам, ведущим обучение родителей:

– умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

внимание к проблемам родителей, к их переживаниям;

– доступность изложения материала;

– способность к оказанию психологической поддержки;

– стимулирование положительного поведения родителей, их контактов со школой, детьми;

– способность видеть малейшие достижения, вселять веру в успех.

4. Как преодолеть отчуждение родителей от школы:

Примерная программа тематических родительских собраний:

4. 1. Эмоциональное включение родителей:

  • расширение эмоциональных контактов родителей с детьми;
  • развитие коммуникативной грамотности родителей (“Общение дома”);
  • развитие культуры чувств родителей (родительская любовь, забота друг о друге).

4.2. Правовые взаимодействия детей, родителей и школы:

  • изучение основных прав ребенка, взрослого;
  • разработка “Кодекса жизни школы” (что вы ждете от школы, какой хотели бы ее видеть);

Формы проведения собраний:

  • Беседы, лекции, деловые игры.

Положительный итог проведения таких собраний:

  • установление более тесного сотрудничества учителей и родителей;
  • активные предложения родителей о том, как расширить взаимодействие;
  • снижение конфликтных ситуаций в семьях.

Цикл родительских собраний по темам:

  • День рождения вашего ребенка.
  • Слова, которые мы произносим.
  • Учим ли мы наших детей любить?
  • Современный человек – поле проблем.
  • Мир ценностей современного человека.
  • Нравственные законы жизни.
  • Человек о своей жизни.
  • Взаимодействие людей друг с другом.
  • “Кодекс жизни школы” – каким ему быть?

5. Взаимодействие неблагополучной семьи с другими органами, организациями, специалистами:

– со структурами муниципальных органов власти (Управление образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Центр занятости, Комитет по культуре и спорту, ГОВД, отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), детская комната милиции);

– с учреждениями, призванными помогать семьям (реабилитационный центр “Семицветье”, психолого-медико-педагогическая служба, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям “Катарсис”, наркологический диспансер, Когалымская городская больница);

– со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, работники УИИ, работниками коммунальных служб, педагогами дополнительного образования).

Что еще почитать